Jump to content

Репрессированный протоиерей Федор Ракецкий - капеллан польской армии


Recommended Posts

Фотография о. Федора периода его службы в качестве капеллана Польской армии. 2-я пол. 1930-х гг. + фотографии информация о нём из Сети.

 

Феодор Ракецкий (Ракецкий Федор Евдокимович) (1904 – 1978) – православный священник, протоиерей, капеллан польской армии, участник Второй мировой войны.

Родился в 1904 году в семье священника. В межвоенный период проживал на Виленщине (тогда на территории Польши). Учился(до 1926 г.) в Виленской духовной семинарии, помогал отцу за богослужением, затем поступил на православное богословское отделение Варшавского университета(1935-1938). 12 июля 1926 года был рукоположен в священники в юрисдикции Польской Православной Церкви (ППЦ). Целибатный священник (давшего обет безбрачия). С 1926(?)- по 1935 гг. – служит священником Георгиевской церкви с.Перебродье Друйское благочиние Дисненский повета( сегодня Беларусь, Витебская о., Миорский р.). C 1935(?) по 1939 - православный капеллан Польской армии. Из жалования расплачивался за учебу в Варшавском университете. С 1937 по 1945 гг.(с перерывом на период войны и первых месяцев оккупации) служил в русской колонии в селе Станиславово(Parafia św. Aleksandry w Stanisławowie) Варшавского повета. После начала германско-польской войны был мобилизован на фронт в качестве капеллана польской армии и окормлял раненых в военно-полевых госпиталях. 6–7 сентября 1939 года был арестован немцами в госпитале под городом Кутно и вместе с другими ранеными доставлен в лагерь военнопленных в город Жирардов. Через неделю вместе с 13 тысячами польских военнопленных их переместили в лагерь города Скорнивицы. Затем всех пленников этапировали в другой лагерь – в городе Калише, где их продержали до 6 октября 1939 года. Вскоре заболел и был освобожден под надзор гестапо. Освободившись из лагеря, о.Федор Ракецкий приехал в Варшаву, а затем был направлен на место прежнего служения – в село Станиславово, в русскую колонию, где он прослужил до прихода советской армии. 27 апреля 1945 года был этапирован советскими властями из Варшавы в Минск. В Минске от архиепископа Минского Василия (Ратмирова) о.Федор Ракецкий получил назначение в село Еремичи Мирского района Барановичской области, где прослужил до октября 1945 года. Затем по приглашению Вильнюсского архиепископа Корнилия (Попова) прибыл в Вильнюс, где прослужил в качестве второго священника кафедрального Пречистенского собора до декабря 1947 года. Затем о. Феодора перевели в клайпедскую церковь в честь всех святых в земле Российской просиявших, где он служил с июня 1949 года до перевода в Вильнюс. В Вильнюсе служил вторым священником в кладбищенской церкви во имя преподобной Евфросинии Полоцкой. 31 декабря 1949 года о. Феодор был арестован в храме, сразу после проповеди, советскими органами. Ему было предъявлено обвинение по статье 58-10-1 УК РСФСР, вменялось «систематическое проведение антисоветской, клеветнической и пораженческой агитации». 31 марта 1950 года был приговорен Особым совещанием при МГБ СССР по 58 статье УК РСФСР к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере «Вятлаг». В1955 году истощенного и больного Ф.Е.Ракецкого выпустили на свободу. Отец Феодор был назначен настоятелем рокишского храма во имя святого Александра Невского. Помимо Рокишкиса о.Федор окормлял также приходы приписных храмов в гг. Лебенишкяй, Ужпаляй и Зарасай, а с 1958 г. – и Свято-Никольскую церковь в г. Гегабрасте (Литва). Протоиерей. В конце 1950-х годов был назначен Паневежским благочинным. Скончался 21 апреля 1978 г. и был похоронен на кладбище города Рокишкис. Реабилитировал в 1989 г.

