Jump to content

Артисты Одесского городского театра. 2-я половина 1900-х годов


Recommended Posts

Группа артистов Одесского Городского театра. г. Одесса, 2-я пол. 1900-е(?) гг.

Сидит 3-й слева в среднем ряду - Лепковский Евгений Аркадьевич. 2-й справа в среднем ряду - Павел Николаевич Толмачев-Ротарь(актёрский псевдоним - Волховской).

post-679-0-72975900-1513106849_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Лепковский Евгений Аркадьевич (1866—1939) — русский и советский театральный актёр и режиссёр, Народный артист РСФСР (1939).

Биография

Свою сценическую деятельность начал в 1884 года в Вологодском театре. До 1901 года играл в городах российской провинции: Омске, Самаре, Саратове, Астрахани, Харькове. В 1901—1902 годах был актёром МХТ, в 1902—1905 годах — театра Соловцова в Киеве, затем в антрепризе В. И. Никулина в Одессе, а также в театрах Казани и Саратова. В 1909—1917 годах актёр Малого театра в Москве.

В начале 1920-х годов Лепковский жил в Абхазии. С 1924 года снова в Москве — работал в театре Московского областного совета профсоюзов. Снимался в кино. Также вёл преподавательскую деятельность. Среди его воспитанников — будущий Народный артист СССР Владимир Зельдин. Жил в Москве в Армянском переулке, 8. Умер 17 апреля 1939 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Вместе с Е. А. Лепковским похоронена его жена — Лепковская Александра Николаевна (1868—1941), артистка.

Фильмография

1924 — «Красный тыл» — Манн / Крафт (тюремный врач / руководитель МОПР)

1924 — «Из искры пламя» — князь Салтыков

1926 — «Беня Крик» — банкир Рувим Тартаковский

1927 — «Рейс мистера Ллойда» — мистер Ллойд

Источник: https://ru.wikipedia...ений_Аркадьевич

 

ЛЕПКОВСКИЙ, Евгений Аркадьевич (1863 - 17. IV. 1939) - русский советский актёр, режиссёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1934). Сценич. деятельность начал в 1884 в Вологодском т-ре. До 1901 играл в провинции - в Витебске, Самаре, Саратове, Астрахани, Харькове и др. В 1901 - 02 - актёр МХТ, сыграл роли Вершинина ("Три сестры"), Бориса Годунова ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого) и др. В 1902 - 05 работал в киевском Т-ре Соловцова, затем в Одессе в антрепризе В. И. Никулина и др. Лучшие роли этих лет: Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), роли в пьесах Ибсена - Орнульф ("Северные богатыри"), консул Берник ("Столпы общества"), Йун Габриэль Боркман (о. п.), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому).

В 1909 - 17 Л. играл в моск. Малом т-ре. Роли: Герцог, лорд Чилтерн ("Герцогиня Падуанская", "Идеальный муж" Уайльда), Пастор Мандерс ("Привидения") и др. Одновременно был и режиссёром. Пост. "Горе от ума" (1911); "Профессор Сторицин" Андреева (1912, играл Телемакова), "Правда хорошо, а счастье лучше" (1913), "Бешеные деньги" Островского (1917). В нач. 20-х гг. работал в Абхазии. В 1924 вернулся в Москву и поступил в Т-р им. МОСПС как актёр и режиссёр. Роли: Клейст ("Цемент" по Гладкову), генерал Марев ("Чапаев" по Фурманову), Захар Бардин ("Враги"), пост. "Предательство Дегаева" Шкваркина (1925).

 

Лит.: Е. А. Лепковский. 45 лет в театре. Юбилейный сборник, М., 1930.

 

Источники: Театральная энциклопедия. Том 3/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 1086 стб. с илл., 7 л. илл.

