Jump to content

Деятели Григорианского раскола. 1925-1940-е гг.


Recommended Posts

Коллеги, кто не знает, краткая справка из сети. Тема интересная.

Григорианский раскол.

Григориа́нский раско́л (Григориа́нство, Григо́рьевщина, Бори́совщина) — раскольническое движение в Русской православной церкви, существовавшее с декабря 1925 до начала 1940 годов, спланированное ОГПУ в целях ослабления Церкви и пользовавшееся на начальном этапе своей деятельности его поддержкой. Получило название по имени своего первого главы, архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского). В общей сложности в Григорианском расколе насчитывалось не менее 55 архиереев, из них половина — канонического поставления. Находилась в евхаристическом общении с лубенским расколом.

 

Григорианский раскол был инициирован группой из девяти иерархов Русской церкви во главе с архиепископом Свердловским и Ирбитским Григорием (Яцковским), собравшихся 22 декабря 1925 года в московском Донском монастыре. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

Помимо Григория григорианами также стали Константин (Булычёв), Виссарион (Зорнин), Борис (Рукин), Иннокентий (Бусыгин), Тихон (Русинов), Дамиан (Воскресенский), Митрофан (Русинов), Владимир (Соколовский-Автономов), Митрофан (Симашкевич), Вассиан (Пятницкий), Мелхиседек (Паевский), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин). Эта группа архиереев за несколько дней до ареста патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) была уже подготовлена органами ГПУ и Евгением Тучковым к тому, чтобы внести раскол в церковную жизнь.

Григориане, заявив, что вследствие ошибок патриарха Тихона, вмешательства обновленцев и единоличного правления митрополита Петра (Полянского) «попраны права соборности в РПЦ», 22 декабря 1925 года создали для руководства церковью коллегиальный орган — «Временный высший церковный совет» (ВВЦС). Это позволяло по их мнению, восстановить «соборность» в управлении церковью, понимаемую ими как коллегиальность.

2 января 1926 года ВВЦС, при содействии ГПУ, получил гражданскую регистрацию как законный орган управления Церковью.

После запрещения в священнослужении, наложенного митрополитом заместителем патриаршего местоблюстителя Сергием (Страгородским), а затем и самим Петром (Полянским), архиепископ Григорий и его сторонники образовали самостоятельное течение (в поддержку ВВЦС), за которым закрепилось название «Григорианский раскол». Большинство находившихся на свободе православных архиереев осудили Григорианский раскол и полностью согласились с каноническими мерами против его организаторов.

ВВЦС поддержали руководители лубенского раскола на Украине, обратившись с просьбой отменить их запрещение Собором епископов Украины, которое было утверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

 

В мае-июне 1926 года принесли покаяния митрополиту Сергию архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Виссарион (Зорнин), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин), Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), Вассиан (Пятницкий). Чтобы восполнить убыль епископата, с лета 1926 года ВВЦС стал проводить собственные хиротонии. Летом 1926 года архиепископ Григорий возглавил хиротонию Августина на Луганскую кафедру, а осенью Анатолия — на Ибресскую. Вскоре в григорианство под нажимом властей вернулись епископы Тихон (Русинов) и Виссарион (Зорин).

12 мая епископы ВВЦС, собравшись в Донском монастыре, приняли послание «ко всем верным чадам Святой Православной Церкви», в котором обличали деятельность митрополита Сергия как незаконную и призывали принять участие в предстоящем собрании духовенства и мирян всей страны.

В течение 1927 года к Григорианскому расколу примкнули бывший архиепископ Томский Димитрий (Беликов), епископ Новооскольский Серафим (Игнатенко), епископ Скопинский Смарагд (Яблонев), бывший епископ Раненбургский Иоанн (Киструсский), бывший епископ Алатырский Назарий (Андреев), бывший епископ Белыничский Николай (Судиловский) (последний из обновленчества).

 

Пополнился григорианский епископат и четырьмя архиереями собственного поставления епископа: Иринарх (Павлов), Феофан (Прокопович), Гермоген (Кузьмин), Петр (Холмогорцев). Единственный из них, кто пользовался известностью, был Петр Холмогорцев в прошлом один из крупнейших церковных деятелей дореволюционного Челябинска.

Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Позиции григориан были наиболее сильны в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Дону. Из наиболее известных иерархов-григориан, помимо основателя, можно назвать митрополита Виссариона (Зорина), возглавлявшего ВВЦС в 1928—1933, и митрополита Бориса (Рукина). Уважением прихожан на Урале пользовался митрополит Свердловский и Челябинский Петр (Холмогорцев). Исключительное влияние в своей епархии имел митрополит Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), учениками которого по духовной семинарии были почти все донские священники. Поэтому в ведении ВВЦС перешло значительное число приходов епархии.

После «легализации» «Московского церковного центра» заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году григорианское движение быстро ослабело, будучи во многом лишено государственной поддержки.

15-19 ноября 1927 года в соборном храме московского Донского монастыря проходил съезд духовенства и мирян григорианской ориентации, собравший более 100 делегатов. Тогда же Григорий своими единомышленниками был возведён в сан митрополита.

Вскоре Григорий покинул пост председателя ВВЦС, и полностью переключился на епархиальную деятельность. В 1928 году пост председателя ВВЦС занял архиепископ Виссарион (Зорин), возведённый в сан митрополита. К тому времени в рядах ВВЦС насчитывалось 22 архиерея: 15 старого поставления, 6 григорьевского и 1 лубенского.

В 1928—1929 годы получили хиротонию семь епископов: Николай (Львов), Анатолий (Кванин), Макарий (Дагаев), Димитрий (Кванин), Павел (Краснорецкий), Анатолий (Левицкий) и Иероним (Борецкий). Таким образом, к 1930 году в григорианском расколе насчитывалось 30 архиереев, из них 15 старого поставления, 13 григорьевского поставления.

В 1930—1932 годы раскол понёс существенные потери: принесли покаяние два архиерея канонического поставления Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов), ушли из жизни митрополиты Митрофан (Симашкевич), Борис (Рукин), Димитрий (Беликов) и Григорий (Яцковский). Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки властей, Григорианский раскол быстро пришёл в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 года, незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана Виссариона (Зорнина), но доклад не был оглашён.

По смерти митрополита Бориса (Рукина), во главе григорианства стал Виссарион (Зорин) с титулом митрополита Московского и Ярославского. В 1930—1937 годы от него получили хиротонию десять епископов: Иосиф (Вырыпаев), Серафим (Павлов), Иулиан (Симашкевич), Серафим (Поляков), Иоасаф (Борисов), Феодосий (Григорович-Борисов), Ювеналий (Зиверт), Геннадий (Марченков), Иосиф (Рыпак) и Евлогий (Хомик). В 1934 году в григорианство из обновленчества перешли Владимир (Путята) и Фотий (Топиро).

Владимир (Путята) Незадолго до своей смерти в феврале 1936 года он покаялся и принят в Патриаршую церковь в сане монаха[1], а Иулиан (Симашкевич) перешёл в обновленчество.

18-20 апреля 1937 года в московском Донском монастыре под председательством Виссариона (Зорина) состоялось последнее совещание ВВЦС.

Во время массовых репрессий в 1937—1938 годах большинство григорьевских храмов было закрыто, а духовенство репрессировано. После этого григорианский раскол как иерархическая организация прекратил существование, сохранилось лишь незначительное количество приходов.

В 1943 году под давлением властей принесли покаяние 3 оставшихся в живых григорьевских архиерея: Фотий (Топиро), Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев), принятые в общение с Церковью в том сане, в каком пребывали до отпадения в раскол. После этого григорианство окончательно сошло на нет. В 1945 году принёс покаяние последний григорьевский иерарх — Феодосий (Григорович-Борисов).

Link to post
Share on other sites

Фотографии.

1. Митрополит Иннокентий (Бусыгин) в центре, в Покровском соборе, среди прихожан. Крайний слева сидит протоиерей Василий Мишарев. Каменск-Шахтинский. 1933-1934 гг.

post-548-0-89526100-1554554097_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

2. Каменск-Шахтинский 1934-1935 гг.

Сидят слева направо, начиная с третьего: протоиерей Дмитрий Чернобаев, архиепископ Анатолий (Кванин), митрополит Иннокентий (Бусыгин), епископ Дмитрий (Кванин), протоиерей Василий Мишарев.

post-548-0-97476100-1554554257_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Личности.

Митрополит Иннокентий (Бусыгин).

