Jump to content

Норильский исправительно-трудовой лагерь (Норильлаг, Норильстрой)


Recommended Posts

В этой теме выложу несколько документов из своей коллекции, имеющих отношение к Норильлагу.

 

Норильский исправительно-трудовой лагерь (Норильлаг, Норильстрой) был одним из крупнейших лагерных комплексов ГУЛАГа. Создан в июне 1935 году, подчинялся непосредственно начальнику ГУЛАГа. Управление лагеря находилось в Норильске.

В состав Норильлага входили отдельные лагерные пункты (ОЛП), лагерные пункты (л/п), лагерные отделения (л/о), командировки и подкомандировки, число которых часто менялось, исходя из нужд производства. Лагерные подразделения существовали в Норильске, Дудинке, Игарке, Красноярске, на полуострове Таймыр, в селах Курейка, Атаманово и Шушенское. Самым удаленным из них был сельскохозяйственный лагпункт в деревне Ильичево, южнее Шушенского.

Основной задачей Норильлага было обеспечение рабочей силой разработок богатейших медно-никелевых руд Норильского района, строительства и обслуживания крупного горно-металлургического комбината, строительства “с нуля” города Норильска, а также освоение всего Норильского промышленного района. За время существования Норильлага силами заключенных были построены никелевый, медеплавильный и кобальтовый заводы, ряд рудников и шахт, в том числе угольных. Трудились на этих предприятиях также заключенные.

Помимо объектов горно-металлургического комплекса заключенные Норильлага построили и обслуживали железную дорогу Норильск-Дудинка, автомобильные дороги, вспомогательные и подсобные производства (химический, ремонтно-механический, деревообделочный, электроремонтный, кирпичный, цементный и др. заводы), Норильскую ТЭЦ. Принимали участие в геологоразведочных работах (в том числе, связанных с радиоактивным сырьем на Таймыре), в добыче слюды на Бирулинском месторождении природных строительных материалов в окрестностях Красноярска.

Силами заключенных было построено большое количество жилья и объектов городского хозяйства в Норильске и Дудинке. Лагерные отделения занимались также сооружением и обслуживанием судоремонтных мастерских в Дудинке, Игарке, Череди, судостроительного завода в Подтесове, речного вокзала, заводов им. Ворошилова и аффинажного в Красноярске. Заключенные активно привлекались на местных рыбных промыслах и сельскохозяйственных работах.

Ввиду экстремальных климатических условий Заполярья, медицинский осмотр и отбор заключенных, подлежащих отправке в Норильск, производились не после прибытия в лагерь, а до того, в местах их отправления. При этом отправке не подлежали те узники, которые оценивались как неспособные к длительному пребыванию и труду за полярным кругом. По инструкции направлению в Норильлаг подлежали “заключенные годные к тяжелому и среднему физическому труду и заключенные специалисты из административного техперсонала годные к легкому физическому труду” в возрасте от 20 до 50 лет. Инструкция содержала список из 44 болезней, наличие которых препятствовало отправке заключенных в Норильлаг.

Как правило, заключенные доставлялись в Норильск вниз по Енисею из Красноярска, где находилось транзитное лагерное отделение Норильлага.

Выходных дней для заключенных было очень мало, а при производственной надобности они и вовсе отменялись. Количество рабочих дней в году, как правило, заметно превышало 300 (доходя до 350 в военные годы).

В 1940-е годы широко применялось прикрепление заключенных к комбинату даже после номинального отбытия их срока. Многих освободившихся заключенных, причем особенно политических, направили на “спецпоселение”, так что они оказались на положении ссыльных. Им вручался паспорт или другой документ с указанием ограничения места жительства, а зачастую с запретом покинуть даже границы Норильска.

В годы Великой Отечественной войны Норильский комбинат из-за своего расположения в глубоком тылу приобрел особо приоритетный статус, и были приняты большие усилия, чтобы расширять начинавшийся в 1942 году выпуск никеля.

Общая численность первого норильского этапа, летом 1935 года, составляла примерно 1000-1200 человек. Абсолютный пик числа узников был достигнут к началу 1951 года, когда Норильлаг содержал 72,490 заключенных в 24 лагерных отделениях, 23 отдельных и обыкновенных лагерных пунктах и 6 прочих подразделениях. Всего же через Норильский лагерь прошло свыше 300 тысяч человек, включая граждан более чем 20 зарубежных стран.

В июне 1954 года Норильлагу были переданы подразделения Горного лагеря (особый лагерь № 2).

Норильлаг было приказано ликвидировать с 1 сентября 1956 и закончить ликвидацию к 1 января 1957. Ликвидационный комитет расформирован 16 мая 1957 г.

Link to post
Share on other sites

1. Записка об откомандировании пилота ГВФ в распоряжение ГУЛАГ НКВД СССР как давшего "согласие работать в Норильске ГУЛАГ'а НКВД в качестве командира отряда".

Документ датирован 10 августа 1940 года и подписан заместителем начальника авиаслужбы ГУЛАГа НКВД СССР т.Шуклиным.

 

Из лекции начальника ГУЛАГа В.Г.Наседкина, предназначенной для слушателей Высшей школы НКВД СССР (05.10.1945 г.)

“Для практического выполнения этих функций ГУЛАГ НКВД СССР имеет в своем составе три управления и девять отделов: Управление охраны и режима, Управление исправительно-трудовых колоний, Управление снабжения”. (…)

“Управление охраны и режима. (…)

6. Отдел авиаслужбы

Отдел авиаслужбы осуществляет контроль за работой авиаподразделений в исправительно-трудовых лагерях и самолетов, обслуживающих нужды ГУЛАГа.

