Jump to content

Recommended Posts

Уважаемые коллеги, мы с моим тезкой Андреем (NAV) решили попробовать составить онлайн-каталог разновидностей кокард ГВФ, носившихся на фуражках работниками этого ведомства. Материала очень много, надеемся, что наш импровизированный "справочник" окажется полезным и интересным.

Начнем, пожалуй, с довоенных кокард. Тех, у кого в коллекции есть портреты, где хорошо видны такие кокарды, приглашаем наполнять тему, а остальных - заглядывать время от времени и задавать вопросы, если таковые появятся :smile:

Условия размещения для удобства последующей систематизации: одно сообщение - одна кокарда (полноценный портрет плюс качественная выкадровка фрагмента).

Link to post
Share on other sites

Только есть предложение пока не рассматривать символику Дерулюфта, Добролета, Укрвоздухпуть, Закавиа, учитывая что это были совместные и акционерные общества, имеющие собственную символику (для символики этих авиакомпаний можно открыть параллельные ветки, для Добролета я уже открыл, правда пока безрезультатно). Только гражданский воздушный флот СССР.

Начнем с начала. Всем известна Первая кокарда (эмблема) воздушного флота (без привязки к ВВС или гражданскому флоту) 1917-1918 гг., рисунок которой украшает обложку Вестника Воздушного флота № 4 1917-1918 г. (сканы взяты из Интернета). Понятно, что в 1917/18 гг. гражданского флота, как такового еще не было, и данная кокарда разрабатывалась для ВВС РККА, но в дальнейшем мы видим, что ВВС использовали исключительно звезду, как кокарду на фуражках, а вот гражданский флот убрав звезду и наложив крылатый пропеллер на шитый золотом венок стал ее использовать на своих фуражках (развернув пропеллер относительно крыльев в другую сторону), явно гораздо позже, чем с 1918 года.

Лично моя теория:

изначально кокарда представляла собой явно наборный знак: пропеллер с припаянным к нему винтом вставлялся в отверстие в центре крыльев (и наверное крепился гайкой с реверса крыльев, а далее соотв. гаечкой к околышу фуражки), звезда усами крепилась к собранному крылатому пропеллеру.

(еще вариант: винт, припаянный к звезде, проходил через пропеллер, крылья и скреплялось все это гаечкой на реверсе крыльев, затем гайкой на околыше)

Так как данная кокарда не "прижилась" в ВВС, гражданским авиаторам достаточно было отсоединить звезду и получить металлическую кокарду - знак уже гражданского флота, как мы видим на фрагменте взятого мною с фотографии уважаемого Freiwillige.

post-485-0-18529400-1512151440_thumb.jpg

post-485-0-27136000-1512151449_thumb.jpg

post-485-0-38053300-1512151462_thumb.jpg

post-485-0-01288800-1512151484.jpg

Link to post
Share on other sites

Похоже, что такая же, с учетом двух отдельных деталей: крыльев и пропеллера, пропеллер повернут по часовой от вертикали только с небольшим заходом на правое крыло. (СиМ (или звезда) наверху шитого венка (эмблемы) пока отсутствует!)

Edited by NAV
Link to post
Share on other sites

Так фуражки и были изначально в ГВФ флотского образца, и даже после введения темно-синей с голубым кантом, летний вариант: черный околыш, белый чехол - тоже можно сказать флотский вариант. И "дубы" на козырек тоже в ГВФ пришли из флота.

Edited by NAV
Link to post
Share on other sites

Приказ ВОГВФ (ВОГВФ: 1930-1932 гг.) №232 от 3 мая 1931 г.

Приложение 3

Значек для головного убора.

Использованы фрагменты фото Freiwillige

post-485-0-89192300-1513526425.jpg

post-485-0-02288500-1513526436.jpg

post-485-0-19400100-1513526442.jpg

Link to post
Share on other sites

Приказом ВОГВФ №38 от 28 сентября 1931 г. уточняются размеры пропеллера с крыльями, рукой по-прежнему дописано наличие внутри венка шитого солнца с лучами, хотя на фото шитого солнца не наблюдается.

post-485-0-68737700-1513526754.jpg

Link to post
Share on other sites

Похоже, что такая же, с учетом двух отдельных деталей: крыльев и пропеллера, пропеллер повернут по часовой от вертикали только с небольшим заходом на правое крыло. (СиМ (или звезда) наверху шитого венка (эмблемы) пока отсутствует!)

