Jump to content

Новости сайта ''История государства Габсбургов''


Recommended Posts

В этой теме наш эксперт по Австро-Венгерской Империи Дмитрий (Adam) будет периодически знакомить форумчан с новостями и обновлениями своего замечательного сайта, а также новыми материалами!

Link to post
Share on other sites
  • Replies 217
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Военное министерство

Здание военного министерства сначала было расположено в центральной части столицы Австрийской империи (Wien I Bez., Am Hof 2) — на этом месте в 1848 г. восставшие венцы линчевали военного министра графа Теодора Байлета фон Латура (Theodor Graf Baillet von Latour). Но в 1912 г. это строение было снесено, а военное министерство переехало в 1913 г. в новый комплекс (Kriegsministerialgebäude) на Ринге (кольцо бульваров, опоясывающее центральную часть Вены — раньше здесь располагалась городская крепостная стена) (Wien I Bez., Stubenring 1). Конная статуя фельдмаршала Радецкого также была перенесена. Морская секция военного министерства, занимавшееся вопросами военно-морского флота, расположилась невдалеке на углу Цольамтштрассе и Марксергассе.
Link to post
Share on other sites

Разместил статью об австро-венгерском асе № 2 Юлиусе Ариги:

22 августа 1916 г. Циолла получил информацию, что 6 итальянских двухместных бипланов «Farman» провели бомбежку порта базы австро-венгерского ВМФ в Дураццо (Durazzo). Узнав об этом, Ариги попросил разрешения вылететь на перехват, но ему было отказано по причине того, что нет офицера-наблюдателя, который в полете должен выполнять функции командира экипажа. Когда отбомбившиеся итальянцы проходили прямо над взлетной полосой аэродрома, Ариги вновь дважды требовал разрешения на взлет, но начальство опять отказало ему, так как не решалось послать на перехват противника разведывательную машину. Однако не выдержавший бездействия Юлиус взял на второе место своего двухместного разведчика «Hansa-Brandenburg С.I» (номер 61.64) фельдфебеля Иоганна Ласи (Johann Lasi), и стремительно стартовал. Схватка быстрого австро-венгерского самолета с тмедленными итальянскими бомбардировщиками продолжалась всего 30 минут. На глазах десятков тысяч жителей города два пораженных огнем австрийского самолета «Фармана» рухнули в воду Котторского залива, еще три итальянца из-за тяжелых повреждений совершили аварийные посадки в окрестностях города и попали в плен. Правда, по итальянским данным были сбиты только два самолета, а остальные 4 успешно вернулись на базу — по австро-венгерским сведениям только один вражеский самолет сумел вырваться. Это был уникальный случай: пилот-разведчик в первом своем воздушном бою одержал сразу пять побед, став асом, и это на двухместном аэроплане! Вскоре после боя из штаба пришла телеграмма командования: «Почему на борту самолета не было ни одного офицера?!» Ответ был блестящим: «Потому, что он уже не поместился».
Link to post
Share on other sites

Годвин Брумовский — ас из асов Австро-Венгрии!

Брумовский вскоре проявил себя одним из лучших наблюдателей Восточного фронта и как наблюдатель Отто Индры, который летал на самолете «Albatros B.I» (постройки Knoller), принял участие в выдающемся бое 12 апреля 1916 г. — вместе с шестью другими австро-венгерскими самолетами они бомбили русские позиции около Хотина, которые посетил царя Николай II и генерал Брусилов. Визит высоких гостей прикрывали семь «Morane-Saulnier Parasol», из которых Индра и Брумовский сбили два. Это были первые подтвержденные воздушные победы Годвина. Третье стала победа 2 мая, когда он и его пилот цугсфюрер Курт Грубер (Kurt Gruber) (впоследствии № 11 в списке австро-венгерских асов), летавший на другом «Albatros B.I», сбили еще один русский моноплан «Morane-Saulnier Parasol».
Link to post
Share on other sites

Бенно Фиала — рыцарь Пятого океана

1 мая 1918 г. стал великим днем в карьере Бенно Фиала, как летчика-истребителя. Пилотируя «D.III» (153.128), он сначала сбил «Camel» в тылу противника, затем напал на «SIA 7B», который сбил к северу от Повельяно (Povegliano), и позже атаковал итальянский наблюдательный привязной аэростат и сжег его возле Виснаделло (Visnadello). Возвращаясь на свой аэродром недалеко от Сан-Бьяджо (San Biaggio), он сбил еще один привязной аэростат наблюдения, чтобы за один вылет записать на свой счет четыре победы.
Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Военнопленные Первой мировой войны в Кременчугском гарнизоне

