Jump to content

Recommended Posts

10.06.2019 в 10:04, Freiwillige сказал:

Фотоателье М.А.Рубинштейна. Кабинет портрет. Оборотная сторона чистая, без надписей и даировки.

Германский полевой почтальон в уланке, вооруженный карабином Маузер 88 и саблей.

Фотография сделана во время оккупации Гродно германскими войсками, которая длилась с 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1915 г. до 27 апреля 1919 г. В феврале 1919 г. по требованию Антанты германские власти начали вывод войск с территории Белоруссии и Литвы. Официальняа передача Гродно полякам состоялась 27 апреля 1919 г.

Стало быть, датировка фотографии - с сентября 1915 г. по апрель 1919 г.

Интересно также написание города: "Гродна", а не "Гродно".

post-1-0-27237300-1560149933_thumb.jpg

Обратите внимание, уважаемые коллеги - паспарту периода немецкой оккупации 1915-1919 гг. обоих гродненских фотографов и М.А. Рубинштейна и Л.М. Гельгора оформлены абсолютно идентично, за исключение только ФИО фотографов. Причём качество печати весьма посредственное - из чего можно предположить, что изготавливались паспарту на месте. Ранее Л.М. Гельгор, например, заказывал паспарту в Либаве.

Link to post
Share on other sites
  • Replies 91
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

4 часа назад, sulejm34 сказал:

Приветствую,

 

Никаких дополнительных сведений нет, кроме того, что фото находилось в семейном архиве (ФИО владельца не известно) в Гродно и, соответственно, упомянутая Оля (а может и Соня) могли работать в госпитале будучи  уроженками Гродно. Насчёт госпиталя - так же ничего конкретного. В годы Первой мировой (с августа 1914 и до немецкой оккупации в нач. сентября 1915 г.) в городе было не мало военных лечебных учреждений - среди них - 1-й Георгиевский госпиталь Георгиевской общины Красного Креста (располагавшемся в помещении Гродненской женской гимназии), Гродненский военный лазарет, полевые подвижные госпитали Кобринского, Вятского полков, Добровольный санитарный отряд Гродненской крепости, лазарет Пермской губернии в казармах Петрозаводского полка. Гродненский военный лазарет размещался в Новом замке, Добровольный санитарный отряд Гродненской крепости – в здании Гродненского отделения Крестьянского поземельного банка. см. Ситкевич, С. А. Медицина и здравоохранение города-крепости Гродно в годы первой мировой войны (1914-1918) / С. А. Ситкевич, В. Н. Черепица // Журнал Гродненского государственного медицинского университета.2020. Т. 18, № 3. С. 335-342. // http://journal-grsmu.by/index.php/ojs/article/download/2571/2312

     На фото, по моему, судя по особенностям архитектуры, врядли Поземельный банк или женская гимназия, соответственно, это может быть снято где-то на территории Нового замка, а значит, возможно, это  Гродненский военный лазарет ?

 

 

Спасибо. Приятна Ваша оперативность. Интересна и другая, не "избитая" переписыванием из поста в пост информация о госпиталях. Кстати, при таком обилии госпиталей Гродно могли быть и еще ряд зданий города. Вопрос (если Вы сами занимались госпиталями), что такое "полевые подвижные госпитали Кобринского, Вятского полков". Полки по штатам не имели собственных госпиталей. Конечно, во время войны им придавались подвижные госпитали, но сами полки уже покинули город. 

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, sulejm34 сказал:

Обратите внимание, уважаемые коллеги - паспарту периода немецкой оккупации 1915-1919 гг. обоих гродненских фотографов и М.А. Рубинштейна и Л.М. Гельгора оформлены абсолютно идентично, за исключение только ФИО фотографов. Причём качество печати весьма посредственное - из чего можно предположить, что изготавливались паспарту на месте. Ранее Л.М. Гельгор, например, заказывал паспарту в Либаве.