Иннокентий (в миру Владимир Семёнович Бусыгин; 14 [26] июля 1877, Иркутск — 31 июля 1935, Каменск-Шахтинский) — деятель Григорианского раскола, до 1926 года — епископ Русской православной церкви, епископ Каменский. Родился 14 (26) июля 1877 года в Иркутске в купеческой семье.

В 1898 года, по окончании Благовещенской гимназии, поступил в Казанскую духовную академию, где был сокурсником Виссариона (Зорнина), своего будущего соратника по григорианскому расколу. В академии специализировался на изучении буддизма, монгольского и тибетского языков. Во время учебы не показал больших успехов.

В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Буддийское учение о загробной жизни и критика его с точки зрения христианства» и с правом преподавания в семинарии.

21 октября 1902 года рукоположен в сан священника и назначен законоучителем третьей Харьковской гимназии.

В августе 1903 года назначен законоучителем Тамбовского екатерининского учительского института и настоятелем домового храма при нём.

В 1919 году назначен настоятелем храма благоверных князей Бориса и Глеба у Арбатских ворот в Москве. В 1920 году был возведён в сан протоиерея.

Развелся с женой, Зинаидой Степановной, урожд. Ряшенцевой (сестрой архиеп. Варлаама и еп. Германа Ряшенцевых)[4], принял иноческий постриг с именем Иннокентий. 8 сентября 1924 года Патриархом Тихоном и другими иерархами был хиротонисан в Москве во епископа Каменского, викария Донской епархии.

12 апреля 1925 года участвовал в Архиерейском совещании, на котором подписал акт о вступлении в должность патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского).

22 декабря того же года в Донском монастыре Москвы принял участие в организованном Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) при поддержке ОГПУ собрании архиереев, которые пытались присвоить себе высшую церковную власть. Вошёл в состав сформированного тогда же «Временного Высшего Церковного Совета» под председательством архиепископа Григория (Яцковского).

29 января 1926 года заместителем патриаршего местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским), вместе с другими членами ВВЦС, запрещён в священнослужении.

В 1930 году после кончины григорианского митрополита Митрофана (Симашкевича) возглавил григорианскую Донскую и Новочеркасскую епархию как временный управляющий с возведением в сан архиепископа.

В 1934 году был возведён григорианами в сан митрополита. Переехал в Ростов-на-Дону. В его время в Ростове-на-Дону григорианам принадлежала одна треть кафедрального собора.

C 1935 года титуловался Ростовским и Донским с постоянным проживанием в Каменске-Шахтинском.

Скончался 31 июля 1935 года в Каменске-Шахтинском вне общения с Церковью и был погребён там же.

post-548-0-71647000-1554554560_thumb.jpg

post-548-0-82508000-1554554571_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Архиепископ Анатолий (Кванин).