 

…Далее мы увидим, насколько сильно был на полнен православный Вильнюс секретными сотрудниками МГБ, постоянно сигнализирующими о политических настроениях духовенства и верящих своему начальству.

Примером такой слежки, приведшей впоследствии к аресту и заключению, может по служить послевоенная судьба литовского священника Федора Евдокимовича Ракецкого. Как и многие другие священнослужители Литвы, отец Федор в 1935–1939 гг. учился на Богословском факультете Варшавского университета, являясь вместе с тем православным капелланом военных больниц Польши. Находясь на этом служении, Ракецкий встретил Вторую мировую войну, и в сентябре 1939 г. попал в немецкий лагерь Жирардов, откуда через некоторое время был отправлен в другие лагеря. 6 октября того же года ему удалось вырваться из лагерей и попасть в Варшаву, где отец Федор получает назначение от главы Польской Православной Церкви владыки Дионисия (Валединского) на приход села Станиславово (Parafia św. Aleksandry w Stanisławowie) Варшавского повета, где основными его прихожанами были представители русской колонии. Здесь Ракецкий прослужил до окончания войны, а затем с частью прихожан прибыл в советский Минск, где получил назначение в Вильнюс к кладбищенской церкви(21). Как мы видим, это не вполне типичная для советского гражданина биография, полная жизненных перипетий, которые не могли понравиться советским властям. Интересно, что, согласно архивным материалам, уже с середины 1940х годов советские специальные службы через свою агентуру в среде православного духовенства и мирян ведут слежку за отцом Федором, кропотливо собирая информацию, так или иначе компрометирующую пастыря. Зачастую многие материалы касались проводимых в Балтии «реформ», в особенности связанных с местным крестьянством. В частности, агент «Верный» в своих доносах указывал: Ракецкий в проповедях упоминает, что в Литве настала тяжелая жизнь, единственной же радостью теперь для верующего может стать молитва, а впоследствии критиковал репрессивную политику советских властей по отношению к тем крестьянам, в том числе и русским по национальности, которые подозревались в оказании помощи местным антисоветским партизанам националистам, считая, что эти репрессии имеют своей целью также устранение тех жителей, которые мешают «колхозному строительству»(22). Судя по этим доносам, критиковал отец Федор Ракецкий и церковное священноначалие, подчеркивал, что Русской Православной Церковью управляет не Патриарх, «а уполномоченный по делам церкви»(23), в духовных же учебных заведениях очень часто преподают скрытые коммунисты, отрицательно относящиеся к религии и Православной Церкви(24). Фигурирует в доносах как «Верного», так и других агентов и еще более жесткая оценка пастырем церковно-государственных отношений; в частности, в его уста вкладывали такие слова: «От большевиков теперь только того и жди, каждому видно, что большевики ведут борьбу с религией. Когда во время войны большевики были Гитлером прижаты к стене и было у них безвыходное положение и, чтобы показать себя перед союзниками Англии и Америки, они разрешили служить и церковь много помогала обороне страны, мы большевикам были нужны, а теперь церковь им не нужна, с ней снова можно вести ожесточенную борьбу и лучшие средства служителей культа сослать за контрреволюцию, которой никто из нас не занимается...»(25).

