Jump to content

Летчик-испытатель и рекордсмен А.В.Кржижевский


Recommended Posts

Пополнил коллекцию интересным портретом.

 

Кржижевский Анатолий Вадимович

 

Служил в авиации ВМФ. В августе 1930 г., будучи исполняющим обязанности начальника отряда 60-й авиаэскадрильи, при перелете Ленинград-Севастополь на гидросамолете Дорнье-Валь совершил вынужденную посадку на участке Киев-Севастополь у села Акимовка близ Верхнеднепровска. Затем гидросамолет оттащили к Днепру трактором и спустили на воду, после чего перелет был успешно завершен.

В 1931 г. А.В.Кржижевский участвовал в Карской авиаэкспедиции на самолете Дорнье-Валь “Комсеверопуть-3” с опознавательным знаком СССР-Н3 в экипаже А.Д.Алексеева. Экспедиция проводила разведку для проводки судов Карской экспедиции.

Впоследствии работал летчиком-испытателем НИИ ГВФ. Поднял в небо и провел испытания СПЛ-1 (ОСГА-101, Гидро-1; 04.01.1935 г.); АРК-3-1 (второй пилот, 1935); ГМ-156 (Martin 156 Russian Clipper, ПС-30; 1939-1940 гг.); МА-1 (1940 г.).

На Гидро-1 А.В.Кржижевский установил ряд мировых рекордов по классу легких гидросамолетов: 21.09.1937 г. на участке в 100 км достиг скорости 170,2 км/ч, а 07.10.1937 г. – дальности полета (470,7 км).

В августе 1941 г. назначен командиром гидросамолета Дорнье-Валь.

post-1-0-71652100-1494528798_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Фотографии летчика из Сети.

Слева - А.В.Кржижевский.

Справа - участники Карской экспедиции 1931 года. Стоят командир А.Д.Алексеев и пилот А.В.Кржижевский, сидят бортмеханик Шелагин и помощник бортмеханика В.С.Чечин.

post-1-0-53530400-1494528869.jpg

post-1-0-79475900-1494528890.jpg

Link to post
Share on other sites

Самолет Дорнье-Валь СССР-Н3 был построен 08.04.1931 г., заводской номер – 143, моторы – два BMW-6. 8 сентября 1932 г. потерпел катастрофу в районе пролива Маточкин Шар и списан.

post-1-0-64673400-1494529426_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Из статьи Н.Родзевича “Под полуночным солнцем” (журнал “Самолет”, №11-12, 1931 г.) “20 июля гидросамолет “Комсеверпуть” № 3, пилотируемый Кржижевским А.Д., имея пассажирами члена правления “Комсеверпуть” т.Шевелева и “красинцев” тт.Алексеева и Шелагина, вылетел из бухты Варнека с целью разведки льдов в Карском море для провода каравана судов в порт Игарка. В полете выявилось полное отсутствие льдов, препятствующих движению судов на участке острова Вайгач и острова Диксон, но надвинувшийся сплошной низовой туман заставил самолет снизиться в районе острова Вилькицкого, переждать туман и лишь после этого следовать на остров Диксон, куда он прибыл благополучно”.

post-1-0-38251700-1494529490_thumb.jpg

post-1-0-75552300-1494529494.jpg

Link to post
Share on other sites

Самолет А.Д.Алексеева Дорнье-Валь СССР-Н3 на острове Домашний.

 

post-1-0-52891300-1494529562.jpg

 

Самолет Дорнье-Валь СССР-Н3.

 

post-1-0-20110700-1494529581_thumb.jpg

 

Остатки самолета Дорнье-Валь СССР-Н3 после катастрофы в Маточкином Шаре.

 

post-1-0-46436400-1494529598.jpg

Link to post
Share on other sites

Из книги С.Морозова “Они принесли крылья в Арктику” (Москва, издательство “Мысль”, 1979):

“Для Анатолия Дмитриевича [Алексеева] эта памятная навигация была и своего рода крещением. Командовал он воздушным кораблем, работавшим вдали от баз в суровой необжитой местности. Но, сказать по совести, в новой должности чувствовал себя Алексеев еще неуверенно: какой я командир, если управлять машиной не умею?

Значит, пора приобретать вторую специальность, в надежде, что со временем она станет первой, пора учиться на пилота.

