Jump to content

Recommended Posts

Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич; 18 апреля 1821, Санкт-Петербург — 5 августа 1889, там же) — русский драматический артист. Родился в небогатой семье чиновника, учился в Императорском С.-Петербургском театральном училище. Его педагогом был выдающий русский актёр В. А. Каратыгин. Сразу по окончании учёбы в 1839 году поступил в труппу Александринского театра, поначалу выступал в небольших водевилях в ролях любовников. В первый же год сыграл свыше 20 ролей (Ольгин — водевиль «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» П. А. Каратыгина, Аламир — мелодрама «Велизарий» Шенка, мн. др.).

 

Через небольшое время, в 1843 году переведён в Москву в Малый театр с тем же амплуа молодых амантов. Но после смерти великого трагика П. Мочалова в 1848 году стал с немалым успехом исполнять его роли. В традициях Малого театра было наследование без изменений ролей старших исполнителей поколением пришедших в театр молодых артистов. В 1854 году Леонидов выступил в драме «Бенвенуто Челлини». И уже в 1854 году вновь вернулся в Санкт-Петербург на исполнение трагических ролей: в 1853 году умер великий трагик педагог Леонидова Василий Андреевич Каратыгин, и Леонидов стал преемником репертуара своего учителя. Этими ролями он приобрел славу одного из выдающихся артистов-трагиков русской сцены.

Леонидов — первый исполнитель роли Бориса Годунова (в первой постановке 1870 года, режиссёр А. А. Яблочкин, Александринский театр) в одноимённой трагедии Пушкина. Среди ролей: Отелло («Отелло»), Гамлет («Гамлет»), Ричард III («Ричард III»), Король Лир, Макбет; Велизарий (одноимённая пьеса Шенка), Нино («Уголино» Полевого); Ляпунов («Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Полевого); Неизвестный («Параша-сибирячка» Полевого), Жорж Жермани («30 лет, или Жизнь игрока» Дюканжа) и другие.

Леонидову было свойственно использование внешней позы, эффектных жестов и движений, эмоциональной декламации. Но начиная с 50-х годах в игре артиста появляется стремление к большей естественности[2]. При господстве на сцене классической драмы Леонидов пользовался успехом; с водворением же на сцене бытовой комедии он отодвинулся на второй план.

Преподавал в театральном училище. В 1882—1883 годах — профессор декламации Петербургского театрального училища.

Автор театральных записок и воспоминаний: «Записки Леонида Львовича Леонидова», напечатанных в «Русской старине» (1886 г., кн. 6, с. 655-74) и «Воспоминания Леонида Львовича Леонидова» — там же (1888 г., кн. 4, {{}}с. 219-42 и 1892 г., кн. 2, 503-14.).

Современники утверждают: «Он был ревностным защитником театральной „мелкоты“ от несправедливостей начальства и притязаний „больших“ артистов» — статьи П. Каратыгина (в «Русской Старине», 1888, № 4); М. Максимова — «Свет и тени» (СПб., 1878, гл. V).[3]

Дочь — Любовь Леонидовна Савицкая (1854—1919), балерина, вторая зарегистрированная жена балетмейстера М. И. Петипа.

post-548-0-85293900-1564569218_thumb.jpg

post-548-0-10219300-1564569235_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites
  • Replies 59
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Александр Павлович Ленский, урождённый Вервициотти (1 (13) октября 1847, Кишинёв, Бессарабия — 13 (26) октября 1908, Москва) — актёр, театральный режиссёр, театральный педагог, театральный деятель Российской империи.

 

Александр Ленский (Вервициотти) родился 1 (13) октября 1847 года в Кишинёве. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и певицы О. Вервициотти. С 1858 года, после смерти своих родителей жил в семье актёра Малого театра К. Н. Полтавцева[2], который был женат на единокровной сестре Ленского. Ленский постоянно посещал Малый театр, участвовал в любительских спектаклях и так постепенно приобрёл большой интерес к театральному искусству.

На театральной сцене дебютировал в 1865 году, во Владимире, под руководством А. М. Читау-Огарёвой. До 1876 года Ленский играл на сцене театров в провинции: Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса. Первое выступление Ленского в Москве состоялось в июле 1872 года в Театре на Политехнической выставке. Летом 1873 года Александр Павлович гастролировал в Общедоступном театре П. М. Медведева.

В 1876 году Ленский связал свою жизнь со сценой Малого театра. Работал он там до конца жизни, играл роли, ставил спектакли как режиссёр[3]. Два сезона, в 1882—1884 году Ленский играл на сцене Александринского театра.

Ленский перевоплощался на сцене в своих героев, достиг в этом большого мастерства, утверждал принципы психологической правды в искусстве.

В 1898 году, когда наметился кризис академической театральной стилистики, А. П. Ленский возглавил филиал, созданный при Московской императорской труппе и получивший название Новый театр. Там он занимался педагогической деятельностью и экспериментаторскими постановками; многие актёры работали одновременно на обеих сценах: и в стационарном помещении Малого театра, и в Новом. А. П. Ленский перенёс в Новый театр для исполнения начинающими артистам со сцены Малого театра 14 своих постановок. Однако этот филиал долго не просуществовал, и вскоре Ленский ушёл оттуда, а ещё через пару лет, в 1907 году Новый театр был окончательно упразднен.

Александр Павлович Ленский умер 13 (26) октября 1908 года в Москве. Похоронен в городе Каневе.

 

Жена: Лидия Николаевна Вервициотти, известная как Ленская, Лидия Николаевна (взяла псевдоним мужа) — автор и переводчик пьес, драматург.

-----------------------------------------------

Снимок выполнен замечательным фотографом и художником Андреем Осиповичем Карелиным.

post-548-0-90366000-1564569649_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Эрнесто Росси (Ernesto Rossi; 27 марта 1827, Ливорно — 4 июня 1896, Пескара) — итальянский актёр так называемой «школы представления».

 

В 1846 году начал сценическую деятельность в бродячей труппе г. Ливорно. Ведущую роль в художественном развитии Росси сыграл актёр и антрепренёр Густаво Модена, славившийся как открыватель актёрских талантов.

Росси играл в основном в произведениях драматургов-романтиков: Паоло («Франческа да Римини» Пеллико), Антонио Фоскарини и Джованни да Прочида («Джованни да Прочида» Никколини) и др. Лучшими ролями Росси считались Гамлет (играл с 1856 года до конца жизни), Отелло («Отелло»), Макбет («Макбет»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Лир («Король Лир»), Кориолан («Кориолан») (Шекспир), Людовик XI («Людовик XI» Казимира Делавиня), Христофор Колумб («Христофор Колумб»).

Его игру отличали точность и лаконичность в отборе деталей, выразительность пластического рисунка, мастерское владение голосом, умение переменой интонации дать простор или, напротив, показать тесноту. С 1855 года Росси много гастролировал в Европе и Америке, в Египте и Турции. Часто гастролировал в России (в 1877, 1878, 1890, 1895 и 1896 годах), заслужил высокую оценку русской критики.

post-548-0-98589400-1564569978_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Эрнесто Росси. Берлин. 1878.

 

Интересно, что данный снимок продавался прямо напротив фотоателье Й.Шаарвахтера, в магазине А.Юнгера.

post-548-0-87490600-1564570283_thumb.jpg

post-548-0-68927500-1564570292_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Софи (Софья Осиповна) Ментер (нем. Sophie Menter; 29 июля 1846, Мюнхен — 23 февраля 1918, Стокдорф, (ныне район Штарнберг, Бавария) — немецкая пианистка, композитор, музыкальный педагог, профессор Петербургской консерватории (1883—1887). Виртуоз, одна из крупнейших пианисток второй половины XIX века. Любимая ученица Ф. Листа.

 

Дочь Йозефа Ментера, виртуоза-виолончелиста и певицы Вильгельмины Ментер. Уже в детстве проявила себя как талантливая пианистка, училась в Мюнхен]е у Фридриха Ниста, затем у Зигмунда Леберта и наконец в Мюнхенской консерватории под руководством Йозефа Райнбергера, Юлиуса Леонхарда и Юлиуса фон Кольба.

В 1860 году 14-летняя пианистка совершила своё первое артистическое турне. В 1867 году стала известной за исполнение фортепианной музыки Листа в Гевандхаусе в Лейпциге. Продолжила совершенствовать мастерство у Карла Таузига, с 1869 года — у Франца Листа в Веймаре.