Анатолий (Кванин Андрей Андреевич) архиепископ. Родился 10 июля 1871 г. в с. Губкино Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Окончил Губинское двухклассное народное училище. С 18 мая 1889 г. послушник Козельской Введенской Оптиной пустыни. С 3 сентября 1896 г.послушник Перемышльского Троицкого Лютикова мужского монастыря. 2 ноября 1896 г. принял монашество. 14 ноября 1896 г. рукоположен в иеродиакона. 5 июля 1898 г. рукоположен в иеромонаха. С 20 апреля 1901 г. иеромонах Свято-Духова мужского монастыря. С 10 апреля 1902 г. эконом монастыря. 14 марта 1903 г. награждён набедренником С 14 марта 1905 г. исполняющий должность эконома Литовского архиерейского дома. 13 апреля 1907 г.освобождён от должности эконома монастыря. С 16 января 1908 г. исполняющий должность наместника Виленского Свято-Духова мужского монастыря. 11 июня 1909 г. освобождён от должности наместника монастыря. С 15 марта 1911 г. исполняющий должность настоятеля Бугульминского Александро-Невского мужского монастыря. С 13 сентября 1911 г. настоятель Самарского Николаевского мужского монастыря. С 29 мая 1912 г. благочинный самарских монастырей. С 3 октября 1912 г. благочинный Бузулукского Преображенского мужского монастыря. 15 декабря 1913 г. возведён в сан игумена. С 2 мая 1914 г. благочинный Новоузенского Троицкого женского монастыря. С 24 июля 1914 г. благочинный Мойского Троицкого мужского монастыря Бузулукского уезда. 19 июля 1914 г. награждён саном архимандрита. 24 июля 1914 г. возведён в сан архимандрита. Перешёл в Московскую епархию. С октября 1917 г. священник московской Владимирской церкви у Никольских ворот. С 1924 г. настоятель московской Владимирской церкви у Никольских ворот. В марте 1927 г. перешёл в юрисдикцию ВВЦС. В апреле 1927 г. хиротонисан во епископа Ибрессинского, викария Ульяновской епархии. Хиротонию в г. Москве совершали епископы Виссарион (Зорин), Борис (Рукин) и Тихон (Русинов) В июне 1927 г. участник 2-го Всероссийского съезда духовенства и мирян, сторонников ВВЦС. 18 ноября 1927 г.избран членом пленума ВВЦС (Малого Собора епископов). С декабря 1927 г. епископ Орловский. С 1928 г. председатель Орловского Епархиального Совета. С 3 мая 1928 г. кафедра располагалась в Богоявленской церкви г. Орла. Одновременно с 1928 г. временно управляющий Самарской епархией. С декабря 1928 г. временно управляющий Самарской церковной областью. 16 декабря 1929 г. освобождён от управления Самарской областью, с оставлением на Орловской кафедре. 6 декабря 1930 г. возведён в сан архиепископа. С мая 1931 г. архиепископ Козловский и Раненбургский, председатель Козловского Епархиального Совета и Раненбургского Викариального Церковного Управления. Кафедра располагалась в Николаевской (Сторожевской) церкви г. Козлова. 3 августа 1931 г. освобождён от управления Раненбургским викариатством. С декабря 1932 г. архиепископ Тамбовский. Кафедра располагалась в Троицко-Николаевской церкви г. Тамбова. С мая 1934 г. архиепископ Каменский и Шахтинский. В сентябре 1934 г. прибыл к новому месту службы. Кафедра располагалась в Покровском соборе г. Каменск-Шахтинского. Долгое время по болезни не служил. С июня 1935 г. временно управляющий Ростовской епархией. 29 июня 1936 г. арестован. Содержался в Каменской тюрьме. 8 декабря 1936 г. постановлением Специальной коллегии Азово-Черноморского краевого суда приговорён к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. 5 февраля 1937 г. постановлением Судебной коллегии Верховного суда РСФСР приговор оставлен в силе. Этапирован в Томскую исправительно-трудовую колоннию № 2. 7 сентября 1937 г. во время отбытия наказания арестован. 13 октября 1937 г. постановлением Тройки УНКВД СССР по Новосибирской области приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 25 октября 1937 г. в г. Томске. Реабилитирован в 1989 г. и в 1998 г. Братья: епископ Дмитрий (Кванин) и архимандрит Митрофан (Кванин).

post-548-0-26334500-1554554709_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Епископ Дмитрий (Кванин).

Дмитрий (Кванин Дометий Андреевич), епископ. Родился 2 августа 1873 г. в с. Губкино Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Окончил Губкинское двухклассное народное училище. С марта 1891 года послушник Козельской Введенской Оптиной пустыни Калужской епархии. С 1893 г. призван на воинскую службу и назначен псаломщиком церкви г. Луцка Волынской епархии. С 1897 г. послушник Самарского Преображенского единоверческого мужского монастыря. С июля 1899 г. послушник Вяземского Свято - Предтечева мужского монастыря Смоленской епархии. В 1900 г. зачислен в число братии монастыря. В 1901 г. по прошению переведён в Виленский Свято-Духов мужской монастырь Литовской епархии. В 1901 г. принял монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1906 г. рукоположен в иеромонаха. С ноября 1908 г. священник Рождество- Богородицкой церкви Литовской епархии. С февраля 1909 г. иеромонах Сурдегского Свято-Духова мужского монастыря Литовской епархии. С 1909 г. исполняющий обязанности эконома Литовского архиерейского дома. С 1911 г. иеромонах Самарского Николаевского мужского монастыря. 6 марта 1912 г. награждён набедренником. С 1913 г. духовник Самарского Николаевского мужского монастыря и Иверского женского монастыря. Одновременно эконом Самарского архиерейского дома. Осенью 1914 г. избран настоятелем Бузулукского Преображенского мужского монастыря Самарской епархии. 9 декабря 1914 г. утверждён настоятелем Бузулукского Преображенского мужского монастыря. 28 марта 1916 г. награждён наперстным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. Перешёл в Московскую епархию. С мая 1917 г. священник Старо-Голутвинской церкви г. Коломны. С 1919 священник московской Владимирской церкви у Никитских ворот. В марте 1927 г. перешёл в юрисдикцию ВВЦС. Возведён в сан архимандрита. С января 1928 г. помощник епископа Орловского Анатолия (Кванина) и священник Богоявленской общины г. Орла. В 1929 г. хиротонисан во епископа, викария Орловской епархии. С декабря 1932 г. епископ Мичуринский. Кафедра располагалась в Николаевской (Сторожевской) церкви города Мичуринска. С мая 1934 г. епископ Можайский, викарий Московской епархии. Служил в московской Сорокосвятской церкви. С 10 марта 1935 г. епископ Волоколамский, викарий Московской епархии и настоятель Рождество- Богородицкой церкви с. Поярково Солнечнегорского района Московской области. С 1936 г. за штатом. Переехал к брату архиепископу Анатолию в г. Каменск-Шахтинский. В августе 1937 г. выехал в г. Москву , затем в Томскую колоннию на свидание к брату. 7 сентября 1937 г. арестован. Содержался в Томской тюрме. 8 октября 1937 г. постановлением Тройки УНКВД СССР по Новосибирской области проговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 15 октября 1937 г. в г. Томске. Реабелитирован в 1989 г. Братья: архиепископ Анатолий (Кванин) и архимандрит Митрофан (Кванин).