http://istoriya-teat...866/index.shtml

post-679-0-43944600-1513107161_thumb.jpg

post-679-0-37020400-1513107175.jpg

post-679-0-26926200-1513107180.jpg

Link to post
Share on other sites

Павел Николаевич Толмачев-Ротарь( актёрский псевдоним - Волховской)(1879 – 1919) происходил из дворян Новгородской губернии. По семейным преданиям Толмачевы вели свой род от новгородского князя Мстислава-Георгия. В его честь и был назван Мстислав Павлович. По окончании Петербургского университета работал в почтово-телеграфном ведомстве. На 19.10.1897 г. – служащий почтово-телеграфной конторы в г. Новая-Ладога Санкт-Петербургской губернии. На 1901 г. находится в китайской Манчжурии – в г. Мукден. Участник в прокладке телеграфной линии Кяхта-Пекин. Затем заведовал полевой Мукденской конторой, работает в г.Инкоу, руководит телеграфным отделением при русском посольстве в Пекине. На начало русско-японской войны - в чине губернского секретаря служил в почтово-телеграфной конторе Порт-Артура. Здесь Павел Николаевич, по видимому, познакомился со своей будущей женой - Павлиной Николаевной, урождённой Пачевой(1881-1971), болгаркой по происхождению, из мещан г. Одессы. На 1904 г. её семья также оказалась в Порт-Артуре.

После разрушения в ходе осады города почтово-телеграфной конторы П.Н. Толмачёв работал на полевом телеграфе, потом в поезде наместника царя в Порт-Артуре, поддерживая телеграфную связь с императорской ставкой в Петербурге. Потом снова работал на военно-полевом телеграфе, а затем в качестве добровольца командовал 6-й Квантунской Дружиной ополчения. В ходе боевых действий был ранен. Позднее за участие в обороне Порт-Артура награжден орденами святой Анны, двумя орденами святого Станислава - все с мечами. По воспоминаниям сына, Мстислава Павловича Толмачёва(1916-2007), у Павла Николаевича был ещё и орден Владимира с мечами. Но, возможно, это ошибка. Имел также 5(?) медалей. Среди них - «За поход в Китай»(1901) и «В память русско-японской войны»(1906). А также имел 2 нагрудных знака – бронзовый крест «…Государственного ополчения Сибирского военного округа и дружин, сформированных по военным обстоятельствам на Дальнем Востоке»(1906 г.) и крест «За Порт-Артур»(Крест за оборону Порт-Артура)(1914 г.), утверждённый к десятой годовщине начала обороны крепости.

После падения крепости, смог избежать плена и с семьёй((жена, ее мать и сёстры) вернутся морским путём(маршрутом Шанхай-Гонконг-Сингапур-Коломбо-Аден-Каир-Константинополь-Одесса) в Россию. В Одессе, прекрасно владея английским, немецким и французским языками, служил на индоевропейском телеграфе, получал по тем временам хорошее жалованье. По воспоминаниям сына, принял участие в событиях революции 1905-07 гг. – «с дружиной революционных рабочих участвовал в перестрелке с «черной сотней».

В 1900-е - 1910-е(?) гг. Толмачёв серьёзно увлёкся выступлениями на сцене, стал заметным актёром Одесского городского театра. Гастролировал по России, в частности, в г. Новая Ладога. Как профессиональный актёр, играл как в группе, так и выступал с сольными номерами, а также являлся постановщиком ряда спектаклей. Среди образов, воплощенных П.Н. Толмачёвым на сцене – Михаил Васильевич Кречинский(«Свадьба Кречинского», комедия в 3-х действиях, соч. А. Сухого-Кобылина), номерной («Отель Виктория, миниатюра в 1 действие, соч. Рубенкова), вор («Вор», пьеса в 1-м акте, соч. О. Мирбо), Шипучин Андрей Андреевич («Юбилей», шутка в 1 действие, соч. А.П. Чехова), Сергей Владимирович Волынцев ( «Цепи», драма в 4-х действиях, соч. Южина(Сумбатова), князь Шаховский («Царь Фёдр Иоаннович», трагедия в 5-и действиях, соч. А.К. Толстого), Семён Годунов(«Царь Борис», трагедия в 5-и действиях, соч. А.К. Толстого). Играл в спектаклях «Камо грядеши»(постановка Н.Д. Горина), «На рельсах»(комедия в 3-х действиях, соч. Н.А. Хлопова). 29 декабря 1913 г. в Одессе состоялся бенефис П.Н. Толмачёва – спектакль по произведению Шиллера «Разбойники» (в постановке Н.Д. Горина и самого П.Н. Толмачёва).

