Jump to content

Форма одежды и знаки различия НКПС 1920-х годов


Recommended Posts

Т.к. на сегодняшний день данная тема, а именно форма одежды и первые петлицы НКПС, досконально не изучена, оперировать словом "образца" какого именно года из 20-х, у меня не получится. Нормативка также не совсем стыкуется с датированными оригинальными фото. Лишь даты снимков (если таковые присутствуют) и косвенные детали ФО.

 

Групповое фото служащих НКПС, на котором также присутствует военнослужащий ВОСО 7-й категории в ФО обр.1924 г.

На петлицах служащих НКПС шифровка Екатерининской железной дороги в двух вариантах ЕК ЖД и Е ЖД.

К сожалению, само фото не датировано, но имеет большое количество имен с автографами персонажей с данного снимка.

post-662-0-25871600-1514810943_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Ещё на себя обращает внимание форменная куртка НКПС, на которой характерные петлицы в виде параллелограмма с форменной пуговицей.

post-662-0-72382800-1514812209_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Персонаж, который запечатлён на вышепоказанном групповом снимке и на фрагменте в посте №2, в форменной куртке. Фото датировано 1924 годом.

post-662-0-74263000-1514813122_thumb.jpg

Edited by RSA
Link to post
Share on other sites

Сослуживец вышепоказанного персонажа, также в форменной куртке, но без петлиц. Можно предположить, что канты синего цвета.

Фото датировано сентябрём 1925 г.

post-662-0-12737500-1514812546_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Служащий Юго-Западных железных дорог. Шифровка в виде ПЗЗ (украинский язык - Пiвденно Захiднi Залiзницi).

post-662-0-95039400-1514812850_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Печать на другом снимке (на документ) одного из вышепоказанных персонажей, помимо хорошо разборчивых аббревиатур, содержит слова, как на русском, так и на украинском языках, "отдел тяги и подвижного состава".

post-662-0-69437600-1514826712_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Также любопытная деталь на снимке 1925 г. (пост №5).

Несмотря на то, что "куртка" ещё имперского образца, а возможно таковой и является, впрочем как и форменные пуговицы, но говоря уже на советский манер, пуговицы Народного комиссариата почт и телеграфов.

post-662-0-67821500-1514827429_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Очевидно, что в середине 20-х гг. ношение петлиц "имперского" образца служащими НКПС имело место быть.

На сколько долго и на основании чего подобные петлицы использовали служащие НКПС?

post-662-0-63462000-1514827828_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

Персонаж, который запечатлён на вышепоказанном групповом снимке и на фрагменте в посте №2, в форменной куртке. Фото датировано 1924 годом.

Это иногда называлось тужуркой.

Топор и якорь не всегда означало НКПС,если ФО с Имперских времён.

Очевидно, что в середине 20-х гг. ношение петлиц "имперского" образца служащими НКПС имело место быть.

На сколько долго и на основании чего подобные петлицы использовали служащие НКПС?

До полного износа.Или до замены на ФО периода.

Link to post
Share on other sites

Также любопытная деталь на снимке 1925 г. (пост №5).

Несмотря на то, что "куртка" ещё имперского образца, а возможно таковой и является, впрочем как и форменные пуговицы, но говоря уже на советский манер, пуговицы Народного комиссариата почт и телеграфов.

Товарищ мог запросто быть служащим ПТВ ещё до Революции,а потом "плавно" перешёл на службу в НКПиТ.Выпушка вполне соответствует.

Link to post
Share on other sites

Это иногда называлось тужуркой.

Топор и якорь не всегда означало НКПС,если ФО с Имперских времён.

 

До полного износа.Или до замены на ФО периода.

Учитывая то, что снимки сделаны в середине 20-х и данный предмет ФО когда-то именовавшийся тужуркой, вполне вероятно что и пошит ещё в "то время", уже именовался форменной курткой. Тужуркой железнодорожников середины 20-х была однобортная с нагрудными карманами, такая, что на фото выше с петлицами и шифровками железных дорог.

Петлицы как известно являются знаком различия. Я не уверен, что без официального допуска (либо заново введенные?), оные (имперского образца с пуговицей) могли носится, в частности, железнодорожниками. До 1927 года уж точно.

Link to post
Share on other sites

Проблемы с введением ФО для НКПС очень хорошо описаны в "Старом Цейхгаузе".Полагаю,что в данный период никаких ограничений для использования ФО(и арматуры) "старой" России не существовало по тем же причинам.

Разумеется,без элементов противоречащих строю.

Link to post
Share on other sites

Чуть поправлю свой пост:НКПС не всегда только ж/д.

Так это естественно для периода 1923-31 гг.!

Но речь идёт не о флотах и пароходствах, входивших в НКПС до 1931 г., а именно о железнодорожниках.

Link to post
Share on other sites

Проблемы с введением ФО для НКПС очень хорошо описаны в "Старом Цейхгаузе".Полагаю,что в данный период никаких ограничений для использования ФО(и арматуры) "старой" России не существовало по тем же причинам.

Разумеется,без элементов противоречащих строю.

Про использование петлиц "старого имперского" образца я в данной статье ничего не нашел. Да и по шифровкам, так называемым, образца 1926 года (у меня в коллекции есть фото с подобными и датой 1924 года) тоже много вопросов, не стыкующихся с оригинальными фото, в частности из моей коллекции. Так что насколько хорошая та или иная статья - выводы делает каждый для себя сам.

Link to post
Share on other sites

Статьи посвящены ФО ж/д определённого периода,если обратили внимание.А не про донашивание ФО ушедшей эпохи.Это надо смотреть по фото(датированным) периода,мемуарам и проч. источникам,где об этом есть упоминание.

 

Что может быть темой,кстати,для новой статьи.

Link to post
Share on other sites

Статьи посвящены ФО ж/д определённого периода,если обратили внимание.А не про донашивание ФО ушедшей эпохи.Это надо смотреть по фото(датированным) периода,мемуарам и проч. источникам,где об этом есть упоминание.

 

Что может быть темой,кстати,для новой статьи.

Если, как Вы говорите, в определённый период, скажем условно середина 20-х г., помимо петлиц с шифровками железных дорог использовались также железнодорожные петлицы "имперского" образца и это подтверждено оригинальными фото - это факт, который нельзя вычёркивать из того же временного периода.

 

Немного из другой области, но с подобным смыслом (элементы имперской ФО при новой власти), хорошая и интересная статья в упомянутом Вами "Старом Цейхгаузе" Степанова А.Б. "К вопросу об использовании юнкерских киверов в РККА".

Link to post
Share on other sites
В продолжении темы о "цветных" фуражках и старой арматуре.

 

Если я не ошибаюсь, то датировка этого портрета неизвестна. Соответственно, это может быть дореволюционная фотография.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...