Следит за техническим состоянием самолетного парка, обеспечивает плановый ремонт самолетов, снабжение авиагрупп горючим и запчастями”.

post-1-0-87943700-1507490801_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

2. Справка, выданная отделом кадров Норильского исправительно-трудового лагеря и подтверждающая факт работы старшим авиатехником в Норильстрое НКВД с 4 декабря 1938 г. по 15 февраля 1939 г.

 

Подписать документ должен был начальник отдела кадров Норильского комбината и Норильлага НКВД Гаевский. Есть ли у кого по нему какая-нибудь информация?

post-1-0-62258700-1507665087_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Некто А. Гаевский на октябрь 1937 г. занимал должность помощника начальника отдела кадров Дмитлага НКВД СССР

http://moskva-volga.ru/salamov-kermen-pavlovich-1905/

http://moskva-volga.ru/sokolov-vasilij-logvinovich/

Видимо, он.

 

Представленный в "Справочнике" Адам Игнатьевич Гаевский (См. http://nkvd.memo.ru/index.php/Гаевский,_Адам_Игнатьевич )по фактам биографии не совсем подходит, так как известно, что ещё в 1932 г. он прибыл из Воронежа в ЭКО полпредства ОГПУ по ЗСК и оставался в Западно-Сибирском крае и на 22.03.1936, аж вплоть до увольнения в запас в 07.10.1938 с должности нач. отделения 3 отдела УНКВД Новосибирской обл.

Разве что он в 1937 временно в Дмитлаг командировался... Если бы не этот факт, вполне мог бы быть и твой Гаевский. Многие чекисты по выходе в запас в администрации ГУЛАГа работали.

 

Интересно, что в том же Норильлаге в качестве заключённого отбывал наказания ещё один А. Гаевский – Александр Александрович, оставивший интересные воспоминания о лагере. см. http://www.memorial.krsk.ru/memuar/mgaew.htm

Link to post
Share on other sites

Спасибо, Денис! Видимо, да, это он.

На однофамильца-заключенного тоже наткнулся вчера, когда размещал документ, и с интересом прочитал фрагменты его воспоминаний.

Link to post
Share on other sites

Весьма нечастый, полагаю, наградной документ на медаль "За боевые заслуги" на бланке Управления Норильского комбината МВД.

Медаль вручена "Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 30 января 1951 года за долголетнюю и безупречную службу в органах и войсках МВД".

Подписали документ исполняющий обязанности начальника Норильского комбината МВД СССР инженер-подполковник И.С.Береснев и неизвестный мне заместитель начальника политотдела Норильского комбината МВД СССР.

 

Из автобиографии Ивана Симоновича Береснева, написанной им в 1942 году в отдел кадров Комбината и сохранившейся в Норильском городском архиве:

“Родился 21 сентября 1902 года в крестьянской семье в деревне Гаревская Кировской области. Из нашей семьи прожили безвыездно в деревне только родители. Хозяйство было подвергнуто раскулачиванию, но по жалобе отца это решение было отменено. Учение свое я начал в 1910 году и прошел его в следующем порядке: 1910-1913 годы – земская школа в деревне, 1913-1920 годы – школа II ступени в г.Котельниче, 1920-1927 годы – Горный институт в г.Ленинграде. Работать начал с 1919-го, во время учебы в школе – на канцелярской работе, а во время учения в институте – на заводах и в металлургической лаборатории института, совмещая учение со службой”.

В Норильске личным приказом заместителя наркома внутренних дел Завенягина И.С.Береснев был назначен на должность главного инженера по эксплуатации, впоследствии – главным инженером комбината. В 1943 году Береснев параллельно стал еще и главным инженером проекта комплекса Большого металлургического завода (впоследствии – никелевого). В 1944 году у него появилась новая должность – главный металлург. А с 1948-го и до самого своего отъезда на работу в Ленинград в 1951 году он трудился главным инженером всего Норильского комбината. За работу по освоению обогащения и металлургии в Норильске в 1949 г. И.С.Береснев был награжден Сталинской премией.

post-1-0-86369200-1507922545_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...
  • 1 year later...

"Производственная характеристика экипажу самолета Си-47 под командованием капитана тов.Лахова".

Документ выдан в г.Красноярск и датирован маем 1944 года.

post-1-0-63031500-1542222811_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

На документе стоит подпись заместителя начальника Норильского комбината НКВД СССР майора госбезопасности Еремеева.

 

Василий Петрович Еремеев

Звания:

22.03.1936 г. – младший лейтенант государственной безопасности (Приказ НКВД СССР № 173 от 22.03.1936 г.);

на май 1944 г. – майор госбезопасности;

на 27.03.1950 г. – подполковник госбезопасности.

Прохождение службы:

на 22.03.1936 г. – работник НКВД, Сталинградский край.

на 16.09.1941 г. – заместитель начальника Норильского комбината.

на 24.09.1945 г. – начальник Джидинского ИТЛ.

на 27.03.1950 г. – и.о.начальника ИТЛ Комбината № 9 (до 11.02.1953 г.).

Награды:

Орден Трудового Красного знамени (Указ Президиума ВС СССР от 04.07.1943 г.).

Орден “Знак почета” (Указ Президиума ВС СССР от 16.05.1945 г.).

 

И крупно фрагмент с печатью "Красноярское отделение Норильского комбината и лагеря. НКВД СССР".

post-1-0-01562000-1542223029_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Самолет "Си-47", на котором летал экипаж тов.Лахова - это американский военно-транспортный Douglas C-47A или C47B Skytrain, поставлявшийся по программе ленд-лиза в СССР с октября 1942 года.

post-1-0-17239000-1542223431_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...