post-548-0-60226200-1554554864_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Протоиерей Чернобаев Дмитрий Михайлович.

Чернобаев Дмитрий Михайлович, протоиерей. Родился 8 декабря 1874 г. в посёлке Должико-Харитоновском Таганрогского округа Донской области в крестьянской семье. Окончил экстерном Донскую духовную семинарию. Был учителем Фёдоровской церковно-приходской школы. С С 10 ноября 1898 г. псаломщик Введенской церкви слободы Павлополье Таганрогского округа Донской епархии. С 10 августа 1903 г. псаломщик Пантелеймоновской церкви хутора Попова станицы Калитвенской Донецкого округа. 15 января 1906 года рукоположен во диакона и назначен к той же церкви. С 12 сентября 1906 г. диакон Иоанно-Предтеченской церкви хутора Паршина станицы Чернышевской 2-го Донского округа. С 24 ноября 1906 г. диакон Троицкой церкви станицы Нижнечирской 2-го Донского округа. Одновременно с 21 апреля 1909 г. законоучитель Нижнечирского 2-го приходского училища. 10 ноября 1913 г. рукоположен во священника и назначен к Вознесенской церкви пос. Ольховый РогДонецкого округа. В 1926 г. перешёл в юрисдикцию ВВЦС. Возведён в сан протоиерея. С 1931 г. настоятель Тихоновской церкви пос. Тарасовского и благочинный церквей Тарасовского района. С 1932 г. священник Покровского кафедрального собора г. Каменска-Шахтинского и благочинный церквей Каменского района. Одновременно председатель Каменского Епархиального Совета. 17 июня 1937 г. арестован. 8 августа 1937 г. постановлением Тройки УНКВД СССР по Азовско-Черноморскому краю приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 12 августа 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Жена Чернобаева Мария Ивановна 1877 г.р.

post-548-0-35206400-1554554958_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Протоиерей Мишарев Василий Антонович.

Мишарев Василий Антонович, протоиерей. Родился 10 апреля 1873 г. на хуторе Шумилин станицы Казанской Донецкого округа Донской области в казачьей семье. Родители занимались хлебопашеством. Окончил Новочеркасскую учительскую семинарию. Был учителем Верхне-Макеевского народного училища. С 15 октября 1900 г. псаломщик Иоанно-Богословской церкви пос. Верхне-Большинского-Грекова Пономаревской волости Донецкого округа Донской епархии. 24 ноября 1902 г. рукоположен во диакона и назначен к Казанской церкви станицы Потёмкинской 2-го Донского округа. 25 марта 1906 г. рукоположен во священника и назначен к Крестовоздвиженской церкви хутора Чепурьева станицы Потёмкинской 2-го Донского округа. 6 ноября 1906 г. награждён набедренником. С 5 декабря 1912 г. священник Казанской церкви хутораТиховского Донецкого округа. 5 апреля 1913 г. законоучитель Бирюковского приходского училища. 6 мая 1916 года награждён камилавкой. Награждён наперстным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. В 1924 г. священник Варваринской церкви станицы Грушевской Черкасского округа Новочеркасской епархии. В январе 1926 г. перешёл в юрисдикцию ВВЦС. Возведён в сан протоиерея. С 1929 г. священник Свято-Духовской церкви хутора Каюкова станицы Митякинской Каменской епархии. С 1932 г. священник Покровского собора г. Каменск-Шахтинского. 20 октября 1937 г. арестован. 3 декабря 1937г. постановлением Тройки УНКВД СССР по Азово-Черноморскому краю приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян. Реабилитирован в 1958 г. Жена Мишарева Ульяна Фёдоровна 1882 г.р. Дочь Нина 1905 г.р.