Это всё верно и известно.

В данном случае, я говорю не о флотском образце, а именно о флотской фуражке с пуговицами, на которых просматривается якорь. Подобные фото работников ГВФ попадаются (с якорем на пуговицах), это говорит о том, что либо был дефицит своих ГВФовских пуговиц для замены флотских с якорем, либо на такой нюанс в тот период не обращали внимание (что более чем вероятно).

Link to post
Share on other sites

Так фуражки и были изначально в ГВФ флотского образца, и даже после введения темно-синей с голубым кантом, летний вариант: черный околыш, белый чехол - тоже можно сказать флотский вариант. И "дубы" на козырек тоже в ГВФ пришли из флота.

Не знаю, насколько официально было ношение лент на околыше фуражки (по флотскому образцу) курсантов, в частности в 1940 году.

Фото из моего семейного архива. Харьков, 1940 год. В свою очередь, также имеются фото как с лентой на околыше, так и без неё.

post-662-0-92689900-1514114854_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Шелковая или репсовая черная лента на околыше фуражке ГВФ прописывалась соотв. приказами по униформе начала 30-х гг.

А вообще-то эта ветка - разновидности кокард ГВФ, а не разновидности фуражек и их родство с флотскими!

Edited by NAV
Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...

Фотографии с такого типа кокардами достаточно встречаются в Сети. Считаю, что кокарды такого типа - Осоавиахим 36 г. образца (могли быть введены и чуть ранее, например в 1932-34 гг.), фотография товарища в белой фуражке с подобной кокардой в разделе "Униформа", "Осоавиахим 1936 г."

Характерные особенности: петличный ВВС РККА пропеллер с крыльями и звезда вместо СиМа над ним.

http://antique-photo...iform-1936.html

Предлагаю: обсудить и при общем положительном решении - перенести в ветку Осоавиахим.

Edited by NAV
Link to post
Share on other sites

А что говорит, что это - сотрудник именно ГВФ? Опять же, если не нравится Осоавиахим, мог быть сотрудником какой-то ведомственной авиации, которых кроме непосредственно ГВФ было в достатке (только как пример - Санавиация, что конечно навряд ли)

Edited by NAV
Link to post
Share on other sites

Значит - ГВФ! Ошибался, но у меня никаких документов по данной разновидности нет. В Сети встречаются фотографии авиаторов с такого типа кокардами, условно говоря единой конструкции, несущественная разница в шитье венков, внутри бухта - шитая или металлическая (образца ВМФ), разные звезды вверху венка: шитые красной ниткой с золотой каймой или металлическая, эмалированная красной эмалью, разница в крылатом пропеллере и т.д.

Считается, что за шитой кокардой обр. 32 г. была введена общеизвестная 35 г. образца. Наверное именно эта была промежуточным вариантом 1933 - 34 гг.?!

post-485-0-86254000-1523389179.jpg

post-485-0-89389400-1523389187_thumb.jpg

post-485-0-12108100-1523389194.jpg

post-485-0-98691300-1523389206.jpg

Edited by NAV
Link to post
Share on other sites

Хотел бы вернуться к первым кокардам ГВФ, приказов у меня нет по ним, предположительно - конец 20-х, самое начало 30-х, шитая золотом эмблема, золотой пропеллер, характерно - в вертикальном положении, серебром шитые крылья, вверху венка - шитая красной ниткой звезда. Некоторые все-таки считаю, что данная кокарда - морская авиация РККФ конца 20-х, я считаю - ГВФ до объединения Добролета, Укрвоздухпуть и Закавиа, т.е. до 32 г. и введения условно первой кокарды ГВФ.

post-485-0-92369700-1523723797.jpg

post-485-0-86612100-1523723805.jpg

post-485-0-68623400-1523723812_thumb.jpg

post-485-0-86943800-1523723822_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...