Вышла замуж за Давида Поппера, музыканта-виолончелиста, композитора, вместе с которым объездил Германию, Англию, Францию и Россию. Концерты супружеской пары имели повсюду большой успех.

В 1881 году впервые выступила в Англии и два года спустя стала почëтным членом Королевского филармонического общества (англ. Royal Philharmonic Society).

В 1883 получила приглашение Санкт-Петербургской консерватории занять пост профессора по классу фортепиано. Преподавала в России до 1887 года, после чего продолжила концертную деятельность. Подготовила ряд известных музыкантов, среди её учеников — В. Л. Сапельников.

Талант С. Ментер высоко ценился в России, наряду с А. Н. Есиповой и М. Т. Карреньо она считалась крупнейшей пианисткой второй половины XIX века. В 1884 году П. И. Чайковский, отдавая должное дарованию Софьи Ментер, посвятил ей партитуру «Концертной фантазии» для фортепиано с оркестром (соч. 56). В 1887 году И. Репин написал два портрета Софьи Ментер.

В последующие годы С. Ментер жила в Тироле, периодически совершала концертные поездки по другим странам. Её игра захватывала эмоциональным порывом, масштабностью исполнения и одновременно изяществом и тонкостью художественной передачи.

С. Ментер — автор ряда пьес для фортепиано, в том числе «Венгерской рапсодии» (другие названия — «Цыганские напевы», «Цыганская рапсодия»), которая в 1892 году была обработана для фортепиано с оркестром П. И. Чайковским, а в 1893-м —исполнена Ментер и оркестром под управлением Чайковского в Одессе. Летом 1885 года Ференц Лист отправил Софи Ментер письмо, где сообщил, что хотел бы написать для неё фортепианный концерт с использованием венгерского фольклорного материала. Осенью того же года он посещает Софи в её замке Иттер. За время пребывания в гостях Лист записал несколько тем для предполагаемого концерта, которые, уезжая, оставил своей ученице. Эти темы и легли в основу «Цыганских напевов».

Спустя семь лет, в конце сентября 1892 года, Чайковский по дороге из Парижа в Прагу наносит визит Софи Ментер. К этому моменту «Цыганские напевы» существовали в виде набросков для двух фортепиано. За две недели, проведенные в замке, Чайковский по просьбе Ментер переработал музыкальный материал для солирующего фортепиано с оркестром и в конце партитуры поставил по-немецки свой автограф: «П. Чайковский, 2 октября 1892 года». По этой причине авторство произведения зачастую приписывается именно великому русскому композитору. В частности, такого мнения придерживается Андрей Хотеев в своей статье «К истории создания фортепианных концертов Чайковского (взгляд интерпретатора)»[2], причем его ошибка проникла и в прессу. Позиция Хотеева подверглась критике со стороны музыковеда Леонида Гаккеля: по его мнению, Хотеев показал себя как «очень доверчивый в источниковедческом отношении музыкант». Эту точку зрения подтверждают данные других авторитетных исследователей (в частности, авторов «Музыкального словаря Гроува» и советской «Музыкальной энциклопедии»). Мнение о принадлежности произведения Листу, таким образом, также является ошибочным.

Партитура «Цыганских напевов» впервые была опубликована в 1909 году в США издательством Густава Ширмера под названием: «Ungarische Zigeunerweisen für Klavier von Sofie Menter mit Orchester Begleitung von Peter Tschaikowsky (Венгерские цыганские напевы для фортепиано Софи Ментер с оркестровым сопровождением Петра Чайковского)». В 1910 году то же издательство выпустило и клавир. В 1970 году произведение (под названием «Цыганская рапсодия») было опубликовано в Полном собрании сочинений П. И. Чайковского среди других транскрипций, выполненных композитором.

---------------------------------------------------

Оригинальный снимок сделан в ателье Карла Ивановича Бергамаско, СПб.

Возможно фотографом Баркановым, Тифлис, были куплены права на распространение данного снимка...

post-548-0-31992600-1564570863_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Спасибо, Андрей! :LaieA_050:

Продолжу...

-----------------------------------

Модестов, Юлий Аронович (наст. фам. Блувштейн) 1874 (в нек-рых источ. 1870), Бердичев — 1921 (в нек-рых источ. 1920), Свердловск] — арт. оперы (драм. баритон).

Отец А. Модестова. Образование получил в Киевском университете (юридич. ф-т).

В 1899—1903 работал помощником присяжного поверенного Киевской судебной палаты.

Пению обучался у И. Тартакова и К. Эверарди.

С 1903 выступал на оперных сценах Харькова (антр. А. Церетели). Москвы (Опера С. Зимина, 1904—05), Житомира (1906—08), Ростова-н/Д (1907), Тифлиса (1907, 1910), Петербурга (Нар. дом, 1908, 1912— 13), Самары (1909—10), Вильно (1910), Харькова (1911 — 12), Киева (1913—15), Екатеринбурга (1915, 1919—21).

 

Лучшая партия — Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини).

Другие партии: Руслан, Борис Годунов, Виндекс, Троекуров, Демон ("Демон" А. Рубинштейна).

Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского),

Роберт ("Иоланта"),

Кочубей, Томский, Курлятев, Веденецкий гость, Грязной; Валентин ("Фауст"),

Риголетто, Жермон, Яго, Ренато, Граф ди Луна, Амонасро, Скарпиа, Альфио, Эскамильо, Нелюско, Тонио, Сильвио, Невер, Януш. Партнеры: Н. Глебова, Б. Залипский, Е. Карри, В. Клопотовская, Ф. Шаляпин.

Записывался на грампластинки (94 произв.) в Москве ("Лирофон", 1905; "Пате", 1911), Тифлисе ("Граммофон", 1905; "Сирена", 1910), Вильно ("Зонофон", 1910—13), Киеве ("Экстрафон", 1914).

--------------------------------------

На фото в костюме Эскамильо из оперы "Кармэн", Ж.Бизе. 1912 г.

post-548-0-64417500-1564661771_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Модестов Юлий Аронович.

Предположу, в роли Троекурова из оперы Направника "Дубровский".

post-548-0-00096800-1564661999_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Евге́ния Влади́мировна Потопчина́ (11 (23) апреля 1881 — 23 февраля 1962) — российская актриса оперетты, певица (сопрано).

 

С 1908 года Евгения Потопчина выступала в антрепризе С. Н. Новикова в Санкт-Петербурге. Затем вышла замуж за импресарио Бориса Ефимовича Евелинова, они совместно основали в 1910 году труппу оперетты, которая с 1911 года выступала в здании бывшего театра Парадиз — в Никитском театре в Москве, получившим известность как Никитский театр Е. В. Потопчиной или Оперетта Потопчиной. Евгения Потопчина была примадонной этого театра оперетты.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первый муж Потопчиной принадлежал к высшему аристократическому обществу, и выступать на сцене, кроме благотворительных концертов и спектаклей, по существующим в то время законам, Евгения Владимировна не могла. Выйдя замуж за Б. Евелинова, Потопчина смогла осуществить свою заветную мечту — стать профессиональной актрисой.

 

— О. П. Грекова-Дашковская. Театр Е. В. Потопчиной // В кн. «Старые мастера оперетты»

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В 1919 году театр оперетты был закрыт постановлением Совета народных комиссаров. В здании бывшей Оперетты Потопчиной в 1920 году был создан ТЕРЕВСАТ — Театр Революционной Сатиры (он же — Театр Революции, а ныне — Театр имени Маяковского).

В 1920 году Потопчина и Евелинов эмигрировали в Берлин, где открыли собственную антрепризу — кабаре «Карусель» на улице Курфюрстендамм. Затем Евелинов и Потопчина разошлись, и Потопчина перебралась во Францию, где сочеталась гражданским браком с Алексеем Клочковым, купцом 1 гильдии. Евелинов уехал в США, где и скончался, оставив Потопчиной наследство. На полученные средства она купила дом в Аньере на авеню Пинель.

В период жизни в Аньере на протяжении семи лет занималась с детьми церковно-приходской школы при храме Христа Спасителя (священником которого в ту пору был отец Мефодий (Кульман)). Преподавала в церковной школе при храме, в течение многих лет устраивала детские спектакли.

post-548-0-10049800-1564662609_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Евгения Владимировна Потопчина (3), с неизвестным.