Примерно к началу Первой мировой войны П.Н. Толмачев был переведён по службе в Хабаровск, где якобы, вновь таки, по воспоминаниям сына, как политически неблагонадёжный, некоторое время состоял под наблюдением полиции. Затем продолжал службу в Манчжурии, в почтово-телеграфном ведомстве на станции Пограничная Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) (сегодня - посёлок в составе городского уезда Суйфыньхэ городского округа Муданьцзян провинции Хэйлунцзян (КНР), на самой границе с Россией, недалеко от ст. Гродеково и пос. Пограничный Приморского края) . Здесь в 13 июня 1916 г. в семье Павла Николаевича и Павлины Николаевны Толмачёвых родился сын Мстислав. Позднее П.Н. Толмачёв получил назначение начальником почты при российском консульстве городе Ханькоу (сегодня г. Ухань(«трёхградье Ухань»), административный центр провинции Хубэй, самый густонаселенный город центрального Китая). И на ст. Пограничной, и в Ханькоу Павел Николаевич не оставил актёрского ремесла, продолжая активно выступать на сцене, а также в качестве постановщика и режиссера - в 1916 г. - играл в театре-миниатюр в Клубе вольно-пожарного общества ст. Пограничной, а в Железнодорожном собрании ст. Пограничной под управлением П.Н. Волховского(Толмачёва)состоялся большой спектакль-концерт в пользу оснащения созданного русскими артистами санитарного поезда и помощи потерявшим трудоспособность на войне актёрам., а в 1917 г. Павел Николаевич принимал участие в « Вечерах искусств» в г. Ханькоу.

В г. Ханькоу П.Н. Толмачёв заболел - нервный спазм пищевода. По воспоминаниям сына Мстислава: «Поездка в Японию, в города Нагасаки и Фукуока, лечение у хороших японских врачей не привело к выздоровлению. Нервный спазм пищевода предложено было лечить в обход пищевода, т.е. трубкой в желудок. «Жить с дудкой не хочу», — заявил отец».

Павел Николаевич умер 27 февраля 1919 г. и был похоронен в Ханькоу. 3 мая 1919 г. в Зале Общественного совета Русской концессии в Ханькоу состоялся творческий вечер его в память.

post-679-0-63543100-1513107321_thumb.jpg

post-679-0-30054300-1513107367_thumb.jpg

post-679-0-97002100-1513107374_thumb.jpg

post-679-0-37802600-1513107458_thumb.jpg

post-679-0-30985600-1513107542_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Актёры Одесского городского театра(?) в костюмах и декорациях для постановки одного из 3-х спектаклей по драматической трилогии А. К. Толстого - «Смерть Иоанна Грозного», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдр Иоаннович» и «Царь Борис».

2-я пол. 1900 - 1-я пол 1910-х гг.

Известно, что Павел Николаевич Толмачёв-Ротарь (Волховской) исполнял в 2-х частях данной трилогии роли князя Шаховского («Царь Фёдр Иоаннович») и Семёна Годунова(«Царь Борис»).

post-679-0-90275700-1513109003_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Полагаю,что первый снимок ок.1909-1910 гг.

И,если не затруднит:неплохо актёров отсканировать каждого отдельно.

 

К сожалению,атрибуция снимков "Одесского периода" Павла весьма непроста.Но...Будем пробовать!

Link to post
Share on other sites

Могу предположить, что на фото представлена Лидия Никитишна Мельникова. Доподлинно известно, что она выступала в спектаклях Одесского драматического театра вместе с П.Н.Толмачёвым(Волховским) в 1911 г. Вот только единственное обнаруженное мною её фото сильно ретушировано. Но сходство по-моему имеется.

 

Мельникова Лидия Никитишна (29 марта 1879 года, Севастополь, Таврическая губерния — 8 апреля 1955 года, Рига, похоронена на кладбище Райниса) — театральная актриса. С 1921 по 1955 выступала на сцене Театра русской драмы в Риге.

Л.Н. Мельникова одилась в семье чиновника. Её отец был одним из председателей городской думы Севастополя. Училась в Керченском Институте благородных девиц. Принимала участие в Севастопольском обществе воздержания с 1899 года. В сезоне 1899 – 1900 дебютировала в севастопольском Театре русской драмы ролью Варвары по пьесе А.Н. Островского «Гроза», которая тогда была чрезвычайно актуальной и востребованной и ставилась на всех сценах российских театров.

Далее сыграла роль Грушеньки в постановке «Братья Карамазовы». Играла на сценах театров в Москве, Киеве, Одессе, Харькове с 1901 по 1920 год. После эмиграции в Латвию в 1921 году вошла в рижскую русскую труппу, находившуюся на стадии формирования и стала актрисой русского Рижского драматического театра. Часто исполняла роли мудрых женщин, обладавших весомым жизненным опытом, часто старой женщины или матери. Наполняла свои роли гражданским значением, сердечностью и добротой, простотой и неподражаемым добродушным чувстом юмора.