Алексеев пригласил к себе в экипаж опытного морского авиатора Анатолия Вадимовича Кржижевского, а сам, оставаясь командиром корабля, сел на кресло второго пилота. Среди работников Комсеверпути немало было шуток в ту пору насчет содружества двух Анатолиев. Алексеев учился у Кржижевского умению пилотировать, Кржижевский с помощью Алексеева обживался в Арктике.

Об одном из таких совместных полетов можно судить по донесению Алексеева в авиаслужбу Комсеверпути в середине августа 1931 года.

“Сначала летели от бухты Варнека к Диксону. Не долетая до острова Андрея Вилькицкого на широте 73°25' и долготе 75°, были застигнуты туманом. Легли в дрейф вне видимости берегов. Пробыв в дрейфе 9 часов, стартовали при благоприятной погоде. Дошли до Диксона. Однако продолжать разведку, базируясь на Диксон, не позволило отсутствие там горючего.

Снова вылетели на запад к бухте Варнека.

Примерно на 66-м меридиане встретили туман, обойдя который отклонением курса на запад, вышли к западному берегу Ямала в 5 милях от мыса Харасавэй. Пробиваться дальше в тумане было невозможно, идти выше, над туманом, не имея сведений о погоде в Югорском Шаре, - рискованно.

Сели метрах в трехстах от берега, отдали якоря. Туман был настолько густ, что береговые очертания совершенно исчезали из поля зрения. По морю шла длинная зыбь от веста. Около полудня при несколько поднявшемся тумане волны стали настолько сильны, что оставаться близ берега было уже небезопасно. А попытка взлететь окончилась повреждением правой жабры гидросамолета”.

Что делать? Где найти безопасное место отстоя? Усмотрев по карте район “Шараповых кошек”, Алексеев предложил Кржижевскому рулить туда. Однако ветер и волнение моря усиливались. После четырехчасовой рулежки выяснилось, что на параллели мыса Харасавэй невозможно обойти буруны, протянувшиеся в море примерно миль на десять, достигавшие в высоту почти трех метров. Волны, разыгрываясь, то и дело захлестывали концы плоскостей самолета.

Временами механик заводил моторы, и пилот продолжал рулить. Временами гидроплан ложился в дрейф. Насколько хватит горючего при таком своеобразном “режиме” плавания крылатой лодки?

Но вот, уже после того как Алексеев отстучал морзянкой “аварийную депешу” в адрес начальника Карской Н. И. Евгенова, авиаторы увидели за ближайшим поворотом берега узкий пролив, ведущий в небольшую бухточку. Войти в него можно было, лишь проскочив между двух высоких бурунов. И Анатолий Вадимович Кржижевский, мастер пилотажа в воздухе, отлично выполнил этот маневр в штормовом море.

А когда самолет отстаивался на якорях в спокойной заводи и механики выкачивали воду (ведро за ведром из прохудившегося корпуса), Анатолий Дмитриевич внес предложение от имени экипажа: “Поскольку на карте пролив, ведущий в бухту, не показан вообще, назвать его в честь первооткрывателя каналом Кржижевского”.

После того как экипаж “тройки” обсушился, вздремнул на узких койках в тесных отсеках, Алексеев вместе со спутниками взялся за осмотр и зарисовку берегов бухты.

Так же как и его учитель Чухновский, Алексеев сознавал себя служителем географической науки, первопроходцем”.

Link to post
Share on other sites

Замечательное фото с инереснейшей информацией, Андрей. Поздравляю! А что-нибудь об этом летчике после августа 1941 г. известно?

Link to post
Share on other sites

Спасибо, Денис! :Laie_99:

Увы, дополнительной информации больше особо никакой не нашел. Разве что вот еще фрагмент его биографии: В 1942 г. в Ташкенте на летно-испытательной станции комбината парашютно-десантного имущества проводил испытания парашютов ПД-42, ПД-6-42 и др. на скоростном фронтовом бомбардировщике СБ (АНТ-40) и самолете "RZ". Под последним, скорее всего, подразумевается неудачный многоцелевой одномоторный самолет Р-Z ("Р-Зет").

Link to post
Share on other sites

Интересно, на первом фото пуговицы не с якорями и не со звездами, а с крылатым пропеллером, как в ГВФ, или мне кажется?!

Link to post
Share on other sites
Интересно, на первом фото пуговицы не с якорями и не со звездами, а с крылатым пропеллером, как в ГВФ, или мне кажется?!

 

Мне видится все же якорь (на примере верхней пуговицы).

post-1-0-69191500-1494612361.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...