Коллеги, может кому известен человек рядом с Евгенией Владимировной?

Так же не могу прочесть надпись на бланке. То ли это фамилия фотографа, то ли место съёмки?

Также прошу помочь.

post-548-0-06494700-1564663052_thumb.jpg

post-548-0-01420600-1564663061_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Жюль Девойод (1843-1901) - французский оперный певец.

Надпись на обороте: Ж.Девойод (баритон), 04.1894. Концерт в Бл. (видимо - благотворительном) собрании.

 

Так как полноценной биографии найти не удалось, то отрывок из книги М.В.Нестерова "Давние дни, встречи и воспоминания".

 

------------------------------

Ж.Девойод.

 

В маленьком незатейливом театре сада «Эрмитаж» идет «Фауст»: Валентина поет Девойод. Нас четверо художников-приятелей… идем его слушать… слушать и «смотреть». Мы заранее испытываем великое наслаждение… Правда, Девойод сейчас не тот, каким был пятнадцать лет назад: ему под шестьдесят… и все же он великолепен. Недаром его ставят наряду с великими трагическими талантами: с Сальвини, Муне-Сюлли, с Ермоловой, Дузе, Шаляпиным. Имя Девойода еще недавно гремело как в Европе, так и за океаном. Короли предлагали ему свою дружбу. Один из них шел дальше: хотел «покумиться» с ним (у Девойода было двенадцать человек детей). Девойод — убежденный республиканец-патриот (он солдатом-добровольцем дрался за родную Францию с пруссаками) — не колеблясь, отклоняет королевское желание. Женатый на русской, он любит бывать в России. Странствуя по белу свету, охотно возвращается к нам. Великодушный, благородный, щедрый до расточительности, зарабатывая огромные деньги, он не сумел сберечь ничего «про черный день», и вот теперь, стариком, должен, без надежды на отдых, кончать свой век, где придется. Сейчас он опять у нас, поет в театре «Эрмитаж», в сборной итальянской труппе…

 

Девойод родился во второй половине 40-х годов во Франции; был хорошего среднего роста, с небольшой головой, пропорционально сложенный, носил острую бородку. Стремительный, сухощавый, с пластической упругой, как сталь, походкой, с сверкающим открытым взором, с тонкосжатыми губами, весь страстный, он был неотразимо прекрасен в трагические моменты своей игры. Да это и не была игра, а была жизнь во всей реальной полноте, потрясавшая, казалось, как его, так и тех, кто видел, слышал его. Превосходный певец (баритон), с чудесной дикцией, он был в то же время изумительный трагический актер: когда-то я слышал, что он послужил прообразом для врубелевского «Пророка». Я в своей жизни встретил человека «на грани жизни и смерти», напомнившего мне всю трагическую красоту Девойода, и я включил это лицо в одну из моих картин. Ермолова, несшая тогда на себе трагический репертуар Малого театра, поклонялась Девойоду, не пропускала ни одной его гастроли… Девойод платил ей тем же… но исключительная замкнутость обоих мешала им до поры до времени сблизиться по-настоящему, и они ограничивались поверхностным знакомством.

Одно происшествие изменило это — и именно тот спектакль в театре «Эрмитаж», о котором я рассказываю. Девойод, усталый от своей кипучей деятельности, от жизни вообще, пел Валентина; вернусь к тому, чему мы были свидетелями… Спектакль был «парадный», зал переполнен, цены удвоенные. Девойода встречают сдержанно, слышны редкие аплодисменты. Артист нездоров, голос не слушается, звук глухой. Публика насторожилась, артист смущен, показывает знаками на горло, что нимало не трогает зрителей, заплативших «двойную цену»… Рядом с жидкими аплодисментами слышатся свистки, шиканье. Старику изменило счастье, он растерян, а публика, жадная до скандала, уже ревет, неистовствует; она явно настроена враждебно, слышны голоса: «Если он болен, то здесь не лазарет!.. Пусть вернут деньги!» Озлобление охватывает весь театр, немногие тщетно пытаются заглушить рев аплодисментами. Занавес опускается. Антракт. Заявляют, что «г. Девойод внезапно заболел, но петь будет и просит публику о снисхождении». Новый взрыв негодования… Один из нас, более впечатлительный, нервный, не выдерживает, хочет уходить, так он потрясен и огорчен… Мы почти силой удерживаем его, просим остаться, чтобы не покидать артиста… быть может, в самые тяжелые минуты оградить его своим сочувствием от каких-нибудь грубых выходок…

В это же время в театре, в ложе бенуара присутствует Мария Николаевна Ермолова. Она еще с большей силой, чем мы, воспринимает то, что творится в зрительном зале; с болью в сердце переживает мучительное состояние своего собрата. Она тотчас же, как опустился занавес, негодующая, возмущенная бросается за кулисы к оскорбленному Девойоду. Застает его разбитым, подавленным всем случившимся. Мария Николаевна успокаивает его, обнимает его пылающую голову, просит принести шампанского, заставляет выпить его, чтобы возбудить в нем силу духа, поднять настроение и… чего только не может сделать женщина, да еще если эта женщина — гениальная Ермолова! Артист успокаивается, голос крепнет, звучит по-иному; он готов вновь явиться перед толпой своих жестоких судей. Актеры итальянцы заранее злобствуют над провалом своего знаменитого собрата — француза. Началось третье действие. В зале тревожная тишина. Появляется Валентин; он вернулся с войны, узнает о случившемся, встречает Фауста. Происходит горячее объяснение, вызов. Валентин и Фауст дерутся на шпагах. Валентин смертельно ранен. Одухотворенное, бледное лицо умирающего, его мимика, страстные порывы, его пламенеющие уста в нечеловеческих страданиях извергают роковые слова: «От смерти никуда не уйдешь — таков судьбы закон!» Сцена неописуемая. Перед нами великий артист… куда девалась вялость, старости как не бывало… Его образ, костюм, движения — гармония, правда, трагическая простота самой жизни… Валентин в предсмертных страданиях видит Маргариту. Ему душно, он рвет на себе колет… залитая кровью рубашка… Голос умирающего звучит, как погребальный колокол. Великая красота! Великое искусство! Театр замер, лица зрителей бледны… у женщин к горлу подступают рыдания… Где же пошлые «свистуны», что час назад неистово требовали «вернуть деньги назад»!.. Они растерялись, раздавлены, уничтожены великой силой таланта. Последняя попытка борьбы Валентина со смертью… он, как в бреду, силится подняться… проклинает Маргариту, падает мертвым. Какое высокое искусство! Ни одной фальшивой ноты… Вспоминаем век Возрождения… Микельанджело. Занавес падает. Весь зал, стоя, неистово вызывает дивного артиста. Он победил. Мы пятеро, счастливые за него, ликуем и тут же решаем нарисовать и поднести ему альбом наших рисунков, что и делаем в одно из следующих его появлений в театре «Эрмитаж».

На другой день после своего торжества Девойод был у Марии Николаевны Ермоловой, горячо ее благодарил за трогательное участие, подарил ей большой фотографический портрет свой в роли Валентина (ни один из таких портретов даже в самой отдаленной форме не дает понятия о настоящем образе великого артиста). На подаренном Марии Николаевне портрете Девойод написал стихотворение. Привожу его в переводе:

 

Портрет слегка польщен, но если скорбь в нем есть

И если в нем следы страданья скрыты,

То это потому, что Валентина честь

Зависит лишь от Маргариты.

Подпись: Моему дорогому другу — Марии Ермоловой, великой и обаятельной артистке, от почитателя и друга.

 

В своем стихотворении он уподобляет Ермолову — Маргарите, а себя — Валентину, честь которого, волею судьбы, и в дурном и в хорошем зависит от Маргариты: в данном случае Ермолова — Маргарита как бы спасла честь его, артиста, Девойода — Валентина.