Наиболее значительные и запомнившиеся роли, сыгранные Лидией Мельниковой на сцене рижского театра: Глафира Фирсовна в комедии А.Н.Островского «Последняя жертва» (1922, 1937) ; Матрёна в «Горячем сердце» (1922); Мурзавецкая в «Волки и овцы» (1922); Домна Пантелеевна, «Таланты и их поклонники» (1924,1940). Большой успех у театральной публики имело её мастерское воплощение образа Огудаловой в постановке «Бесприданница» (1928) ; также примечательны её роли Гурмыжской, «Лес» (1931), Кабановой, «Гроза», (1938), Шабловой, «Одна любовь» (1948).

Театральные критики отмечали чувственную, духовно глубокую и новаторскую интерпетацию женских персонажей А.Н.Островского, которой отличалась актриса Лидия Мельникова.

Другие роли: Каренина, «Живой труп» (1921); Толбухина, «Плоды образования» (1927), Матрёна, «Власть тьмы» (по пьесам Льва Толстого) (1930); Екатерина Вторая, «Золотая книга любви» (по пьесе Алексея Толстого); Анна Андреевна в гоголевском «Ревизоре»; Коробочка, «Мёртвые души» (1923); Фёкла, «Женитьба» (1941); Бережкова, «Обрыв» (И. А. Гончаров) (1922, 1938); Пестова, «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева (1922, 1949); Марселина, «Безумный день или женитьба Фигаро» (Пьер Огюстен де Бомарше) (1922); Москалёва, «Дядюшкин сон» поФ.М. Достоевскому (1924); Мотылькова, «Слава» В. Гусева (1940); Мотя в постановке по пьесе А.Афиногенова «Машенька» (1941); блестяще воплотила образ Арины Родионовны в постановке «Наш современник» по Константину Паустовскому (1949).

В латышской драматургии воплощала образы реалистических, психологически и эмоционально мотивированных персонажей с внутренним духовным стержнем: Роплаиниете, «Блудный сын» Р.Блауманиса (1928, 1937); Вешериене в постановке «Огни» (по пьесе Р.Блауманиса) (1931); госпожа Далбиня в постановке латышского писателя и драматурга Эдварда Вульфа «Праздник в Скангале» (1936); Анете в постановке по произведению Яниса Акуратерса «Счастливый хозяин» (1939).

Получила звание народной артистки Латвийской ССР в 1949 году.

Литература:

А. Астаров. «Юбилей творческой деятельности народной артистки Лидии Мельниковой»// «Литература и искусство», 1950.

М. Аусма. «Народная артистка ЛССР Лидия Мельникова». Женщины советской Латвии, 1952.

Источник: http://www.russkije....melnikova.html#

post-679-0-88019100-1513454176_thumb.jpg

post-679-0-11017000-1513454183.jpg

Link to post
Share on other sites

По материалам афиш на спектакли и выступления с участием П.Н. Толмачёва(Волховского). Правда, на период 1911-1913 гг.

 

Список некоторых артистов Одесского городского театра на 1911 г.:

Л.Н. Мельникова

Адрианова

К.А. Богдановский

Кишлалов

Шелестов

Юрьев

 

Список некоторых артистов одесской Русской Общедоступной драмы на сезон 1913-14 гг.

Е.В. Смельская

Е.М. Стронская

К.К. Климова

А.А. Вельяминова

М.М. Михайлова

Е.Л. Азарова

Е.Н. Енич

А.А. Андреев-Фёдоров

Б.М. Данилов

Н.Д. Горин

Н.Ф. Нилов

Н.А. Григорьев

В.Н. Владимиров

Н. Е. Евгеньев

Г.Ф. Батьянов

С.И. Хохлов

П.В. Викторов

В.Н. Валерии

А.А. Ленский

А.М. Данилов

А.У. Белов

А.С. Печеневский

А.Н. Александров

С.И. Хохлов

Г.Н. Аксанов

С.Н. Щербинин

Д.Н. Морозов

А.К. Данилевский

Н.Ф. Нилов

Я.П. Батурин

С.И. Глаубенов

И.И. Петин

Г.Ф. Батьянов

Link to post
Share on other sites

Немного отступлю от театральной темы:в очередной раз отмечу(и подчеркну!!!),что на книгу Мстислава,как на 100% точный источник,опираться не следует.Некоторые факты биографии родителей он замалчивает,а некоторые приукрашивает в угоду эпохе.

