Jump to content

Советские морские суда


Recommended Posts

"...Ставишь иногда подругу на севастопольском бульваре и достаёшь объектив с длинным фокусом. «Ах, подожди, я причешусь». «Молчи, дура». И через плечо идёт съёмка «Киева», «Минска», «Азова», «Керчи». Не брезговали любители и кладбищами. Разумеется, корабельными, например, в Инкермане или в Угольной гавани Ленинграда. Там стояли корабли, сданные на лом. Народ на любых плавсредствах, а иной раз и вплавь, добирался с фотоаппаратами и делал в буквальном смысле исторические снимки. Нет, я не преувеличиваю. Например, до сих пор не опубликовано ни одного приличного снимка крейсера «Адмирал Нахимов» после вооружения его комплексом КСС – первыми советскими самолетами-снарядами. Хотя сам крейсер был исключен из состава флота в 1960 году..."

Из книги А. Широкорада "Диссиденты 1956-1990"

post-27-0-30386900-1416906825_thumb.jpg

post-27-0-26630900-1416906830_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...
  • 11 months later...
  • 2 years later...

НИС " Космонавт Владимир Комаров "

post-2205-0-57511000-1574448291_thumb.jpg

 

«Космонавт Владимир Комаров » — научно-исследовательское судно Академии наук СССР, предназначенное для обеспечения оперативного управления космическими аппаратами, измерения дальности и радиальной скорости космических объектов, приема телеметрической и научной информации, передачи командной информации, ведения переговоров с космонавтами.

Edited by Бобруец
Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

Экипаж "Вычегды" и прославился и покрыл себя позором девятью месяцами позднее.

 

В первых числах ноября 1952 г. пароход "Вычегда" следовал из Петропавловска в портпункт Озерновского рыбокомбината. В четыре часа утра 5 ноября судно в течение десяти минут испытывало сильную вибрацию корпуса. Через полтора часа на "Вычегде" была принята радиограмма: "В результате землетрясения в Северо-Курильске город ушел под воду. Суда, находящиеся в районе Северных Курил, прошу следовать в Северо-Курильск для спасения людей". Радиограмму-обращение подписал Белов, капитан теплохода "Красногорск", стоявшего под грузовыми операциями во Втором Курильском проливе.

Немедленно изменив курс, "Вычегда" форсированным ходом двинулась в указанном направлении. Экипаж приготовил к подъемным операциям грузовые устройства, сетки, тросы, шторм-трапы. Утром, когда судно подошло к проливу, ему стали попадаться плавающие обломки домов, различное имущество, мешки с продовольствием…

Спустя полчаса "Вычегда" подошла ко Второму Курильскому проливу, из которого течением выносило баржи, катера, сейнеры. На одной барже заметили человека. Ее взяли на буксир, а человеку помогли перебраться на "Вычегду". Это был первый курильчанин, спасенный камчатскими моряками. Им оказался баржевик-кореец.

Проходя по проливу, экипаж "Вычегды" видел на берегах островов Шумшу и Парамушира мокрый след цунами; он доходил до 12 м над уровнем моря. Поверхность пролива между мысами Округлым и Шумным была усеяна обломками построек, различного рода продуктами питания, домашней утварью. Среди них передвигались катера, рыболовный траулер и два сейнера.

В полдень "Вычегда" радировала в Петропавловск: "Принимаем людей, подобранных катерами. Много раненых, нужна помощь, сообщите в Курильск о необходимости выслать в порт врача. Питанием обеспечим…". Минут через тридцать катерники заявили, что спасать больше некого — все сняты, однако сами "район плавающих обломков" не покинули, занимаясь сбором имущества и спиртных напитков.

5 ноября в 13:45 капитан "Вычегды" передал: "Связи с берегом не имею. На сопках выше поселка (Северо-Курильск — В. П.) много людей, видимо, опасаются спуститься вниз. Посадку можно производить шлюпками, но сильное течение не дает результатов".