С тех пор между Девойодом и Ермоловой возникла настоящая дружба и близость. Оба высокоодаренные, они часто и охотно встречались. Девойод приезжал к Марии Николаевне иногда после спектакля, после бурных оваций, что устраивали ему москвичи. Он подходил к ручке чудесной хозяйки, к ее гостьям, и с той же почтительностью спешил поздороваться и поцеловать ручку скромной, незаметной старушки, разливавшей чай. Проделав эту старомодную церемонию, он садился куда-нибудь в уголок и беседовал с кем-нибудь из гостей… Обаятельный, с чутким сердцем — он был желанным гостем Марии Николаевны. Но дружбе их не суждено было длиться долго. Через год Девойод скончался; умер на сцене злополучного театра во время исполнения одной из своих лучших ролей — шута Риголетто. Великое сердце артиста не выдержало бед и напастей, обрушившихся на него.

Похороны Девойода были многолюдны, торжественны. Старый друг покойного Савва Иванович Мамонтов сказал надгробное слово на могиле гениального артиста.

post-548-0-89852600-1564667069_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Елена Александровна Бекман-Щербина (настоящая фамилия Каменцева; 31 декабря 1881 [12 января 1882], Москва — 30 сентября 1951, там же) — русская, советская пианистка.

 

Мать будущей пианистки умерла через несколько дней после родов, и её воспитывали сестра матери с мужем, Елизавета Александровна и Евгений Николаевич Щербины. Официально она не была удочерена, однако в дальнейшем в благодарность к приёмным родителям взяла их фамилию, к которой затем присоединила фамилию мужа, Л. К. Бекмана.

С шестилетнего возраста занималась у Валентины Зограф, с семилетнего — у Николая Зверева, затем училась в Московской консерватории у Павла Пабста, а после его смерти у Василия Сафонова. Окончила курс в 1899 г. с золотой медалью, подготовив к выпускному экзамену весь «Хорошо темперированный клавир». Ещё студенткой начала преподавать, по предложению Сафонова занимаясь с юным Юлием Исерлисом.

В 1900 г. дебютировала в концерте Русского музыкального общества, выступив в составе трио с Иваном Гржимали и Альфредом фон Гленом. Первый большой концертный успех Бекман-Щербины был связан с исполнением сочинений Яна Сибелиуса в концерте из цикла «Музыкальные выставки» М. А. Дейши-Сионицкой (1907), затем внимание музыкальной общественности привлекли её выступления в цикле Константина Сараджева «Вечера современной музыки» (1909), где в её исполнении впервые в России прозвучали фортепианные пьесы Клода Дебюсси и Мориса Равеля. В первой половине 1910-х гг. интенсивное сотрудничество связывало Бекман-Щербину с Александром Скрябиным, чьи произведения она стремилась исполнять в авторской трактовке и согласно авторским указаниям: по воспоминаниям пианистки, я с большой благодарностью и радостью принимала каждое мельчайшее указание Александра Николаевича, добиваясь максимальной точности приёмов игры и характерных особенностей его трактовки. Кажется, никогда в жизни я не работала с таким увлечением, как в период моих посещений Скрябина…

 

В 1912—1918 гг. руководила в Москве собственной фортепианной школой. Участвовала во многих благотворительных концертах — в частности, в концертах для малоимущих и студентов в стенах Петровской академии, организованных при участии её мужа. В пореволюционную эпоху интенсивно гастролировала по всему Советскому Союзу, с 1924 г. постоянно выступала по радио, исполнив для радиослушателей в общей сложности около 700 произведений. Репертуар Бекман-Щербины простирался от композиторов эпохи барокко до молодых музыкантов-современников; среди её партнёров по ансамблевым выступлениям были, в частности, скрипач Борис Сибор, виолончелисты Григорий Пятигорский, Семён Козолупов, Рудольф Эрлих, кларнетист Сергей Розанов.

В 1921—1930 гг. доцент Московской консерватории, затем преподавала в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, с 1940 г. профессор.

В 1942—1943 гг., находясь в эвакуации в Казани, составила (вместе с музыковедом Валентиной Конен) и исполнила масштабный цикл концертов из истории фортепианного искусства.

В 1947 и 1949 гг. были переизданы песни и фортепианные пьесы для детей, сочинённые Бекман-Щербиной в середине 1900-х гг., частично — совместно с мужем Леонидом Бекманом, — в том числе знаменитая «В лесу родилась ёлочка».

26 ноября 1950 г. выступила в Колонном зале Дома Союзов с прощальным концертом в ознаменование 50-летия своей концертной деятельности.

Заслуженная артистка РСФСР (1937). Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (14.02.1945).

 

Правнучка — композитор Елена Анатольевна Соколовская.

 

Похоронена на Донском кладбище.

post-548-0-01506400-1564667499_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Леонидов Леонид Александрович (сцен. псевд.; наст. фам. Радеев) – артист оперы (баритон).

С 1894 выступал в петерб. т-ре сада “Аркадия”.

С 1897 обучался пению в Моск. конс., по окончанию которой выступал на оперных сценах Казани и Саратова (1904), Астрахани, Москвы (1906-?), Екатеринбурга (1908-10, 1911 – 12), Перми (1910-11); Петербурга (1914- 16, Т-р муз. драмы).

В 1915 гастролировал в Лондоне. 1-й исп. партий: в Екатеринбурге Виндекса (“Нерон”), Мизгиря (“Снегурочка”), Атанаэля (“Таис”); в Петербурге – ? (“Сказки Гофмана”); на рус. сцене – д Альбы (“Роланда”), Голо (“Пеллеас и Мелизанда”).

Другие партии: Рангони, Князь Игорь, Демон (“Демон” А. Рубинштейна), Мазепа (“Мазепа” П. Чайковского), Роберт (“Иоланта”), Бес (“Черевички”), Лионель (“Орлеанская дева”), Онегин, Елецкий, Веденецкий гость, Грязной, Троекуров, Гарин и Беппо (“Каморра”); Фигаро (“Севильский цирюльник” Дж. Россини), Альфонс (“Фаворитка”), Валентин (“Фауст”), Меркуцио, Невер, Нилаканта, Риголетто, Амонасро, Жермон, Тонно, Сильвио, Эскамилио, Каскар, Рудольф (“Жизнь Латинского квартала”), Вольфрам.

Партнеры: М. Веселовская, Е. Де-Вос-Соболева, М. Дубровская-Эйхенвальд, Е. Евгеньев-Дарский, Е. Ковелькова, Г. Комиссаржевский, Ф. Шаляпин.

Пел п/у И. Труффи.

post-548-0-53724100-1564754611_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Радеев Владимир Александрович, р. 1887 в Казани. Родной брат Леонида Александровича Леонидова (Радеева).

Учёба - Московская консерватория.

Прапорщик запаса с 1912. Участник Белого движения.

В эмиграции в США. Оперный певец.

Умер 28 сентября 1961 года в Нью-Йорке.

Жена Гертруда Людмиловна (ум. ок. 15 нояб. 1938 там же).

------------------------------

Скан с биографией из энциклопедии "Русские артисты в Америке", 1933.

post-548-0-63875900-1564754955_thumb.jpg

post-548-0-63604600-1564754982_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

На фото: Изабелла Яковлевна Кремер, Израиль Моисеевич Хейфец, её муж и Митрофан Иванович Днепров. Одесса, 1915 год.

--------------------------------------------------------------

Изабе́лла Я́ковлевна Кре́мер (более известна как Иза Кремер, урождённая Лея Янкелевна Креймер; 21 октября 1882, Бельцы, Бессарабская губерния — 7 июля 1956, Кордова, Аргентина) — певица, артистка оперы и оперетты.

Лея Креймер родилась 8 октября (по старому стилю) 1882 года в Бельцах, в семье портного Янкеля Лейбовича Креймера (1852—?) и Ханы Мошковны Креймер (урождённой Ройзенблит). Отец был сыном бельцкого купца второй гильдии Лейба Менделевича Креймера (1826—?), мать происходила из Каменца-Подольского. У Изабеллы с ранних лет проявились музыкальные способности. Первую песню на идише услышала в колыбели из уст своей матери. Когда ей было пять, увлеклась еврейской свадебной музыкой, а в юности писала стихи о нищете своего народа. Тридцать лет спустя Иза Кремер станет первой певицей, которая начала петь на идиш со сцены.

Несмотря на семейные трудности, родители всё вкладывают в музыкальное развитие дочери. С 1912 года она в течение двух лет в Милане учится пению у известного педагога Луиджи Ронци, выступает в небольших театрах, затем возвращается на родину. Её приглашают в Одессу, где она дебютирует в опере Пуччини «Богема». Затем следует партия Виолетты в «Травиате».