Еще одним фактом биографии отца Федора Ракецкого была его служба капелланом польской армии. Несложно догадаться, что, «потянув за этот узелок», священника можно было представить ярым «буржуазным националистом», тем более что в республике в те годы еще бушевала гражданская война. Скорее всего, из-за этого информаторы и вкладывали в уста Ракецкого слова об уничтожении советскими властями в 1940 г. в Катыни «цвета польского офицерства», к которым он относил и себя самого(26), восхваление жизни в довоенной Польше, характеристику его как «польского националиста шовиниста». Все советское, судя по доносам, он просто на дух не переносил и многое откровенно высмеивал. К примеру, особо острой критике подвергались руководители «стран народной демократии», которых отец Федор Ракецкий называл ставленниками, которые даже на международных конференциях походят на «попугаев, заучивших текст по указке Москвы»(27). Однако самыми абсурдными обвинениями из фигурировавших в доносах были те, что православный священник Ракецкий радовался победе на выборах в США Гарри Трумэна, которого с радостью характеризовал как ярого антисоветчика, приход к власти которого вызовет новую войну, которая должна будет закончиться «неминуемым освобожде­нием от большевизма»(28). В таком же тоне звучат и его «псевдопризывы» объединиться с Папой Римским для борьбы с советским строем(29). Не могли «упустить» доносчики и факта нахождения Ракецкого на оккупированной территории в годы войны, «припомнив» ему «чтение пронацистских проповедей» и желание участвовать в «антисоветском конгрессе в Берлине»(30). Самое страшное в этой связи то, что, судя по архивным материалам, в советское время не доступным, мы вполне можем сделать вывод: практически все православные приходы Литвы и всего Советского Союза были тогда пронизаны секретными осведомителями советских карательных служб. Особенно примечательно то, с какой быстротой этот процесс распространился на Балтию, которая еще не успела в довоенные годы в полной мере ощутить антирелигиозные гонения, хотя, судя по последним исследованиям балтийских авторов, советские власти планировали радикальное решение «религиозного вопроса» в регионе, чему помешала Великая Отечественная война (31). Часто осведомителями становились переселившиеся или оказавшиеся в Балтии не по своей воле жители Центральных районов СССР, вынужденные вступить на столь скользкий путь. Пример отца Федора Ракецкого (при сопоставлении секретных доносов и следственных материалов, очных ставок) свидетельствует, что и многие представители довоенного православного Вильнюса — кто то из карьерных соображений, а кто то из-за низких моральных качеств, — стали доносчиками советских органов. В результате такого «богатого материала», собранного осведомителями, Федору Ракецкому дали десять лет лагерей.

Источник: И. В. Петров Советские репрессии против православных клириков Литвы в 1946–1953 гг.: по материалам литовских архивов //

http://history.spbu....NIR8_Petrov.pdf

 

протоиерей Феодор Ракецкий (Ракецкий Федор Евдокимович) (1904 – 1978)

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

Образование: - Виленская Духовная Семинария Год окончания 1926

Во время учения в семинарии помогал отцу за богослужением. Затем поступил на

Теологический факультет Варшавского университета(с 1935 по 1938 гг.)

Рукоположение: - иерей 12.07. 1926 г. Польша, г.Вильно

Кто рукоположил архиепископ Виленский и Лидский Феодосий (Федосиев)

Был рукоположен в священники в юрисдикции Польской Автокефальной Православной

Церкви. Целибатный священник (дал обет безбрачия)

Служение: – 1926(?) – 1935 г.

- Польша, Дисненский у. (Белоруссия, Витебская о., Миорский р.), Друйское благочиние, с.Перебродье, Георгиевская церковь - иерей

- Польша, Варшавский повет., с.Станиславово, церковь при русской колонии репатриантов - иерей

Образование: - Варшавский университет, богословский факультет, 1935- 1938

Окончил в 1938 г. со степенью магистр богословия

Служение: - Варшава, Польская армия, капеллан (гарнизонный священник) 1935 – 06.09.1939 г.

Одновременно с учёбой был православным капелланом Польской армии. Из жалования расплачивался за учебу

Аресты: Польша, г.Кутно 6-7 сентября 1939 г. был арестован немцами в госпитале под городом Кутно. Заключённый лагерей военнопленных.

Места заключения: Польша, г. Жирардово, г. Скорнивцы, г. Калиши (лагеря для военнопленных) 06.09 – 06. 10 1939 гг.

Вместе с ранеными доставлен в лагерь военнопленных в город Жирардов.Через неделю вместе с 13 тысячами польских военнопленных перемещен в лагерьгорода Скорнивицы.