 

 

Среди правонарушений, допущенных военнопленными, кроме вышеупомянутых самовольных отлучек, краж мешков (как на портянки, так и на продажу) следует выделить также кражи мясных консервов в магазине во время работы. Именно за такое правонарушение (кража 2-х банок мясных консервов 22.11.1916 г.) военнопленного Петра Процика было отдано под военно-полевий суд, действовавший при 757-й пешей дружине (Военно-полевой суд в Кременчугском гарнизоне была образована в начале ноября в ответ на беспорядки на местном распределительном пункте.).Руководство КБПМ пыталось отправлять подобных правонарушителей в Дарницкий лагерь, отмечая в сопроводительных документах степень их вины (кража мясных консервов при работе в магазине, «буйный нрав», самовольная отлучка и т.п.) (Там же, л. 286-288.).

http://ah.milua.org/ww1-pow-in-kremenchuk-ru

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

—Книга-исследование на основе сосбственных мемуаров автора «О.Р.Вульф. Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914–1918 годов»;

 

— и биография самого автора контр-адмирала венгерского флота Олафа Рихарда Вульфа, награды которого мы недавно обсуждали на форуме.

Link to post
Share on other sites

"Несостоявшаяся «черноморская экспедиция» австро-венгерского флота в августе 1914 года"

адмирал А.Хаус, справедливо указавший на наличие оборудованной базы как на «condicio sine qua non» (необходимое условие) успешных действий флота, констатировал невозможность организации полноценного тылового и технического обеспечения вверенных ему сил ни в одном из турецких, болгарских или румынских портов. Что же касается Константинополя, то его скудных возможностей и ресурсов едва хватало для обеспечения собственно турецкого флота и пришедших сюда в скором времени германских крейсеров. Достаточно сказать, что во всей Османской империи не было ни одного дока для линейных кораблей, и впоследствии немцам приходилось устранять боевые повреждения подводной части «Гебена» с помощью кессонов. Базирование на Босфор не удовлетворяло адмирала и по оперативным соображениям — более чем 300-мильное удаление от российского побережья грозило серьезно затруднить активные действия австрийских кораблей, дальность плавания которых существенно уступала таковой у «Гебена» и «Бреслау».
Link to post
Share on other sites

Ярослав Шимов. Пражский затворник: к 400-летию со дня смерти Рудольфа II

Начавшаяся война оказалась недолгой. Рудольф был вынужден пойти на компромисс и передать Матиасу в суверенное владение Верхнюю и Нижнюю Австрию и Моравию. Чехи остались верны императору, который подтвердил привилегии их сословий специальным манифестом (Majestat, 1609 г.). Однако эти уступки были вынужденными, и Рудольф не переставал мечтать о реванше. Возможность отомстить и брату, и подданным представилась императору в начале 1611 года, когда один из родственников Рудольфа, эрцгерцог Леопольд, предоставил в его распоряжение свою армию, набранную им первоначально для войны за юлих-клевское наследство. Наемники Леопольда («воинство из Пассау») вторглись в Чехию, заняли Прагу и подвергли город и окрестности страшному грабежу.
Link to post
Share on other sites

Андрей Шарый, Ярослав Шимов. Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: Судьба империи.

В московском издательстве «КоЛибри» вышла книга «Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи». Авторы — Андрей Шарый и Ярослав Шимов. Последний уже знаком отечественному читателю, интересующимуся историей одной из крупнейших центрально-европейских монархий прошлого, своей отличной работой «Австро-Венгерская империя», вышедшей в свет в 2003 г. Также на страницах сайта был опубликован ряд его статей: «Пражский затворник: к 400-летию со дня смерти Рудольфа II», «Всё, что вы хотели (или не хотели) знать об эрцгерцоге», «Последний император, или 90 лет назад», «Габсбургское наследие Западной Украины».

 

Вашему вниманию предлагается рецензия на книгу и несколько цитат из нее — книга настоятельно рекомендуется к прочтению!

Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...

Чехи на имперском флоте

Произошло это около 1905 года, когда австро-венгерский флот, чья главная база располагалась в порту Пула на полуострове Истрия, начали модернизировать. Австрийцам понадобилась квалифицированная рабочая сила. Чехи в то время считались одним из наиболее развитых по части культуры и техники народов империи. К началу Первой мировой войны на имперском флоте служило около 10% чехов. Если вас эта цифра не впечатляет, то я дополню, что хорваты, например, которые на Адриатике жили, составляли примерно треть от всей численности служащих на флоте. Но они выполняли, в основном, неквалифицированную работу — были кочегарами, драили палубы. А из чехов, которых во время войны на австрийских кораблях служило около 6 тысяч, выбирали машинистов, телеграфистов, инженеров, артиллеристов – то есть людей, от которых требовались определенная квалификация и образование
Link to post
Share on other sites
  • 8 months later...

