Jump to content

Советские авиаторы в ВВС Афганистана в 1920-х годах


Recommended Posts

Группа советских авиаторов(двое в форме афганских ВВС) рядом с транспортным самолетом Юнкерс Ю-13 (Junkers F-13).

Афганистан, 1926(?) -1928 гг.

Фотография из архива Семёнова Михаила Семёновича, советского пилота, на 1920 г. - в авиации РККА, на 1926-29 гг. - гражданский пилот I-го класса, лётчик Управления воздушных сообщений СССР, в 1926 г. получил серебрянный значек от компании Юнкерс за покрытие 100 тыс. км над террриторией Средней Азии на пасажирском самолёте Юнкерс Ю-13. На 1929 г. находился в Москве.

post-679-0-89494200-1545860831_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Для справки:

21 августа 1924 г. Политбюро постановило ускорить передачу самолетов Аманулле-хану, а также послать пилотов и механиков для имеющихся в Афганистане самолетов [12, с. 97]. По порядку, определенному, начальником ВВС РККА А. П. Розенгольцем, самолеты должны были быть перегнаны своим ходом по воздуху, а вооружение, боеприпасы и запчасти — караванным путем. Состав советской группы был следующим: летчики Ю. Н. Арватов, М. М. Гаранин, В. В. Гоппе, А. И. Залевский, Я. Я. Якобсон и техники В. А. Воинский, С. А. Лисицкий, М. П. Старооскольцев, И. И. Синявский. Передаче подлежало 4 бомбардировщика De Havilland D. H.9A и один транспортный самолет Junkers F-13. Перелет предполагалось совершать через Гиндукуш на высоте свыше 5000 м, что составляло практический потолок самолетов De Havilland D. H.9A. Советские самолеты прибыли в Кабул, по разным данным 30 сентября [18, p. 275] или 1 октября [8] 1924 г. Первый боевой вылет самолеты совершили 5 октября того же года, разбросав листовки и сбросив бомбы в районе Зурмаха. Всего советскими летчиками было совершено 4 боевых вылета, причем бомбы сбрасывались рядом с позициями повстанцев, с целью только испугать их [18, p. 276]. В феврале 1925 г. последние очаги сопротивления были подавлены правительственными войсками. После восстания в Хосте афганские ВВС, ставшие реальной силой, оказались под полным контролем советских специалистов. Летом 1925 г. в Кабуле было 5 летчиков и 8 механиков из СССР.

 

(...) 31 августа 1925 г. в Кабуле была открыта школа для подготовки авиамехаников. Начальником школы был назначен летнаб-афганец, а преподавание вели советские механики. К концу 1925 г. в школе обучалось до 15 афганцев [2, с. 58].

 

(...) В марте 1926 г. Фрунзе и Чичерин сообщили Политбюро, что для оказания военной помощи Афганистану необходимо передать ему 6 военных самолетов с запчастями [13, с. 110]. В июле того же года эти самолеты (6 бомбардировщиков Р-1) прибыли в Кабул. Также вместе с самолетами было откомандировано 6 летчиков 1-й разведывательной эскадрильи из г. Липецка, которыми командовал В. Н. Жданов (впоследствии генерал-лейтенант). Два из поставленных самолетов разбились при перегоне, и взамен им в октябре прибыло два других Р-1 [17]. Запчасти для авиации поставлялись вьючным путем из Термеза. Вместе с самолетами прибыли и пилоты — на ноябрь 1926 г. на афганской службе находилось уже 11 летчиков, 3 летнаба и 11 авиатехников из СССР [2, с. 58]. На начало 1927 г. афганские ВВС насчитывали 5 исправных самолетов (четыре Р-1 и один «Бристоль»). Остальные самолеты требовали ремонта — у двух Р-1 необходимо было перебрать двигатели, все D. H.9A требовали перетяжки фюзеляжей и плоскостей, «Юнкерс» требовал замены неисправного мотора. Второй «Бристоль» служил источником запчастей для первого, а полученные в 1922 г. советские и итальянские самолеты к тому моменту окончательно пришли в негодность [2, с. 56]. Все самолеты были сведены в 2 отряда [5, с. 178]. Количество советских самолетов в Афганистане продолжало увеличиваться. 15 сентября 1927 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило решение передать Афганистану 12 самолетов Р-1 [9]. Самолеты прибывали партиями: 8 единиц — 13 мая, 1 единица — 14 мая, 1 июня — 3 самолета, кроме того, один самолет сбился с курса и совершил аварийную посадку в районе города Парачинар, на афгано-индийской границе [17]. Это были последние Р-1, поставленные в Афганистан.

(...) В конце 1927- начале 1928 гг. Аманулла-хан совершил турне по европейским странам и СССР. В результате эмир получил в качестве подарков и закупил 8 самолетов (Коргун старый, с. 154, по данным газеты «Анис» за 30.08.1928). Польша подарила эмиру один биплан Bartel BM.4b, Франция — два Potez-25, Германия — один Junkers G.24 (этот подарок обошелся Германии в 185 тысяч марок [18, p. 347]) и два Junkers F-13. Ещё два Junkers W-33c были заказаны в Германии со сроком поставки к началу лета 1929 г. С «Юнкерсами» в Афганистан прибыло три немецких летчика [17].