Затем - в другой лагерь - в городе Калиши. В лагере о.Феодор духовно окормлял православных военнопленных. О.Феодор заболел в лагере и был освобожден под надзор гестапо. Освободившись из лагеря, о.Феодор приехал в Варшаву. Митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским) о.Феодор из Варшавы был направлен на место прежнего служения, в Литву в с. Станиславово.

Служение: Польша, Варшавский п., с. Станиславово, священник церкови при русской колонии репатриантов 10. 1939 – 1945 г. Служил в русской колонии в с. Станиславово, где прослужил до прихода Красной Армии. 27 апреля 1945г. был этапирован в Минск, где от архиепископа Минского

Василия (Ратмирова) получил назначен священником церкви Вознесения Господня в селе Еремичи, БССР, Барановичская о., Мирский р. ( сегодня - Гродненская о., Кореличский р.) где служил с 27.04.1945 по 04.10. 1945 гг. Служил в Еремичах до октября 1945г., затем, по приглашению Виленского архиепископа Корнелия (Попова) прибыл в Вильнюс, на должность второго священника Пречистенского кафедрального собора г. Вильнюса.

священник( служил там с 10. 1945 по 12. 1947 гг. В декабре 1947 г. был переведен в Клайпедскую церковь Всех святых. Служба священником церкви Всех Святых, в земле Российской просиявших г. Клайпеды( Литва) с 12.1947 по 06.1949 гг. С 9 октября 1948 г. в Всехсвятской церкви служил и его отец, протоиерей о.Евдоким Ракецкий. С 06.1949 по 31.12. 1949 гг. – священник кладбищенской Евфросиньевской церкви г. Вильнюса.

 

Аресты: арестован органами МГБ 31.12. 1949 гг.

МГБ Литовской ССР установило слежку за о.Феодором. Сексот по кличке "Верный" доносил в органы сказанные священником слова. Так, 31 марта 1949г. священник, по утверждению информатора, "Обрушился, как всегда, на Советскую власть за преследования духовенства и сказал, что несмотря на теперешние заигрывания властей с православной церковью, он ни минуты не чувствовал себя свободным, и в любой момент его может схватить рука палача". Разработка дела о.Феодора Ракецкого продолжалась более двух лет. Следственная часть МГБ нашла из доносов информатора достаточно материалов для ареста священника. 31 декабря 1949г. о.Феодор был арестован в храме, сразу после проповеди

 

Осуждения: Осуждён Особым Совещанием при МГБ СССР 31/03/1950

Обвинение "систематическое проведение антисоветской, клеветнической и пораженческой агитации" .Статья ст.58-10 ч.1 УК РСФСР. Приговор 10 лет ИТЛ. На допросах священника подвергали пыткам, выбивая признание. Но обвиняемый категорически отрицал свою вину

 

Места заключения: Вильнюс, внутреняя тюрьма МГБ ЛССР 31.12. 1949 – 1950,

в 1950 – 29.09. 1955 г. – Вятлаг, Кировская о. РСФСР

В сентябре 1955г. истощенный и больной, о.Феодор был освобожден из лагеря. Иеромонах Вильнюсского Свято-Духова монастыря о.Предислав (Каменяка) привез собрата о.Феодора из Вильнюса в г. Рокишкис и передал на руки семье Красновых вместе с просьбой настоятеля Свято-Духова монастыря позаботиться об ослабленном после лагеря священнике

 

Служение: с 1956 по 1978 гг. – протоиерей, настоятель церкови св.блгв. кн.Александра Невского (Литва, г.Рокишкис (Ряжск)), благочинный Паневежского округа