Сомнительно,что должность военного цензора могла быть доверена человеку с подмоченной политической репутацией.Зато о цензорстве и связи семей Толмачёвы-Крыловы ни строчки..

Link to post
Share on other sites

Да, загадок в биографии Павла Николаевича Толмачёва много. Я бы не удивился, если бы и он, подобно Василию Николаевичу Крылову, оказался разведчиком. :yes:

Что же до воспоминаний Мстислава, то, увы, это на сегодня единственный обобщающий текст, наиболее полный фактографически. Чем объяснить странные лакуны в рассказе Мстислава о своём отце? Вряд ли это дань эпохе - мемуары писались уже после развала СССР, опасаться было нечего. Допускаю, тут дело могло быть в некой семейной тайне - кое что на это указывает.

Link to post
Share on other sites

Собственно, о данном вопросе с имеющимся у меня минимумом материала для размышления остаётся лишь гадать. Однако...

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites

Можно лишь предполагать, что в период бурного увлечения Павла Николаевича театром могло наступить серьёзное охлаждения между ним и его женой(кстати, а когда они стали супругами?), матерью Мстислава, Павлиной Николаевной Толмачёвой-Ротарь(урождённой Пачевой). Если принять во внимание, что их знакомство(и отношения) имели место минимум с 1904 г., а детей у них не было(насколько известно) до рождения сына в 1916 г., + гастроли Павла Николаевича, постоянное общество дам( Павел был весьма импозантным мужчиной, да притом довольно известным актёром, судя по афишам) - всё это могло сформировать у матери Мстислава негативное восприятие этого периода, передавшееся и сыну. Но это лирика, так сказать. Помимо того, могу "приложить к делу" надпись на обороте фото самой Павлины Николаевны, сделанного ещё в 1905 г, в Шанхае, на пути из захваченного Порт-Артура в Россию. Таких фото в семейном архиве было несколько (минимум 3). Не знаю, чьи стихи воспроизводит на обороте фото Павлина Николаевна Толмачёва-Ротарь, но они весьма печальные и наводят на размышления. Правда, смущает дата - 1922 г.. Т.е. уже после смерти Павла. Не факт, что они вообще посвящены взаимоотношениям между Павлиной и Павлом. Но кто знает...

 

P.S.

В наши дни приведённые на обороте фото строки, в несколько видоизменённом виде, мы находим в стихотворении современного поэта Виктора Коновалова(1941 г.р.) " Я с тобой расстаться хочу на всегда" - см. http://www.stihi.ru/2015/07/10/337 :

 

Мы с тобой две волны в океане одном,

Что в одну никогда не сольются.

Мы две песни с тобою о милом, родном,

Но которые разно поются.

 

Так простимся, мой друг, мы навеки с тобой,

Разойдемся без жгучей печали.

Видно, так суждено непреклонной судьбой,

Чтоб мы общего счастья не знали.

 

В надписи же 1922 г. у Павлины это двустишие называется "Прости" и звучит так:

Мы с тобой две волны в океане одном.

Две волны что в одну не сольются.

Мы две песни с тобой, о прекрасном, родном

только песни что разно поются.

 

Так простимся ж на век, разойдёмся с тобой

Разойдёмся без смут, без печали.

Видно так суждено непреклонной судьбой,

что б с тобою мы счастья не знали.

 

От П. Толмачёвой-Ротарь,

5/XII -22 г.

post-679-0-37920900-1513542968_thumb.jpg

post-679-0-96330100-1513542979_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Эти же слова, включённые уже в другое стихотворение, приведены, в дневнике некоего Р. Б. - см. http://www.folk.ru/BiogrMuseum/love.htm

 

(,,,)Мой друг, никогда.

Две волны в океане одном

Две волны, что в одну не сольются,

Мы - две песни с тобой о далеком родном,

Только песни те разнятся.

Так давай разойдемся с тобой,

Разойдемся без слез и печали,

Видно, так суждено нам несчастной судьбой,

Чтобы вместе мы счастья не знали.(...)

Link to post
Share on other sites

По материалам афиш на спектакли и выступления с участием П.Н. Толмачёва(Волховского). Правда, на период 1911-1913 гг.

 

Список некоторых артистов Одесского городского театра на 1911 г.:

Кишлалов

Из какого источника информация по данному артисту?

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...