 

(...)В конце 1928 г. восстания начались практически одновременно как на севере Афганистана, так и в зоне пуштунских племен. К северу от Кабула действовали отряды под руководством таджика Бачаи Сакао, а в Восточной провинции против эмира восстало племя шинвари, что привело к цепной реакции среди других пуштунских племен. К началу восстания в афганских ВВС насчитывалось 15 советских Р-1 (из них только 8 были боеспособны, а остальные находились в ремонте) [13, с. 113], три Junkers F-13 (из них способны летать были только две машины, недавно купленные в Германии), один Junkers G.24, один Potez-25 и Bartel BM.4b [17].

 

(...)14 декабря 1928 г. отрядами Бачаи Сакао был атакован Кабул. Под обстрел попал кабульский аэродром. Предполагалось перебросить боеспособные самолеты под Кандагар, так как у правительства не было уверенности, что столицу удастся отстоять. 15 декабря все боеспособные самолеты были брошены против окопавшихся в пригородах Кабула повстанцев [16, с. 161]. Один из самолетов был сбит и упал около дворца Дилькуши. При этом погиб советский летчик. 21 декабря на Junkers G.24, который пилотировался немецким летчиком и сопровождался двумя Junkers F-13 и одним Р-1, из Кабула в Кандагар была перевезена королевская семья [17]. 23 декабря один Junkers F-13 переправил в Кандагар ещё несколько человек. Для всех трех афганских «Юнкерсов» эти полеты стали последними — через несколько дней крыша ангара, где находились эти самолеты, обрушилась под весом снега и сильно их повредила.

 

(...)18 января 1929 г. Кабул пал, а Бачаи-Сако стал эмиром Хабибуллой. Но, несмотря на это, гражданская война продолжалась — в Кандагаре и Джелалабаде находились основные очаги сопротивления новому эмиру-таджику. Аманулла-хан не собирался прекращать сопротивление. Кроме того, против Хабибуллы выступили Надир-хан (бывший министр обороны) и Али-Ахмад-хан (бывший губернатор Кабула). Новое правительство по достоинству оценило авиацию — Хабибулла, запретивший преподавание европейской науки, не стал запрещать обучение авиационному делу [1, с. 141]. Повстанцам Бачаи-Сакао досталось не больше 9 Р-1, из которых боеспособны были примерно 3–4 машины. Другие самолеты были в ещё более плохом состоянии. Советский авиационный персонал был эвакуирован, а афганские пилоты и механики, которые обучались в Москве, не были лояльны новому режиму.

 

Источник: Кудашев У. Н. Военно-воздушные силы Афганистана в 1921–1929 гг. // Молодой ученый.- 2016.-№17.- С. 249-254.- URL https://moluch.ru/archive/121/33428/ (дата обращения: 10.12.2018).

Link to post
Share on other sites
  • 2 years later...
26.12.2018 в 23:50, sulejm34 сказал:

Три фото из того же архива, сделанные в то же время в Афганистане - мне, увы, не достались.

post-679-0-21373800-1545861004_thumb.jpg

 

Денис, думаю мой снимок имеет прямое отношение не только к твоей теме, но и возможно к архиву Семёнова Михаила Семёновича.

Многие из персонажей на моём снимке присутствуют на одной из фотографий, тобой не купленных. Афганистан ли? Общий пейзаж явно не афганский.

 

НОВИНКИ. ЛЕТО.jpg

Link to post
Share on other sites

Общий формат снимка 20,5 х 14,5. Поэтому фрагменты.

1. Товарищ с двумя ромбами случайно не Семёнов М.С.? 

На рубахе у него явно просматривается щиток от знака "Честному воину Карельского фронта".

IMG_20210731_0005.tif-001.jpg

Мои документы4-004.jpg

DSC00506.jpg

Link to post
Share on other sites

2.- 3. Присутствующие на фото.

4. Надпись на арабском и герб, вроде не афганский (может ошибаюсь).

IMG_20210731_0005.tif-002.jpg

IMG_20210731_0005.tif-003.jpg

IMG_20210731_0005.tif-004.jpg

Link to post
Share on other sites

На фото безусловно афганский самолёт и афганские же авиаторы в своей форме. Надпись на дари или на пушту. Герб - видимо герб Королевских ВВС - судя по самолёту :) А пейзаж вполне себе Афганский. Как вариант - фото могло быть сделано и в СССР.

Link to post
Share on other sites

Спасибо Денис!

15 часов назад, sulejm34 сказал:

 А пейзаж вполне себе Афганский. Как вариант - фото могло быть сделано и в СССР.

Да, здесь только гадать.

Link to post
Share on other sites
02.08.2021 в 22:58, sulejm34 сказал:

На фото безусловно афганский самолёт и афганские же авиаторы в своей форме

Фото из журнала "Авиация и космонавтика" от 11.2020. Статья Владимира Котельникова - Советские лётчики и самолёты в Афганистане. (стр.20-27).

В центре командующий афганской авиацией Эхсах-хан и думаю двое афганских лётчиков за ним. Может где ещё пару человек есть.

Остальные же на фрагменте ниже и не только - советские авиаторы и авиа-специалисты.

НОВИНКИ. ЛЕТО2-001.jpg

Link to post
Share on other sites
  • Freiwillige changed the title to Советские авиаторы в ВВС Афганистана в 1920-х годах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...