post-548-0-10577400-1554555071_thumb.jpg

post-548-0-11430300-1554555078_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Интересная историческая справка и достойные фотографии! Саша, спасибо, что поделился! :Laie_99:

Андрей! :LaieA_050:
Link to post
Share on other sites

Не совсем по периоду подходит, но в дальнейшем один из основателей и лидеров Григорианского раскола.

 

Виссарион (в миру Василий Павлович Зорин или Зорнин; 24 марта [5 апреля] 1878, село Голубцовка, Пензенская губерния — 25 ноября 1937, Бутовский полигон, Московская область) — один из лидеров Григорианского раскола, председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС), до ухода в раскол — епископ Ульяновский.

 

Родился 24 марта (5 апреля) 1878 года в семье священника села Голубцовка Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Ромодановский район, Мордовия).

Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1898 году поступил на правах волонтёра в Казанскую Духовную Академию.

В 1899 году под влиянием ректора академии Антония (Храповицкого) пострижен в монашество. В том же году посвящён во иеродиакона. В 1901 году на последнем курсе Академии посвящён в сан иеромонаха.

В 1902 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и правом преподаванием в семинарии.

17 августа 1902 года назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию.

20 ноября 1902 года переведен в Александровскую миссионерскую семинарию в Ардоне.

В январе 1903 года назначение было отменено и иеромонаха Виссариона перевели преподавателем гомилетики в Волынскую духовную семинарию. В том же году становится соборным иеромонахом Почаевской лавры.

В декабре 1903 года назначен инспектором семинарии, а в 1905 году назначен ректором с возведением в сан архимандрита.

Активно печатался в Волынских епархиальных ведомостях (в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.), ряд его публикаций вышел отдельными оттисками. Покровительствовал открытому в 1907 году в Волынской духовной семинарии «Патриотическому кружку».

С 27 ноября 1909 года — ректор Самарской духовной семинарии, 11 марта 1914 года переведён ректором в Пермскую духовную семинарию.

6 октября 1914 года назначен настоятелем Батуринского Николаевского монастыря Черниговской епархии.

В июле 1916 года освобождён от должности и направлен в распоряжение архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого).

С 1917 года служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарём епархиального совета, настоятелем собора в Аулие-Ате[1], настоятелем собора в Алма-Ате (Верном), благочинным Алма-Атинского (Верненского) благочиния.

В 1922 году обновленцы отправили архиепископа Ташкентского Иннокентия (Пустынского) в заштат, а на его место, должен был приехать архиерей-обновленец. Не дожидаясь приезда раскольника, на чрезвычайном заседании епархиального совета они избирают архимандрита Виссариона епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии. 24 ноября архиепископ Иннокентий в сослужении с епископом Сергием (Лавровым) совершает наречение архимандрита Виссариона во епископа Ташкентского. Но на следующий день архимандрита Виссариона арестовывают, сам же архиепископ Иннокентий ночью тайно бежал в Москву.

26 сентября 1923 года определён быть епископом Вольским, викарием Саратовской епархии и вскоре был хиротонисан.

4 марта 1924 года получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не по-видимому не поехал.

К июлю того же года Патриарх Тихон назначил его епископом Ульяновским.

С прибытием нового епископа в епархию его подчинение стали переходить приходы обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского). Обновленческая епархия рассыпалась на глазах, никто уже не считался с её епархиальным управлением. Это очень раздражало архиепископа Иоанна, и тогда вновь посыпались доносы в ГПУ на священников, перешедших в патриаршую Церковь, начались повсеместные столкновения сторонников обновленцев и «тихоновцев».

Ввиду напряжённой обстановки и отсутствия регистрации епископ Виссарион покинул епархию и уехал к себе на родину в Нижегородскую губернию. Управление епархией преосвященный передал в руки благочинных.

