Jump to content

Работники Средне-Волжского линейного отдела Волжского округа водных путей сообщения 1922 г.


Recommended Posts

Работники Средне-Волжского линейного отдела Волжского округа водных путей сообщения (ВОВПС). Сидит 4-й слева в первом ряду - начальник Средне-Волжского линейного отдела Иоост(Иост) Федор Иванович. Осень 1922 г. г. Саратов.

post-679-0-30356000-1513109370_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Иоост(Иост) Федор Иванович ( ? – ум. 1938) – российский и советский моряк, капитан. По национальности эстонец.

На 1904-1905 гг. - штурман 1 разряда, помощник командира парохода "Богатырь". За оборону Порт-Артура Ф.И. Иоост был награждён Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 4 степени (см. http://wap.kortic.bo...000133-000-30-0 )

Для справки: Пароход «Богатырь» был построен в Шанхае и в 1900 г. выкуплен у англичан российским Военным ведомством для инженерного управления крепости Порт-Артур, получил наименование «Богатырь». Во время событий под Таку в июне 1900 г. использовался как штабное судно адмирала Алексеева. После начала русско-японской войны, 31.1.1904 вышел из Порт-Артура в Дальний с экипажем подорвавшегося крейсера «Боярин» (предпринималась попытка спасти корабль), но вернулся назад. В мае 1904 г. оборудован в минный транспорт и передан Тихоокеанской эскадре.

(...) После выхода из строя минного транспорта "Амур" было принято решение оборудовать для постановок мин пароход военного ведомства "Богатырь". При выходах в море на нем поднимался военноморской флаг, заведующим пароходом назначили минного офицера "Амура" лейтенанта П.А. Волкова. Приготовление мин и постановку обеспечивали переведенные с транспорта два минных квартирмейстера и восемь специалистов-минеров. Сначала для постановки мин с парохода использовали три временные стрелы. Затем под руководством лейтенантов П.А. Волкова и Н.Н. Шрейбера произведено переоборудование. На корме срезали часть фальшборта, установили стойки и к ним прикрепили минные рельсы с "Амура". Пароход обшили старыми койками, выкрашенными в боевой цвет, так что наличие на борту мин не было заметно.

(...) Утром 7 июня с ММ «Сильный» и «Скорый» выходил в Голубиную бухту для постановки мин – ставил с буксируемого плотика между бух. Десяти Кораблей и Ипчепзы. Впоследствии перестроен: часть фальшборта в корме снята, на палубе установлены стойки, на них – рельсы с МЗ «Амур», борта обвешены койками для маскировки мин. 22 июня с ММ «Разящий» и «Решительный» выходил на постановку в бух. Луизы – выставил 20 мин. Снова выходил на постановки 25, 26 и 28 июня, 1, 15 и 17 июля, но из-за обнаружения противника мин не ставил. 19 июля с ММ «Бойкий», «Бурный» и КЛ «Бобр» выходил в бух. Луньвантань и Тахэ. 28 июля, вместе с тральщиками, выводил корабли эскадры, обозначая буйками фарватер. Затем использовался как склад мин и база. При сдаче Порт-Артура 20 декабря 1904 г. японцам взят на плаву. С 1905 г. входил в состав японского ВМФ как буксир-спасатель «Hakugin Maru», с 1920 г. – «Hakugin». В марте 1934 г. исключен из списков и продан компании «Kumagai Hachiro» (Осака). После ремонта со сменой машины использовался как грузовой пароход «Hakugin Maru» (315 грт). Пережил Вторую мировую войну. 19 декабря 1946 г. разбился южнее о. Химедзима.

На 1909 г.(?) – служил на пароходе «Серов»( с 1906 г. пароход общества «Самолет») на р. Ветлуге(?).

На апрель-май 1914 г. – капитан парохода «Михаил Фёдорович» общества «Самолёт» (г. Нижний Новгород).

На осень 1922 г. – начальник Средне-Волжского линейного отдела ВОВПС(Волжский округ водных путей сообщения - упразднен в 1923 г в связи с созданием Волжского Государственного пароходства в Н.Новгороде) г. Саратов.

На 1929 г. капитан запаса Волжского государственного пароходства. Мстислав Толмачёв, сын сестры супруги Ф.И. Иоста являлся на этот период его сыном-воспитаником.