Все же - литографические бланки, а не паспарту.

В Гродно была своя литография Лапиной Соры. Она содержала литографию на Александровской  (Буденного) ул. в сб. д. В 1897 г. переехала в Колокольный переулок (ул. Доминиканская).

Link to post
Share on other sites
1 час назад, Минчанин сказал:

Спасибо. Приятна Ваша оперативность. Интересна и другая, не "избитая" переписыванием из поста в пост информация о госпиталях. Кстати, при таком обилии госпиталей Гродно могли быть и еще ряд зданий города. Вопрос (если Вы сами занимались госпиталями), что такое "полевые подвижные госпитали Кобринского, Вятского полков". Полки по штатам не имели собственных госпиталей. Конечно, во время войны им придавались подвижные госпитали, но сами полки уже покинули город. 

Госпиталями сам никогда не занимался.

Link to post
Share on other sites
31 минуту назад, palex-spb сказал:

Фотография Исаака Овсеевича Шклярского-Райхштейна, Гродно.

РАЙХШТЕЙН 1.jpg

Или, возможно, Иенты Овсеевны Райхштейн? Фото великолепное, кстати!

Link to post
Share on other sites
1 час назад, Минчанин сказал:

Все же - литографические бланки, а не паспарту.

В Гродно была своя литография Лапиной Соры. Она содержала литографию на Александровской  (Буденного) ул. в сб. д. В 1897 г. переехала в Колокольный переулок (ул. Доминиканская).

Весь вопрос, работали литография Лапиной в период после 1915 г. ?  И, кстати, известно ли Вам, кто из гродненских мастеров заказывал литографические бланкт у С.Лапиной?

Link to post
Share on other sites
1 час назад, sulejm34 сказал:

Весь вопрос, работали литография Лапиной в период после 1915 г. ?  И, кстати, известно ли Вам, кто из гродненских мастеров заказывал литографические бланкт у С.Лапиной?

У Соры была типо-литография и она не единственная в Гродно.

Link to post
Share on other sites
13 часов назад, sulejm34 сказал:

Или, возможно, Иенты Овсеевны Райхштейн? Фото великолепное, кстати!

Мы же уже разбирали крупную семейку Райхштейнов. Иента подписывала бланки своим вторым именем - Евгения. 

Link to post
Share on other sites
50 минут назад, Минчанин сказал:

Мы же уже разбирали крупную семейку Райхштейнов. Иента подписывала бланки своим вторым именем - Евгения. 

В период работы в Гродно? Вы видели такой вариант, уважаемый коллега? Я, признаться, не видел :( Если вариант "Е.Райхштейн" на гродненских фото у вас имеется, не могли бы вы его нам показать, если возможно? Всем было бы очень интересно, полагаю. Пока же "Е.Райхштейн" я видел только на фото из Нового Двора.

 

 

Link to post
Share on other sites
23 часа назад, sulejm34 сказал:

В период работы в Гродно? Вы видели такой вариант, уважаемый коллега? Я, признаться, не видел :( Если вариант "Е.Райхштейн" на гродненских фото у вас имеется, не могли бы вы его нам показать, если возможно? Всем было бы очень интересно, полагаю. Пока же "Е.Райхштейн" я видел только на фото из Нового Двора.

 

 

Здесь речь идет о фотографе. А в каком городе она работала - вторично. Скорее всего, гродненских бланков Евгении просто не существовало в силу не допущения конкуренции внутри семьи. Мой знакомый утверждал, что видел ее мастичный штамп на анонимном бланке. 

Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Минчанин сказал:

Здесь речь идет о фотографе. А в каком городе она работала - вторично. Скорее всего, гродненских бланков Евгении просто не существовало в силу не допущения конкуренции внутри семьи. Мой знакомый утверждал, что видел ее мастичный штамп на анонимном бланке. 