Одесса, Петроград, Москва — всюду колоссальный успех. Иногда в этих городах Кремер выступала и в опереттах. Среди оперетт, в которых она участвовала, были «Нищий студент», «Идеальная жена», «Наконец один», «Польская кровь». После революции, в 1919 году, Иза Яковлевна Кремер, вместе со своим мужем, редактором «Одесских новостей» Хейфецом, эмигрирует во Францию. Позже, оставив мужа, она гастролируя по многим странам мира, приобретает мировую известность, не только как прекрасная исполнительница песен и романсов, но и завоёвывает славу как киноактриса. В гражданскую войну публиковались ложные сообщения о её смерти.

В 1923 году, несмотря на антисемитские выступления и даже звучавшие в её адрес угрозы смерти, Иза Кремер дала концерт для евреев Варшавы. В 1933 году она приехала в Германию, чтобы выступить в Обществе еврейской культуры. Певица дала множество концертов в поддержку испанских республиканцев.

В 1934 году, во время своего очередного турне по Южной Америке Иза познакомилась с Грегорио Берманном, педагогом по профессии и социалистом по убеждениям. Девять лет спустя они заключили брак по доверенности в Мексике.

Во время Второй мировой войны в Аргентине, где правительство тайно поддерживало нацистов, Кремер давала концерты, сбор от которых шёл в пользу союзников. 19 ноября 1944 года Иза Кремер дала концерт в Карнеги-холле (Нью-Йорк).

В марте 1946 года на фирме «Сева рекорд» вышли новые граммофонные пластинки Изы Кремер — «популярные песни на еврейском языке».

25 апреля 1947 года в зале «Таймс-холл» состоялся концерт Изы Кремер, регулярно наезжавшей в Нью-Йорк из Рио-де-Жанейро, где певица тогда проживала.

Из-за своей весьма активной общественной деятельности в Аргентине, где Иза жила с мужем, супруги пострадали: Берманн потерял работу, а Изу отлучили от больших залов. Но они остались верными своим идеалам мира и справедливости. Иза Кремер передавала средства от своих концертов жертвам Холокоста, дала концерт в поддержку только что появившегося государства Израиль. Все это привело к тому, что в последние годы её карьеры в Аргентине певицу практически не было слышно — её всячески замалчивали. В 1956 году врачи диагностировали у Изы Кремер запущенный рак желудка. Она, вступив в общество аргентино-советской дружбы, даже готовилась приехать на родину, но за несколько дней до предполагавшегося отъезда её не стало. Ещё в тридцатые годы пела она драматическую песню «Россия» Филарета Чернова — о глубокой тоске по родине.

Знаменитую песню «Майн штэйтэлэ Бэлц» (Мой штетл Бельцы) на идише написали специально для Изы Кремер поэт Яков Якобс и композитор Александр Ольшанецкий. Она же впервые и исполнила эту песню в оперетте «Дос лид фун гето» (Песня из гетто), поставленной в Нью-Йорке в 1932 году.

----------------------------------------------------

Хейфец Израиль Моисеевич - кандидат права, журналист, действительный член ЛАО с 1902 г., с 1903 - член Правления, вице-председатель Литературно-Артистического Клуба. Председатель Одесского правления кассы литераторов. Муж Изы Кремер. Редактор газеты "Одесские новости". Печатал статьи о театре под псевдонимом Старый театрал. В 1920-м году эмигрировал.

----------------------------------------------------

 

Митрофан Иванович Днепров.

Судьба его была необыкновенной. Хотя в то время на сцену шли люди из разных слоев общества: были артисты из чиновников, из кавалерийских офицеров, из помещиков-дворян, но прийти на сцену из монастыря, из монастырских послушников, притом на сцену опереточного театра, – это было редчайшим явлением даже для давно минувшего времени.

Л. Никулин.

 

Я – из той армии артистов, которые познали сполна все трудности положения опереточного актера в буржуазном мире; я из той армии артистов, которые вразнобой, в одиночку сражались против пошлости и безвкусицы оперетты; я из того племени, которое знало, что каждый шаг вперёд должен быть взят с боя.

М. Днепров.

 

БИОГРАФИЯ.

 

 

Днепров Митрофан Иванович.

1 (13) июня 1881 года (Усмань, ныне Липецкая область) — 11 января 1966 года (Москва, СССР).

Артист оперы (баритон), оперетты и режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1947).

С детских лет пел в церковных хорах, с 1897 года — в петербургской Придворной капелле. В 1900-1906 гг. обучался на оперных курсах О.О. Бестриха, здесь же выступал в студенческих спектаклях. В 1907 года пел в Екатеринбурге. В июне того же года гастролировал в Самаре в составе Санкт-Петербургского Оперного товарищества под рук. М.Ф. Шигаевой, здесь выступил в партии Князя Елецкого ("Пиковая дама" П.И. Чайковского).

Оперные партии: Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Мазепа (одноим. опера П.И. Чайковского), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского); Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди).

В 1907 году дебютировал в партии Маркиза де Корневиль ("Корневильские колокола" Р.Планкета) в опереточной труппе А. (или К.) Тонни. С этого времени выступал только в опереточных антрепризах Я.Щукина, И.Зона, Е.Потопчиной, в т.ч. в Одессе и Москве (Товарищество Московской оперетты; "Новый театр оперетты", 1927-1932; в 1939-1951 годах — артист Московского театра оперетты). Гастролировал по городам СССР (1933-1939), а также во Франции, Польше и Германии (1921-1923).

В 1946—1947 годах работал в Пятигорске, где был постановщиком ряда оперетт — "Свадьба в Малиновке" Б.Александрова, "Сильва" и "Баядера" И.Кальмана.

Записывался на грампластинки ("Сирена").

 

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ:

 

с 1897 года – выступления в петербургской Придворной капелле;

1900-1906 гг. – обучение на оперных курсах О.О. Бестриха, выступления в студенческих спектаклях;

1907 год – гастроли в составе Санкт-Петербургского Оперного товарищества под рук. М.Ф. Шигаевой;

1907 год – дебют в партии Маркиза де Корневиль («Корневильские колокола» Р. Планкета) в опереточной труппе Тони;

1921-1923 гг. – гастроли по Франции, Польше, Германии;

1927-1932 гг. – выступления в «Новом театре оперетты»;

1933-1939 гг. – гастроли по городам СССР;

1939-1951 гг. – артист Московского театра оперетты;

1946-1947 гг. – работа в Пятигорске (постановка оперетт: «Свадьба в Малиновке», «Сильва», «Баядера»).

post-548-0-32024400-1564756917_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Иоаким Викторович Тартаков (2 ноября 1860, Одесса — 23 января 1923, Петроград) — российский оперный певец (баритон) и режиссёр. Заслуженный артист императорских театров, Заслуженный артист Республики.

Иоаким Тартаков родился в Одессе в еврейской семье. Окончил Петербургскую консерваторию, ученик Камилло Эверарди. С большим успехом дебютировал в 1881 году в Одессе. В следующем году пел в Санкт-Петербурге, выступал до 1884 года на сцене Императорского Мариинского театра, работал педагогом в музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова. Затем несколько лет гастролировал по стране, пел в Киеве, Тбилиси, на сценах провинциальных оперных театров. В 1894 году возвратился в Санкт-Петербург и до конца жизни выступал в Мариинском театре, а с 1909 года также занимал должность главного режиссёра. Гастролировал в Англии, Германии, Дании.

С 1920 года И. В. Тартаков — профессор Петроградской консерватории. В 1923 году ему присваивается звание Заслуженного артиста Республики.

По утверждению дирижёра Антона Шароева и писателя Осипа Дымова (на основании распространённых в ту пору слухов), был внебрачным сыном Антона Рубинштейна; Шароев же утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков.

И. В. Тартаков скончался 22 января 1923 года от ушибов, полученных в автомобильной аварии на проспекте Обуховской обороны, когда он возвращался с шефского концерта для рабочих.

 

Первый исполнитель в России заглавной партии в опере Тома «Гамлет», а также первый исполнитель в Мариинском театре партий Григория Грязного («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Зурги («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Дон-Карлоса («Каменный гость» А. Даргомыжского.