За четверть часа до этого пароход бросил якорь на рейде Северо-Курильска. Капитан "Вычегды" потребовал, чтобы к судну подошли катера. Подошли. Но перевозить людей с берега на пароход отказались, "ввиду отсутствия начальства и распоряжений". По свидетельству капитана "Вычегды", почти все экипажи, "кроме одного военного, были пьяны и продолжали заниматься мародерством". Только два или три катера согласились работать с пароходом.

В первой половине дня 5 ноября "Вычегда" взяла на борт 70 чел., "подобранных из воды"; большинство из них находились в состоянии шока, часть имела серьезные травмы и ушибы; всех их разместили в теплых помещениях, а также в машинном отделении "для просушки, обогрева и питания".

Пострадавшие рассказывал, что катастрофа началась в четыре утра с землетрясения. Затем на берег (с интервалом в пятнадцать — двадцать минут) обрушились три водяных вала, уничтоживших город полностью. Спаслись те, кто сразу же убежал в сопки и не спускался оттуда.

После обеда капитан "Вычегды" Смирнов отправил на берег шлюпку со своим помощником, чтобы тот разыскал штаб по эвакуации пострадавших. По территории порта бродили пьяные и занимались тем же, что и катерники — мародерством. Где находятся штаб и начальство, никто из них не знал.

В тот день "Вычегда" приняла около 150 чел., на следующий — еще 400. Но 6 ноября посадка шла уже и на другие, подошедшие к этому времени камчатские пароходы: "Уэлен", "Каширстрой", "Чапаев"… Моряки снимали людей с рыббаз Рифовая, Утесная, Левашова, Прибражная. В районе бедствия находились также некоторые рыболовные суда Главкамчатрыбпрома — СРТ № 668, 645, 663…

К 18 часам "Вычегда" закончила приемку пострадавших, загрузившись, что называется, "под жвак". Несмотря на указание следовать во Владивосток, пароход взял курс на Петропавловска из-за невозможности создать такому большому количеству пассажиров (818 чел.) соответствующие условия для длительного перехода. Остальные суда, в том числе "Маяковский" и "Каширстрой" (каждый взял по 1200 чел.), "Уэлен" (около 3000), пошли на Сахалин и в Приморье.

Переход у "Вычегды" занял немногим более суток. В день прихода в порт с судна поступили две радиограммы. В одной содержалась просьба подготовить указанные ранее размеры мужской, женской и детской обуви и одежды, предназначенных для спасенных, в другой — подогнать к трапу машины скорой помощи.

Траулеры Главкамчатрыбпрома вернулись в Петропавловск много позже. При осмотре кают команды, трюмов, палубы и машинного отделения СРТ № 669 компетентные органы обнаружили 26 кг спирта, мешок риса, 53 кг сала-шпиг, 27 м мануфактуры, 76 флаконов духов и одеколона, а также шесть живых уток и кур. Удалось установить, что почти все перечисленное похищено из магазина Рифовского рыбкоопа.

Еще на одном СРТ № 645 те же органы изъяли 20 кг спирта, столько же манной крупы, две швейные машинки, 10 патефонных пластинок, аптечные весы… Самый большой и ценный улов оказался у СРТ № 663. Здесь добычей руководил сам капитан. Задания, которые давал он, как правило, перевыполнялись. Так, вместо одной кровати на судно привезли с берега две, а к ним аж четыре пуховых подушки. Не забыли, понятно, и про выпивку. Из закуски, что складировалась на судне, по мере поступления, отметим лишь два ящика сливочного масла, пять ящиков мясных и рыбных консервов и четыре мешка муки. Выгружалось награбленное на Моховой. Выгрузили все, за исключением свиньи, которую еще в море зарезали и съели.

По итогам расследования, лица, уличенные в мародерстве, были привлечены к уголовной ответственности. Фамилии спасателей, проявивших самоотверженность, заносились в списки для поощрения. Попали в них и многих члены экипажа парохода "Вычегда" — судна, которое пришло в район катастрофы первым, не дожидаясь приказа свыше, едва получив известие о беде, постигшей курильчан…

Источник: http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/istor-35.htm

 

Подробнее здесь: http://fishkamchatka.ru/library/books/2793/12525_trevozhnyy_noyabr_pyatdesyat_vtorogo/?month=01&year=2018

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...