Благодарю за высказанное мнение, уважаемый коллега. Увы, выходит, что на сегодня всё что касательно конкретных фото Евгении (Иенты) Райхштейн гродненского периода лежит исключительно в сфере гипотез и предположений. Я же, со своей стороны, также рискну предположить, что гродненские бланки Евгении должны были бы быть (хотя бы с мастичным штампом)  - всё же она как я понял самостоятельно работала в самом Гродно несколько лет. По крайней мере не вижу убедительных причин почему их быть не должно. Будем надеяться, что со временем таковые отыщутся.

Link to post
Share on other sites
25 минут назад, sulejm34 сказал:

Благодарю за высказанное мнение, уважаемый коллега. Увы, выходит, что на сегодня всё что касательно конкретных фото Евгении (Иенты) Райхштейн гродненского периода лежит исключительно в сфере гипотез и предположений. Я же, со своей стороны, также рискну предположить, что гродненские бланки Евгении должны были бы быть (хотя бы с мастичным штампом)  - всё же она как я понял самостоятельно работала в самом Гродно несколько лет. По крайней мере не вижу убедительных причин почему их быть не должно. Будем надеяться, что со временем таковые отыщутся.

Многое может подсказать изучения взаимоотношение в их семье. Но с другой стороны, а столь ли важны эти бланки? Что они докажут или подтвердят? Ровным счетом ничего. Ее место в профессии не вызывает сомнений. Более важна как раз биография. Даты работы в том или ином городе, причины переездов, родственные отношения. Но есть категория исследователей утверждающих, что только наличие бланка делает фотографа фотографом (в их глазах, естественно). И это движение визуалистов часто не убеждают даже архивные документы. При этом значительная часть фотографов просто выпадает из поля зрения, поскольку их бланки не идентифицированы по разным обстоятельствам. А как быть с наемными фотографами, передвижниками, совладельцами и т.п. На сегодняшний день в пределах границ Беларуси собраны биографии более тысячи фотографов. Из них литографические бланки имели только чуть более 20%. Еще столько  же - мастичные штампы на анонимных бланках. Итого менее половины. Так что, оставшимся отказать в принадлежности к цеху? Конечно же, нет. И, возвращаясь к Райхштейн, гораздо важнее знать точно, как долго она работала в Гродно, где размещались заведения. Ну, и почему бланки не обнаружены. На мой взгляд, это гораздо интереснее, нежели умиляться практически идентичными снимками. Хотя бы, как дань истории города. 

Link to post
Share on other sites
  • 5 months later...

(This is being written in English and translated using Google. The translation will be in the next post ).

We are grandchildren of Isaac Ovseevitch  Shklarsky-Reichstein, the Grodno photographer.  We live in Canada. The name Shklarsky was sometimes left off, as on Isaac’s photographic imprints. I can add certain facts to the conversation.

There were a number of misunderstandings in the Grodno Life article.  Ovsei, the father of Isaac and Enta, was not a photographer. He was a civil servant in Grodno. He did apply to open up a photography shop in Grodno in December 1892 and this application was refused. Since he was not a photographer, it is clear that he was applying for his daughter Enta (Evgenia) who was working in the Karasik studio.

Enta was the eldest of 6 children and was born around 1874.  She had one brother Isaac who was born

around 1879. In 1894 Enta (Evgenia) applied by herself and received a permit to open a photography shop. These documents are in the Grodno Archive. In these documents, she signs herself as Enta.

In 1901 she applied to open a photography shop in Volkovisk and we do not have this document which is in the Grodno archives. We had no knowledge about what happened afterwards, since Enta was unknown to my family. It is for this reason that in the Grodno Life article we speculated that perhaps she died young. But that was just speculation.

We assume that her brother Isaac got his training with Enta and either took over Enta's studio or started a new one. We have a number of family photographs including self portraits of Isaac and his wife. All the imprints on the photographs are by Isaac. I have never seen any photographs by Enta in Grodno. The posted photograph from Nowy Dwor was the first and only photograph we have seen taken by Enta.