В декабре 1925 года, во время удаления митрополита Петра (Полянского) вошёл в состав ВВЦ Совета во главе с Григорием (Яцковским), вместе в другими, 26 января 1926 года был запрещён митрополитом Сергием (Старогородским) в священнослужении вместе с другими деятелями ВВЦС. Запрещению не подчинился.

В конце июня 1926 года Епископы Виссарион и Тихон (Русинов) принесли покаяние перед митрополитом Сергием, а зимой опять отпали в григорианство.

После возвращения в григорианство епископ Виссарион развил энергичную деятельность вместе с григорианским епископом Можайским Борисом (Рукиным). Прежде всего он позаботился об укреплении своего положения в Ульяновске, где оставшиеся верными митрополиту Сергию не хотели признавать его епископом.

23 марта 1927 года на съезде в городе Корсуни Ульяновской епархии епископ Виссарион убедил большинство съезда в каноничности ВВЦС. Базируясь на том, что в 1923 году он был благословлён в Ульяновск патриархом Тихоном, он, несмотря на сопротивление православной части съезда, добился, чтобы его избрали архиепископом Ульяновским.

Митрополит Мануил (Лемешевский) так характеризует его в тот период:

 

Еп. Виссарион любил пышные, торжественные богослужения и такие же пышные разъезды по епархии. Эти разъезды иногда были обременительны для народа и вызывали недовольство против архиерея. Но находилось много и таких, кого прельщала эта внешняя торжественность. К тому же еп. Виссарион обладал привлекательной внешностью и умел разговаривать с людьми. Ему удалось сколотить в Ульяновской епархии крепкий костяк из убеждённых григорианцев. Даже в соседнем епархиальном городе — Самаре (Куйбышеве) ему подчинялись две церкви. В Ульяновской же епархии у него имелись два викариатства, управлявшиеся епископами григорианского постановления.

 

По поручению архиепископа Григория (Яцковского) епископ Виссарион не раз ездил по городам Сибири, когда григорианству там грозила опасность.

Осенью 1927 года был на епархиальном съезде в Барнауле, где резко выступал против митрополта Сергия, называя его тайным обновленцем в вынужденной тихоновской маске, которую он в своё время сбросит.

После отхода от дел архиепископа Григория становится председателем ВВЦС. Всячески старался укрепить своё положение и поддержать падающий авторитет григорианства.

Жил в Донском монастыре, в покоях Патриарха Тихона. Добился своего возведения в сан митрополита Воронежского. Через некоторое время возвел в тот же сан епископа Бориса (Рукина) и архиепископа Иоанникия (Соколовского), а в 1928 году в архиепископа Томского Дмитрия (Беликова).

Чувствуя, как раньше архиепископ Григорий, недостаток в ВВЦС видных иерархов, новый председатель обратился к давно уже известному своими колебаниями архиепископу Дмитрию с предложением занять место в ВВЦС, и получил согласие. Впрочем, видимых результатов это не дало. Григорианство неуклонно клонилось к упадку.

В 1933 году митрополит Виссарион был удалён от дел ВВЦС и управления епархией, однако в 1933-37 гг. председательствовал на заседаниях ВВЦС.

Арестован 20 сентября 1937 года. Приговорён тройкой при УНКВД по Московской области 23 ноября 1937 года по обвинению в «антисоветской деятельности» и «активной контрреволюционной пропаганде».

Расстрелян 25 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. Реабилитирован в декабре 1989 года.

post-548-0-80563700-1554567907_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Саша - замечательный материал! Исторические фото! И очень познавательно! Спасибо! Групповые фото подписаны на обороте ?

Link to post
Share on other sites

Денис! :LaieA_050:

Фото, к сожалению не подписаны.

Атрибутированы фотографии не мной. Они были выставлены лет 5 назад на другом форуме. Никто ничего не смог тогда сказать по личностям. Через время пришло письмо в личку, с просьбой о хороших сканах для книги. Выслал. На днях, списались с этим человеком. Благодаря ему теперь знаю, кто на фотографиях. Он мне выслал вот такие фото, с биографиями. Спасибо ему!

 

Прошу не считать это рекламой. Никакой материальной выгоды из этого не имею... :smile:

post-548-0-72834800-1554632269_thumb.jpg

post-548-0-07572900-1554632279_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...