Из книги воспоминаний Мстислава Павловича Толмачёва «Такая долгая полярная ночь»:

«Хорошо помню, как в 1937 году мой дядя — муж моей родной тети, сестры моей мамы — ночью в белье подходил к окну и тревожно вглядывался в мрак улицы. Я чутко сплю и, проснувшись, спрашиваю его, что случилось, почему он не спит. Он шепотом говорит, что на улице остановился автомобиль. Позднее я догадался, что мой дядя тревожно ожидал «черного ворона» — машину НКВД. Но почему? Он волжский капитан, сильный, мужественный человек боялся ареста ни за что. Значит, так хватали людей, что можно было без какой-либо вины попасть в подвалы НКВД. Достаточно было гнусного доноса какого-либо мерзавца, завистника или просто «отрабатывающего норму» доносчика, и ты попадаешь в лапы извергов-следователей. И мой дядя, заслуженный волжский капитан Федор Иванович Иост не спал ночами, ожидая «гостей» с ордером на обыск и арест. Что он ожидал, было мне ясно, но вот за что — я не понимал. Но все же причина его беспокойства мне стала известна. Капитан речного флота Иост, до революции плававший капитаном на пароходах компаний «Самолет» и «Кавказ и Меркурий», после революции приложил много труда и усилий для сохранения национализированного речного флота. За это Федор Раскольников наградил его именными часами, поздравил и пожал ему руку. Но когда Раскольников был объявлен Сталиным «врагом народа», вполне мог в пароходстве, в Нижнем Новгороде найтись негодяй, который мог бы «дунуть», что Иосту враг народа пожал руку и наградил часами. Этого было достаточно в то время, чтобы истязаниями палачи-следователи добились «признания» во всем, что выдумает гнусная фантазия опричников. Слава Богу, мой дядя не дожил до таких страшных дней: он умер в 1938 году от болезни сердца в больнице, а не в застенке НКВД.»

post-679-0-50379600-1513109528_thumb.jpg

post-679-0-98300700-1513109535_thumb.jpg

post-679-0-14089000-1513109550_thumb.jpg

post-679-0-64694300-1513109557_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Возможно, можно было бы на фото идентифицировать ещё кого-то. В сети есть 2 фото саратовских речников начала 1920-х гг. Но их разрешение, увы, для идентификации не пригодно :sad:

 

Фото 1. Саратов.15 июня 1922 г. Фото М. Бусселя. Райкомвод.

 

Сидят Рейхерт А.Ф. – начальник рупвода, Андронов – секретарь райкомвода, Яковлев А.П. – председатель райкомвода, Китаев – член райкомвода, Орешкин М.Г. – комиссар рупвода. Стоят 2 Ратников – секретарь парткома, 3 Скорнякова – зав. Жен. Отделом, 4 Гришин – член райкомвода, 5 Трунин – зав. Культ. Отделом, 7 Абрамов – зав тариф. Норм. Отделом, 8 Соловьёв – зав. Тех отделом.

Источник: http://www.portsaratov.ru/story.htm

post-679-0-10717500-1513109786.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 2. Фото М. Бусселя.(фотографа Рупвода) Сидят 2-й ряд снизу (слева на право). 1. Петров Н.Ф.-работник продотдела. 5. Гришин – зав. Тарифно – экономического отдела Райкомвода. 6. Яковлев А.П. – секретарь Райкомвода. 7. Орешкин М. - председатель Райкомвода. 8. Гурьянов – член Райкомвода. 9. Скорнякова – зав. Женотделом Райкомвода. 11.Рогатин – член Райкомвода. 12. Матусевич – инженер 5 тех участка. 13. Ливанов – председатель затонского комитета Алексеевского затона. 14. Лемохов П. – работник прод отдела. 15.Арсеньтьев – работник культ отдела Райкомвода. Стоят 2-й ряд снизу: (слева на право) 3. Машков – начальник Рупвода. 6. Черепахин – инженер тех отдела Рупвода. 7. Соловьёв Д.А. начальник тех отдела Рупвода.

Источник: http://www.portsaratov.ru/story.htm

post-679-0-00611900-1513109851.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...