Isaac had the studio until 1915, when because Grodno was on the war front, the family became refugees in Vitebsk. Isaac died there in 1917.

Some questions:

1.      Other than the photograph from Nowy Dwor are there any documents showing that Enta was in Nowi Dwor?

2.      I believe Minsker said that she had returned from Nowi Dwor to Grodno after 1907. Are there any documents that show this?

Link to post
Share on other sites

(Это написано на английском языке и переведено с помощью Google. Далее следует английский).

Мы - внуки гродненского фотографа Исаака Овсеевича Шклярского-Райхштейна. Мы живем в Канаде. Имя Шклярский иногда опускалось, как на фотографиях Исаака. Могу добавить в разговор некоторые факты.

В статье «Гродненская жизнь» был ряд недоразумений. Овсей, отец Исаака и Энты, не был фотографом. Он был государственным служащим в Гродно. Он действительно подал заявку на открытие фотомагазина в Гродно в декабре 1892 года, но это ходатайство было отклонено. Поскольку он не был фотографом, понятно, что он подавал заявку на свою дочь Энту (Евгения), которая работала в студии Карасика.

 

Энта была старшей из 6 детей и родилась примерно в 1874 году. У нее был один брат Исаак, 
который родился около 1879 г.

 

В 1894 году Энта (Евгения) подала заявку и получила разрешение на открытие фотоателье. 
Эти документы находятся в Гродненском архиве. В этих документах она подписывается как Enta.

В 1901 году она подала заявку на открытие фотоателье в Волковиске, и у нас нет этого документа, 
который находится в гродненском архиве. Мы ничего не знали о том, что произошло потом, 
поскольку Энта была неизвестна моей семье. Именно по этой причине в статье «Гродненская 
жизнь» мы предположили, что, возможно, она умерла молодой. Но это были только предположения.

 

Мы предполагаем, что ее брат Исаак обучался у Энты и либо занял студию Энты, либо основал новую. 
У нас есть несколько семейных фотографий, в том числе автопортреты Исаака и его жены. 
Все отпечатки на фотографиях принадлежат Исааку. Фотографий Энты в Гродно никогда не видел. 
Размещенная фотография из Новы Двор была первой и единственной фотографией, которую мы видели, сделанной 
Enta.

Студия у Исаака была до 1915 года, когда из-за того, что Гродно был на фронте, 
семья стала беженцами в Витебске. Исаак умер здесь в 1917 году.

Некоторые вопросы:

1) Помимо фотографии из Нового Двора, есть ли какие-либо документы, подтверждающие, 
что Энта была в Новом Дворе?

2) Мне кажется, Минскер сказала, что она вернулась из Нового Двора в Гродно после 1907 года. Есть ли какие-нибудь документы, 
подтверждающие это?

Link to post
Share on other sites
12 часов назад, Irwin Reichstein сказал:

 


Энта была старшей из 6 детей и родилась примерно в 1874 году. У нее был один брат Исаак, 
который родился около 1879 г.

 

Ну наконец-то... а то какие-то сказки про Иенту.

Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

Enta Reichstein's name was  also Yente but she always used the name "Enta" on all documents involving photography. There are three documents from the Grodno archives with her name. Two are from her 1894 application to open a photo studio in Grodno and the third is from her 1901 application to open a studio in Volkovysk. I am attaching a jpeg showing the three signatures.

Енту Рейхштайн также звали Йенте, но она всегда использовала имя «Энта» на всех документах,
связанных с фотографией. На ее имя есть три документа из гродненского архива. Два взяты из ее
заявки 1894 года на открытие фотостудии в Гродно, а третья - из ее заявки 1901 года на открытие
фотостудии в Волковыске. Прилагаю jpeg с тремя подписями.


 

 


 

xmit entas signature.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...