 

Среди других партий в репертуаре И. Тартакова:

 

Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна)

Елецкий («Пиковая дама» П. И. Чайковского)

Онегин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)

Риголетто («Риголетто» Дж. Верди)

Яго («Отелло» Дж. Верди)

Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло)

post-548-0-16429200-1564924585_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Никола́й Петро́вич Ро́щин-Инса́ров (1861 — 8 [20] января 1899) — русский драматический артист. Настоящая фамилия — Пашенный. Рощин-Инсаров — это псевдоним, настоящая его фамилия Пашенный. Происходил из помещичьей семьи, детство провел в Париже. В 18 лет поступил корнетом в Сумский 1-й гусарский полк, спустя два года вышел в запас.

Ещё во время военной службы был актёром-любителем; на профессиональную сцену вышел в 1883 году. Николай Петрович служил на сцене театра П. М. Медведева в Астрахани, театра Корша, театров М. М. Абрамовой и Е. Н. Горевой в Москве, с 1895 года до конца жизни актёр театра Н. Н. Соловцова в Киеве.

 

Трагически погиб 8 (20) января 1899 года. Актёра застрелил художник А. Малов, приревновав к нему свою жену — актрису театра Соловцова Анну Пасхалову. Сохранилась могила Рощина-Инсарова на Байковом кладбище в Киеве. Рощину-Инсарову было присуще мастерство перевоплощения, но в исполняемые роли он привносил и черты собственной личности. Считаясь по амплуа «героем-любовником», блестяще сыграв Чацкого и Кречинского, он, по признанию современников, был особенно близок к чеховским персонажам. Его друг, известный журналист и театральный критик В. М. Дорошевич, писал о нём: «Недаром он любил в литературе Чехова, а в живописи — Левитана. Он понимал и любил слабость русского человека, потому что сам был таким, и с любовью их рисовал, как с любовью говорят о близких людях».

 

Роли:

Чацкий (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Кречинский (А. В. Сухово-Кобылин, «Свадьба Кречинского»)

Борис Годунов (А. К. Толстой, «Царь Борис»)

Дон Карлос (В. Гюго, «Эрнани»)

Никита (Л. Н. Толстой, «Власть тьмы»)

Глумов (А. Н. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты»)

Агишин (А. Н. Островский и Н. Я. Соловьёв, «Свадьба Белугина»)

Пропорьев (А. И. Сумбатов, «Цепи»)

Мелузов (А. Н. Островский, «Таланты и поклонники»).

Тригорин (А. П. Чехов, «Чайка»)

Войницкий (А. П. Чехов, «Дядя Ваня»)

Иванов (А. П. Чехов, «Иванов»).

post-548-0-95077000-1564924823_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Анто́н Петро́вич Бона́чич (2 [14] января 1878, Мариуполь, Екатеринославская губерния — 22 марта 1933, Минск) — российский, советский оперный певец (бас-баритон, позже — драматический тенор), композитор и вокальный педагог. Учился в Ревеле в немецком пансионе и русской классической гимназии. Позднее получил медицинское образование.

 

Пению обучался в Харьковской музыкальной школе (класс П. Тихонова), в 1898—1900 годы — в Петербургской консерватории (класс пения С. И. Габеля, оперный класс Й. Й. Палечека, класс фортепиано и композиции Н. Ф. Соловьёва).

 

С 1899 года пел в разных театрах страны:

1899, сезоны 1900/01 и 1902/03 — в Харьковской оперной антрепризе А. А. Церетели

1900, 1903—1905 — в Киеве

1901, 1903 — в Казанско-Саратовском товариществе под управлением М. М. Бородая

1902—1904 — в Екатеринославе и Тифлисе

сезон 1903/04 — в Саратове

1903 — в Нижнем Новгороде, Баку

1904 — в Петербурге (Новый летний театр «Олимпия», антреприза Е. Кабанова и К. Яковлева)

в Ростове-на-Дону.

В 1905—1921 годы — солист Большого театра (Москва); в этот период выступал также в Мариинском театре (Петербург, 1911), Нижнем Новгороде и Баку (1912). В 1921—1922 годы работал в Омском оперном театре в качестве солиста, главного режиссёра и руководителя оперы.

 

С 1923 года преподавал в Омской единой советской музыкальной школе трёх ступеней; омичи называли его «гордостью Сибирской государственной оперы». В 1924 году заведовал оперным классом Томского музыкального училища и одновременно — оперой Сибполитпросвета. С 1925 года жил в Саратове, где заведовал оперным классом Музыкального училища и одновременно был режиссёром и дирижёром организованной им оперной студии при губернском суде.

В 1928 году переехал в Минск. Руководил классами оперы, сольного пения и камерного ансамбля Музыкального техникума; в 1930—1933 годы — вокальной группой Государственной студии оперы и балета (с 1933 — Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР). В 1932 году организовал вокальную кафедру в Минской консерватории и заведовал ею, профессор.

 

Среди его учеников — народная артистка СССР Л. П. Александровская; народные артисты Белорусской ССР И. М. Болотин, С. Ю. Друкер, Р. В. Млодек; М. Денисов, В. Калиновский, Т. Никитина.

 

Отец, по национальности черногорец, — врач (по другим данным — австрийский консул); мать по национальности — гречанка.

post-548-0-18921900-1564925088_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Ио́сиф (Йо́зеф Кази́мир) Го́фман (польск. Józef Kazimierz Hofmann, в США известен как Джо́зеф Хо́фман англ. Josef Hofmann; 20 января 1876, Подгуже близ Кракова — 16 февраля 1957, Лос-Анджелес) — американский пианист и композитор польского происхождения. Родился в семье музыкантов: его отец, Казимир Гофман был пианистом, мать пела в краковской оперетте.

 

В возрасте трёх лет Иосиф получил от отца первые уроки музыки, и, проявив огромный талант, вскоре уже начал выступать как пианист и даже композитор (он также обладал хорошими способностями в математике, механике и других точных науках).

После гастролей по Европе Гофман 29 ноября 1887 дебютировал в США с концертом в театре Метрополитен-опера, где блестяще исполнил Первый концерт Бетховена, а также импровизировал на темы, предлагавшиеся зрителями, вызвав настоящий фурор у публики.

Восхищённый искусством юного музыканта, американский стекольный магнат Альфред Кларк выделил ему пятьдесят тысяч долларов, что позволило семье вернуться в Европу, где Гофман смог спокойно продолжить обучение. Некоторое время его учителем был Мориц Мошковский, однако затем Гофман стал единственным частным учеником Антона Рубинштейна (жившего в то время в Дрездене), который оказал на его творческие взгляды огромное влияние.

С 1894 года Гофман вновь начал выступать на публике, уже не как вундеркинд, а как сформировавшийся зрелый артист. После исполнения им в Гамбурге Четвёртого концерта Рубинштейна под управлением автора тот сказал, что его больше нечему учить, и прекратил занятия с ним.

На рубеже веков Гофман был одним из самых известных и востребованных пианистов в мире: его концерты с огромным успехом проходили в Великобритании, России, США, Южной Америке, везде с аншлагами. На одной из серий концертов в Санкт-Петербурге он поразил публику, сыграв за десять выступлений более двухсот пятидесяти различных пьес. В 1903 и 1904 годах Гофман выступал в Петербурге вместе с Кубеликом, так что, по воспоминаниям О. Мандельштама,

« в сознании тогдашнего петербуржца они сливались в один образ. Как близнецы, они были одного роста и одной масти. Ростом ниже среднего, почти недомерки, волосы чернее вороньего крыла. У обоих был очень низкий лоб и очень маленькие руки. Оба сейчас мне представляются чем-то вроде премьеров труппы лилипутов. »

В 1914 году Гофман эмигрировал в США, где вскоре принял гражданство и продолжил выступления. В 1924 году он принял предложение возглавить только что основанный Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, и руководил им до 1938 года. За время его руководства институт вышел на мировой уровень, став прекрасной школой для многих известных в будущем музыкантов.

Активные выступления Гофмана продолжались до начала 1940-х годов, последний его концерт состоялся в Нью-Йорке в 1946. В последние годы жизни Гофман с увлечением занимался разработками в области звукозаписи и механики: ему принадлежат несколько десятков патентов на различные усовершенствования в механизме фортепиано, а также на различные усовершенствования для автомобиля, среди которых амортизатор, сконструированный по аналогии с фортепианной педалью, и «дворники», в основу действия которых положен принцип метронома.