Что-то я подзабыл про свою же тему... :blush:

 

По фалеристике:

 

Командир патруля венгерской королевской жандармерии

Нагрудный жетон введен в 1895 году в качестве служебного знака для командиров патрулей. Этот жетон оказался до того удачным и аполитичным, что использовался венгерской полицией до 1944 года!

 

Служебный знак императорской и королевской Военной полиции в Вене

Этот служебный знак, напоминающий собой квалификационный, был введен под конец первой мировой войны. В течении боевых действий, а особенно после заключения мира в Брест-Литовске между Центральными Державами и государствами бывшей Российской империи и возвращением домой военнопленных, Вена была буквально наводнена военными всех мастей. Все они носили обмундирование и было почти невозможно разобраться, кто из них пребывал в отпуску, проезжал через город транзитом, ждал назначения или лечился от полученных на войне ран. Поэтому было принято решение о введении специального знака для чинов военной полиции, находившихся при исполнении обязанностей, возложенных на них штабом Венского округа.

 

Орден Косы

Во второй половине XIV века герцог Альбрехт решил, что для привлечения австрийского рыцарства на свою сторону ему необходим собственный рыцарский орден. Согласно легенде, которую донес до нас в своей хронике швабский рыцарь Георг фон Ехинген (Georg von Ehingen), но не подтвержденной никем другим, одна «прекрасная дама» (предположительно Беатрикс фон Цоллерн (Beatrix von Zollern)) подарила герцогу свою косу.

 

Орден Рабынь Добродетели

Кавалерственные дамы после награждения брали на себя обязанность быть добродетельными и благочестивыми, вести благотворительную деятельность (Werke der Frömmigkeit ausüben). Если какую-то из дам уличали в несоблюдении «правил благочестия», она должна была заплатить штраф в 100 талеров, который шел на помощь неимущим. Однако следует признать, что все таки первой задачей корпорации дам высшего света была борьба со скукой.
Link to post
Share on other sites

Биографии:

 

Герман Ригеле — подводник двух мировых войн

U-31 под началом Ригеле находилась на позиции у побережья Албании, прикрывая эвакуацию австрийских войск. В районе порта Дураццо, лодка в последний раз в истории Австро-Венгерского флота вышла в атаку на вражеский корабль — ей удалось торпедировать английский крейсер «Weymouth», взрывом торпеды кораблю оторвало корму.

 

Рудольф Лукаш — настоящий портрет «поручика Лукаша»

1 июня 1915 г. оберлейтенант Лукаш был назначен командиром 16-й маршевой роты, предназначенной для отправки на фронт. Со своими подчиненными наш герой сражался в России, на плато Крас в Словении, в Южном Тироле. В июле 1916 г. Лукаш получил долгожданный отпуск, а 1 сентября был назначен начальником общеармейских курсов велосипедистов курьеров и разведчиков в Вене.

 

Фельдмаршал-лейтенант Адам Бранднер фон Вольфсцан

В 1878 г. он был переведен в Беловар (Bjelovar) в Хорватии в 16-й пехотный полк и принял участие в оккупации Боснии и Герцеговины. Во время боевых действий молодой лейтенант отличился, за что получил «Высочайшую Признательность» (allerhöchste belobende Anerkennung). В 1882/1883 гг. Адам Бранднер воевал с повстанцами в южной части Герцеговины и показал себя храбрецом в бою у горы «Волчий Зуб» (Vučji Zub, нем. Wolfszahn) — одной из высочайших точек (1805 м над уровнем моря) горного массива Орьен. За личную храбрость он был награжден «Крестом военных заслуг Третьей степени с Военным отличием», а за умелое руководство боем произведен в оберлейтенанты (Oberleutnant).
Link to post
Share on other sites

История ВМФ:

 

«Пиявка» наносит удар

Идея приспособить под носитель водолазов-разведчиков или диверсантов торпеду возникла достаточно давно, возраст этого «рационализаторского предложения» насчитывает уже почти столетие, а принадлежит оно признанным асам в вопросах подводной диверсионной войны — итальянцам.