О.Феодор был назначен настоятелем Рокишкиского храма святого благоверного князя Александра Невского. Он часто наведывался в Покровский храм в Интурке, к которому у него было особое отношение, т.к. когда-то настоятелем храма был его отец. В 1968г. о.Феодор Ракецкий, возглавил торжественное богослужение в Покровской церкви по случаю ее столетия и в Слове за литургией вкратце напомнив историю храма, отметил, что "промыслом Божиим он совершает службу буквально"на следах отца". Помимо Рокишкиского храма, о.Феодор одновременно окормлял приходы приписных храмов в Лебенишкяй, Ужпаляй, а также с 1956г. до 1978 г. был настоятелем приписного храма Всех Святых в пос.Зарасай. Когда в 1958г. настоятель церкви в Гегабрасте протоиерей Николай Гурьянов выехал в Россию, безотказному о.Феодору пришлось окормлять и Свято-Никольскую церковь в Гегабрасте. Был возведен в сан протоиерея. Паствы в каждом из 5 приходов было немного, но священника это не смущало. Несмотря на отсутствие транспорта, он всегда, в любую погоду, в дождь и снег, на попутке и пешком, в назначенное время оказывался в нужном месте, где его ждали Как вспоминают духовные дочери о.Феодора, он говорил:"Я многое видел и теперь ничего не боюсь, только радуюсь, что воздушные мытарства перенес здесь, на земле. И куда меня не пошлют, везде буду с Богом". О.Феодор был человеком бескорыстным, исключительной душевной доброты. Простотой и доступностью он снискал уважение и любовь всех знавшиих его. Он был мил и доступен простому человеку. По воспоминаниям духовной дочери о.Феодора, Антонины Алексеевны Башевой: "О.Феодор был малого роста, худощав. На лице со впалыми щеками сияли большие, светлые, наполненные непередаваемой радостью и светом, глаза... По всем требам батюшка всегда являлся к нам: был утешителем в скорбях, делил с нами радости. На всю жизнь запомнились его продолжительные проповеди. Они были настолько содержательными, что порою трудно было их объять. Он уводил нас в познания Ветхого Завета, вел путями Святого Евангелия. Свои проповеди он заканчивал словами: "Бог - это любовь".А сколько любви было в его душе, трудно пересказать. Он всех и в отдельности каждого обласкивал, обнадеживал, успокаивал, никому не отказывал в просьбах. Так и хочется сказать: жил по заповедям блаженства". В Рокишкис при храме был у него и дом, и пристанище. В одном доме с батюшкой жили три пожилые женщины из числа беженцев из Новгорода, которых он приютил, тех кто оказался в Литве во время Второй мировой войны, и которым после ее окончания некуда было податься. Они составляли церковный хор. Батюшка их не только содержал, но и после их смерти хоронил на городском кладбище

 

Награды: митра: орден св.кн.Владимира III степени; Почетная грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Был награжден Грамотой от Патриарха с благословением "За усердные труды во славу Святой Церкви"

 

Кончина: 21.04. 1978 г. Литва, г.Рокишкис (Ряжск) Место захоронения Литва, г.Ряжск (Рокишкис), кладбище

Из воспоминаний духовной дочери: "В последний раз о.Федор появился в Дукштасе, чтобы отслужить панихид на сороковой день по усопшему рабу Божьему Виктору, погребенному на кладбище в Канюкай. Батюшка приехал из Рокишкис и было видно, что он болен. Мы служили панихиду, а он стоял, держась за оградку. Это было ранней весной. Больной, он очень утомился в пути. Домой возвращался через Даугавпилс. По возвращении слег в постель и больше живым я егo не видела...". Прооиерей Федор Ракецкий отошел ко Господу 21 апреля 1978г. в праздничный день Входа Господня в Иерусалим.Отпевание совершил епископ Виленский и Литовский Герман в Александро-Невском храме. О.Феодор смиренно завещал положить его тело в г.Рокишкис, на общем кладбище среди всех смертных. На его могиле установлен высокий мраморный памятник с веткой лавра

 

Реабилитация Дата 1989 По году репрессий 1950

 

Публикации Вечная память почившим. Протоиерей Федор Евдокимович Ракецкий// ЖМП. 1979. N 7. С.24.

post-679-0-28735600-1498339801_thumb.jpg

post-679-0-93800100-1498339829.jpg

post-679-0-96388600-1498339838.jpg

post-679-0-37680200-1498339845.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...