 

Гофман по праву считается одним из крупнейших пианистов XX века. Блестящая техника вкупе с необычным ритмическим воображением позволяли ему играть со стихийной мощью и силой, а благодаря отличной памяти он мог не заботиться о «восстановлении» сыгранного однажды произведения перед очередным концертом.

Репертуар пианиста был огромным, но не универсальным: он ограничивался по сути наследием первой половины XIX века — от Бетховена до Листа. Наиболее часто Гофман включал в свои программы сочинения Шопена и играл их — особенно вальсы, мазурки — с таким совершенством, «перед которым умолкала всякая критика». Однако, он почти никогда не исполнял музыку современных ему композиторов. Исключением не стал даже Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова, посвящённый Гофману, творчество которого сам Рахманинов очень ценил. Гофман был одним из первых в истории музыкантов, записавших своё исполнение в 1887 году на фонограф, однако в дальнейшем крайне редко записывался в студии. Большое количество записей Гофмана, сохранившихся до наших дней, было сделано на концертах.

Гофман является автором около сотни сочинений (опубликованных под псевдонимом Мишель Дворский), двух книг об искусстве игры на фортепиано: «Советы молодым пианистам» и «Фортепианная игра».

post-548-0-27308800-1564925425_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Ефроси́ния (Валентина) Ива́новна Ку́за (в замужестве Бле́йхман; 1866 или 1868, возле села Молодова Хотинского уезда Бессарабской области (по другим данным, село Тырново, Бессарабская область) — 15 [28] мая 1910, Санкт-Петербург) — русская оперная и камерная певица (драматическое сопрано).

Одна из ведущих солисток Мариинского Императорского театра в Санкт-Петербурге (с 1894 по 1905 год, с 1907 по 1910 год). Считается лучшей исполнительницей партии Юдифи на русской сцене. Первая исполнительница партий Кассандры («Орестея»), Беранжеры («Сарацин»), Сервилии («Сервилия»).

Жена композитора Юлия Ивановича Блейхмана (1868—1909). Родилась в Бессарабской области; существует некоторая путаница с датой и местом рождения, а также именами родителей.

Училась у профессора С. Габеля и Н. Ирецкой в Санкт-Петербурге, также у Мари Сасс.

Дебютировала 23 февраля 1894 года на сцене петербургского Мариинского театра в роли Валентины в опере «Гугеноты». Весной этого же года состоялись первые гастроли по городам: Харьков, Херсон, Николаев.

После февральского дебюта, с 1 августа 1894 года была принята в оперную труппу Императорских театров (по другой версии — после выступления на сцене Панаевского театра в Петербурге в опере «Аида»). В 1903 году оклад певицы составлял 12 тыс. рублей в год.

Осенью 1903 года, помимо труппы Мариинского театра, входила в состав солистов Большого императорского театра в Москве.

В труппе Мариинского театра состояла в периоды с 1894 по 1905 год и с 1907 по 1910 год. В одних источниках указывается, что в 1905—1907 годах артистка пела в составе московского Большого императорского театра. В других, что перерыв в работе в Мариинском театре был вызван случаем, который произошёл в 1905 году. Вот как его описал А. В. Амфитеатров:

 

По теории господ Сафроновых, вокальный артист и вокальная артистка, в дни, когда наши братья гибнут за общую свободу, должны сидеть дома, за пианино, усердно выделывая горлом трели<…>, а отнюдь не вступаться за жертв расстреляния и не браниться с преображенскими офицерами, как в сердечном порыве поступила Валентина Ивановна Куза в роковой день 19-го января, за что и уволена личным его величества приказом от службы в императорских театрах.

 

— Искусство и русская современность: Лекция в Высшей Русской Школе общественных наук в Париже, прочитанная в пользу парижской кассы русских эмигрантов / Александр Амфитеатров. — Женева: Издание автора, 1905. — С. 41.

 

Дирижёр Мариинского театра Д. Похитонов утверждал, что, после сказанной жандармскому офицеру «дерзости», Куза была подвергнута лишь двухнедельному домашнему аресту. Временно снятую с афиши артистку спешно заменили М. Черкасской.

Этот случай был отражён в романе Валентина Пикуля «Честь имею» (1986).

Лучшими считались партии Аиды, Юдифи, Брунгильды. Роли, в которых преобладали стихия страсти и открытый темперамент, удавались более других. Фёдор Шаляпин считал певицу лучшей исполнительницей роли Юдифи на русской сцене.

« Обладала ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, в котором сочетались сила и густой „бархатный“ тембр, с лёгкостью преодолевала трудные пассажи, свободно и ярко брала ноты верхнего регистра, в совершенстве владела филировкой и трелью.

 

Пружанский А. М. »

 

Являлась выдающейся камерной певицей. Русские романсы в её исполнении отличались особой глубиной и проникновенностью.

Среди партнёров по сцене — Елизавета Азерская, Александр Брагин, Мария Долина, Иван Ершов, Владимир Касторский, Сергей Левик, Мария Славина, Леонид Собинов, Фёдор Стравинский, Иоаким Тартаков, Николай Фигнер, Фёдор Шаляпин.

Пела под управлением Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Э. Крушевского, Э. Направника, П. Фельдта, Н. Черепнина.

1900-е годы

Проживала в Петербурге на Адмиралтейской набережной.

В последний месяц жизни, из-за болезни сердца и потрясения от смерти супруга, была прикована к постели. Умерла 15 [28] мая 1910 года в 5 часов утра в Петербурге. Некролог был напечатан в журнале «Театр и искусство». Похоронена в фамильном склепе на Митрофаниевском лютеранском кладбище (не сохранилось), рядом с могилой мужа.

 

На обороте имеется надпись: Артистка Имп. сцены, Куза, жена Блейхмана, приятельница З.Ю.

post-548-0-23627200-1564992185_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Дми́трий Алексе́евич Смирно́в (7 ноября (19 ноября) 1882, Москва — 27 апреля 1944, Рига) — русский оперный певец, лирико-драматический тенор. Дмитрий Смирнов родился в Москве, в состоятельной купеческой семье. В трёхмесячном возрасте потерял отца, воспитывался отчимом П. Ютановым, который поощрял музыкальные занятия детей. В 1900 году Дмитрий Смирнов окончил Комиссаровское техническое училище[3], однако занятия музыкой не прервал — пел в церковном хоре и сочинял духовные произведения. Посещал «Классы пения» М. А. Раньери-Горбовского. В спектакле, поставленном в этом учебном заведении, Смирнов в марте 1902 года дебютировал в одной из основных теноровых партий классического репертуара — Ленского в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Также брал уроки пения у К. Кржижановского, А. М. Додонова и, позднее, у Э. К. Павловской.

Первое выступление на профессиональной сцене состоялось в 1903 году, на премьере оперы «Каморра» Э. Д. Эспозито в партии Джиджи (театр «Эрмитаж», Товарищество артистов Московской частной оперы С. И. Мамонтова). Здесь же были им исполнены партии Альфреда («Травиата» Дж. Верди), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, Князя («Русалка» А. Даргомыжского) и др. Впервые спетая здесь партия Герцога в «Риголетто» Дж. Верди стала в дальнейшем визитной карточкой Смирнова. По подсчётам экспертов, за творческую карьеру певца она была исполнена им 923 раза.

В 1904 году Д. А. Смирнов приглашается в труппу Московского Императорского Большого театра (дебютировал 26 апреля в партии Синодала — «Демон» А. Рубинштейна). Много гастролирует по России уже в качестве солиста императорских театров. Летом того же года в Кисловодске впервые встречается на сцене с Ф. И. Шаляпиным, для которого в последующие годы Смирнов станет наиболее частым партнером (около 80 спектаклей). С этого времени начинается активная международная гастрольная деятельность Д. А. Смирнова. Певец выступает на ведущих мировых сценах: «Гранд Опера» (Париж, 1907—1909, 1912), Мариинский театр (Санкт-Петербург, 1907—1917), «Ла Скала», Милан, 1908), театр «Казино» (Монте-Карло, 1908—1910), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 1910), Друри-Лейн (Лондон, 1914), в музыкальных театрах таких городов, как Буэнос-Айрес, Брюссель, Берлин, Кёльн, Рим, Барселона, Мадрид, Люцерн, Монтевидео, Бостон и др.