 

Versuchsgleitboot — экспериментальный глиссер

В течении Первой мировой войны в австро-венгерских вооруженных силах было сделано несколько изобретений, опередивших свое время: бензоэлектрические тягачи с прицепами с электромоторами, машина для рытья туннелей, вертолет и глиссер на воздушной подушке.

 

Несостоявшийся прорыв: Австро-венгерские мореходные боевые катера

К началу Первой мировой войны «москитные» силы практически всех флотов мира находились в зачаточном состоянии. Однако опыт первых меся­цев боев показал необходимость массо­вой постройки сторожевых и посыльных, тральных и заградительных, торпедных и противолодочных катеров. Подобные силы могли особенно пригодиться на закрытых морях, к которым относилась, в частности, Адриатика с ее изобилием островов в прибрежной части австрий­ской Далмации.

 

Больных А.Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)

В 2002 г. московское издательство АСТ в серии «Морские битвы Первой мировой» выпустило в свет исследование, посвященное операциям на Средиземном, Черноморском и Балтийском театрах военных действий, и свое название — «Трагедия ошибок» — оно получил недаром. Сотни кораблей английского, немецкого, российского, французского, итальянского, австро-венгерского и турецкого флотов гонялись друг за другом, сходились в бестолковых стычках, палили из всех орудий без единого попадания, подрывались на собственных минах… Несоразмерность затраченных сил и полученных результатов невольно заставляет вспомнить выражение «пальба из пушек по воробьям».
Link to post
Share on other sites
  • 4 weeks later...

Императорское и королевское Пресс-бюро

Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka, 1886–1980), выдающийся художник и писатель, яркий представитель австрийского экспрессионизма, родился в семье, ведущей свое происхождение от пражских ювелиров. Художественное образование получил в Венской школе прикладного искусства (Universität für angewandte Kunst Wien), где одним из его преподавателей был Густав Климт. На разразившуюся Первую мировую войну Оскар пошел добровольцем и попал на фронт в Галиции, на котором получил пулевое ранение в голову (из-за чего потерял ушную раковину) и тяжелое штыковое ранение в легкое. Ему повезло и ему удалось добраться до своих войск. После лечения он поступил на службу в KPQ и в 1916 г. был откомандирован на фронт на Изонцо
Link to post
Share on other sites

Дмитрий, с огромным интересом прочитал материал - очень познавательная статья! :JC_doubleup:

Единственное, я бы поправил заголовок: K.u.K. Kriegspressequartier было бы правильнее перевести как Императорское и королевское военное пресс-бюро, или даже Императорская и королевская военная пресс-служба.

Link to post
Share on other sites

Фельдмаршал-лейтенант Максимилиан фон Хоен

В начале Первой мировой войны, 28 июля 1914 г., оберст фон Хоен был назначен руководителем военной пресс-службы, призванного транслировать идеологию армии Габсбургов. 11 марта 1915 г. он был произведен в генерал-майоры, а 10 марта 1918 г. — в фельдмаршал-лейтенанты.

В 1916 г. Максимилиана фон Хойна назначили директором военного архива, который он возглавлял и после войны и крушения монархии — до 1925 г. Он был автором, соавтором и редактором многочисленных публикаций по военной истории.

Link to post
Share on other sites

Полковник Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна

В ноябре 1912 г. Эйснер-Бубна был назначен флигель-адъютантом (Flügeladjutant) генерала от кавалерии Брудермана (Brudermann). 1 мая 1914 г., накануне Первой мировой войны, Вильгельм был произведен в оберст-лейтенанты, а в декабре возглавил штаб VII корпуса. В мае 1916 г. он был произведен в оберсты, а в октябре переведен в Вену и назначен в военную пресс-службу. В марте 1917 г. он возглавил эту пропагандистскую организацию.
Link to post
Share on other sites

Императорский и королевский пехотный полк барона фон Георги, номер 15

Среди шефов полка были в 1827–1846 гг. император Бразилии Педро II и представители династии герцогов Нассауских (до аннексии Нассау Прусией после Австро-прусской войны 1866 г.) и великих герцогов Люксембургских (люксембургский трон был передан роду Нассау в 1890 г. после того, как пресеклась мужская линия Оранских): Адольф (1846–1890 гг. как герцог Нассауский, в 1890–1905 гг. как великий герцог Люксембургский), потом его сын Вильгельм IV. В 1912 году, после смерти предыдущего шефа, «Oberst-Inhaber» полка стал министр обороны Австрийской империи генерал от инфантерии барон Фридрих фон Георги.
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...