После революции 1917 года Смирнов поёт в Москве, в Большом театре; в мае 1919 года исполнил партию Фауста в драматической легенде Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение). Летом 1919 года выезжает на гастроли по городам Украины, Крыма, Кавказа. Весной 1920 года из Новороссийска на пароходе «Афон» он покидает пределы России. Через Варну, Константинополь и Афины добирается до Парижа, где Смирнову предлагают выступать в «Гранд Опера» и в следующем сезоне в Монте-Карло. Он получает удостоверение личности без гражданства — «нансеновский паспорт», выступает в Лондоне, Риге, Таллине, Базеле и других европейских городах. В 1925 году женится на камерной певице (сопрано) Лидии Павловне Мальцевой (первый брак со Смирновой Таисией Васильевной распался)[2]. Начиная с 1926 и по 1930 год, пять раз посещал СССР с гастролями — принимал участие в спектаклях Большого театра, записывал музыкальные программы на Всесоюзном радио, выступал вместе с супругой в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, во многих сибирских городах. Камерный репертуар певца включал арии из опер, романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова. В 1930 году во время гастролей в СССР ему предлагают остаться и выпускают из страны с условием возвращения через год, однако в феврале 1932 года супруги Смирновы получают эстонское гражданство. В следующем году умирает его мать, которой так и не разрешили выехать к сыну.

В 1935 году Смирновы поселились в Лондоне, где певец сотрудничал с радио Би-Би-Си, концертировал под аккомпанемент знаменитого пианиста Джеральда Мура. 17 ноября 1937 года во время гастролей Смирнова в Бухаресте после неудачной операции аппендицита в лондонской больнице скончалась его супруга Лидия Павловна Смирнова—Мальцева. Выполняя последнюю волю жены, добился разрешения эстонских властей похоронить её на старинном кладбище в пещерах петсерского (печорского) монастыря. В память о покойной супруге дал ряд благотворительных концертов в Таллине, Тарту, Петсери, Пярну и других больших и малых городах Эстонии. В декабре 1937 года избирает Эстонию местом постоянного проживания.

В 1937—1939 годах жил в Таллине, продолжая концертную деятельность. 1 октября 1939 года избирается председателем Русского театрально-музыкального общества в Таллине, заменив скончавшегося С. И. Мамонтова. В октябре того же года объявлено о его предстоящем бракосочетании с 17-летней Ниной Сергеевной Голубевой, только что окончившей таллинскую русскую городскую гимназию и поступившей в Высшую государственную школу художеств. Брак был заключён в декабре, и тогда же супруги переезжают на постоянное жительство в Ригу. В 1940 году был приглашён на должность профессора Московской консерватории, осенью 1941 года планировались его концерты в Ленинграде, однако всем этим планам помешала Вторая мировая война. В 1940—1942 годах руководил вокальной студией в Риге (среди его учеников был известный в будущем латвийский и советский певец Михаил Александрович)[2], гастролирует в Таллине и Берлине, где заболевает воспалением лёгких и возвращается в Ригу. В 1943 году завершает работу над своими «Воспоминаниями». В марте 1944 года его направляют в больницу, где 27 апреля 1944 года он скончался от инфаркта.

Похоронен выдающийся артист на Покровском кладбище в Риге.

post-548-0-93948900-1564992607_thumb.jpg

post-548-0-20062400-1564992636_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Степа́н Леони́дович Кузнецо́в (2 (14) января 1879, Кишинёв Бессарабской губернии — 18 апреля 1932, Москва) — российский и советский театральный актёр, артист театра Соловцова в Киеве, МХАТ и Малого театра, Народный артист Республики (1929). Степан Леонидович Кузнецов родился в семье бывшего крепостного крестьянина — повара, содержавшего буфеты при театрах. Позже его отец стал владельцем театра в Одессе, но разорился после двух сезонов. Из-за того, что семья нуждалась, образование Степана Кузнецова ограничилось церковно-приходской школой, с юных лет он работал приказчиком в книжных магазинах. В 1901 году Кузнецов в Орле впервые поступил на профессиональную сцену, но в 1902—1906 годах ему пришлось отбывать воинскую повинность; находясь в Маньчжурии, он участвовал в русско-японской войне. Затем он вернулся на сцену и в 1907—1908 годах выступал в киевском театре Соловцова. В 1908 году переехал в Москву и поступил в труппу Московского Художественного театра, где проработал до 1910 года. В дальнейшем наиболее яркий период его творчества был связан с работой в театре Соловцова (1912—1919 годы, с перерывами). С 1923 по 1925 годы он служил в московском театре им. МГСПС, а в 1925 году перешёл в Малый театр.

 

Урна с прахом актёра захоронена в здании бывшего Донского крематория в Москве (ныне церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом Донском кладбище).

 

Амплуа — актёр на хара́ктерные роли. «С. Л. Кузнецов был самородком, не знавшим никакой театральной школы. Он сам говорил, что учился только у своего сердца. Над всем большим дарованием артиста господствовало чувство театральности, неуемная жажда играть и перевоплощаться».

 

Роли:

Хлестаков (Н. В. Гоголь, «Ревизор»)

Городничий (Н. В. Гоголь, «Ревизор»)

Лука (Максим Горький, «На дне»)

Барон (Максим Горький, «На дне»)

Алёшка (Максим Горький, «На дне»)

Швандя (К. А. Тренёв, «Любовь Яровая»)

Плюшкин (Н. В. Гоголь, «Мёртвые души)»

Урбан VIII (А. В. Луначарский, «Герцог»)

Лорд Бабрей (Б. Томас, «Тётка Чарлея»)

Журден (Ж.-Б. Мольер, «Мещанин во дворянстве»)

1926 — Юсов (А. Н. Островский, «Доходное место»)

Мистер Дулитл (Б. Шоу, «Пигмалион»)

Фирс (А. П. Чехов, «Вишнёвый сад»)

Расплюев (А. В. Сухово-Кобылин, «Свадьба Кречинского»)

post-548-0-60047400-1564993139_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...

Павел Васильевич Самойлов (1866—1931) — русский актёр. Заслуженный артист Республики (1923).

Принадлежал к знаменитой актёрской семье Самойловых. Сын Василия Васильевича Самойлова (от брака с М. А. Бибиковой, по сцене Споровой). На сцене с 1888 года (дебютировал в Петербурге под фамилией Споров): антрепризы М. М. Бородая, А. Н. Дюковой; театры в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Москве (1891—1893, Театр Корша). В 1904-05 годах в Театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург). В 1900-04 и 1920-24 годах — в труппе Александринского театра (Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).

 

Играл роли:

Гамлет, Хлестаков (Ревизор Н. В. Гоголя),

Карандышев (Бесприданница А. Н. Островского),

Жадов («Доходное место» А. Н. Островского),

Фердинанд (Коварство и любовь Ф. Шиллера),

Незнамов (Без вины виноватые А. Н. Островского),

Чацкий (Горе от ума А. С. Грибоедова),

Сторицин («Профессор Сторицын»Л. Н. Андреева),

Тот («Тот, кто получает пощечины» Л. Н. Андреева),

Арбенин (Маскарад М. Ю. Лермонтова),

Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» К. Ф. Гуцкова),

Освальд («Привидения» Генрика Ибсена),

Астров (Дядя Ваня А. П. Чехова),

Штарк («Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского; 1923).

 

Умер 16 апреля 1931 года в Ленинграде. Был похоронен на Новодевичьем кладбище, в 1936 году перезахоронен (с перенесением памятника) в семейной могиле с отцом и его первой женой, балериной С. И. Самойловой на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

 

Семья:

Дочь — Нина Павловна Самойлова, была замужем за инженером-мостостроителем Валентином Савельевичем Ляссом (1895—1960), сыном видного саратовскогопсихиатра и организатора здравоохранения Савелия (Саула) Абрамовича Лясса (Шевель Абрамович Ляс; 1871—1917), выпускника медицинского факультетаХарьковского университета. Их дочь (внучка актёра) — Наталья Валентиновна Лясс, советский правовед, доцент кафедры уголовного права ЛГУ, была замужем за Ефимом Моисеевичем Брусовани.

 

Скан для сравнения из сети.

post-548-0-33046400-1574618913_thumb.jpg

post-548-0-41268600-1574618924_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...