Jump to content

Казаковы и Апанаевы - татарские предприниматели и общественные деятели


Recommended Posts

16 часов назад, sulejm34 сказал:

Безусловно! Уверен - это он и есть.

Тогда вы можете это фото поставить на татарскую и русскую страницы Википедии, а то там плохого качества?

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...
  • Replies 89
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

05.02.2021 в 15:41, ruskhabib сказал:

Тогда вы можете это фото поставить на татарскую и русскую страницы Википедии, а то там плохого качества?

К сожалению, на Википедии не зарегистрирован. Если вы сами или кто-то из ваших знакомых это сделает - я буду рад.

Link to post
Share on other sites
  • 9 months later...
29.05.2020 в 02:23, sulejm34 сказал:

К сожалению, большинство представленных на фото людей не идентифицированы. Некоторые, однако, подписаны. Поэтому буду очень признателен в прочтении надписей и их переводе.

 

Фото 1. NN женщина. Фотоателье Фельзер. г. Казань. 1890-е (?) гг.

post-679-0-39083600-1590708202_thumb.jpg

Благодаря помощи уважаемого участника Форума Рашида (ry-729) удалось идентифицировать ряд людей из данного архива.

В частности, на данном фото представлена супруга сына имама Шамиля генерал-майора Мухаммад-Шафи Шамиля (1839-1906) Марьям Шамиль.

Link to post
Share on other sites

Шамиль Марьям/Шамиль Мария Ибрагимовна(Апакова Биби-Марьям-Бану) (1865/1866- ~1920) -  единственная дочь татарского купца-миллионера Ибрагима Исхакович Апакова (~1823 – ~1889), отставного унтер-офицера, потомственного почетного гражданина и купца 1-й гильдии и его супруги Махуб-Камал Абдулхамитовой (1820–1895). Супруга сына имама Шамиля генерал-майора Мухаммад-Шафи Шамиля (1839-1906)


Марьям окончила одну из женских гимназий в Казани. Она хорошо знала русский язык, выделялась безупречным вкусом, слыла законодательницей мод. Молодая красавица разъезжала в экипаже с фонарями, выписанном из Франции, кучер сидел в ливрее и цилиндре. Наряды молодой хозяйки, убранство в доме – всё соответствовало веяниям моды. Марьям подражали многие молодые женщины Старо-татарской слободы.

В 1884 г. Марьям вышла замуж за сына легендарного имама Шамиля аль-Гали (1797- 1871), отставного генерал-майора Мухаммад-Шафи Шамиля (1839-1906), и молодожены проживали в Старотатарской слободе г Казани. Несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте, пара была гармоничной и брак стал счастливым. В браке родились 2 дочери - Фатимат-Зухра и Нафисат

В Казань Мухаммад-Шафи прибыл в чине генерала и провел здесь самый спокойный период своей жизни. «Интеллигентный, красивый 43-летний генерал, недавно ставший вдовцом, быстро завоевал симпатии Казанского высшего общества. Своим обликом он скорее напоминал европейца, чем горца. Безукоризненно одетый, в пенснэ, с бородой – таким он предстаёт перед казанской публикой. И только рыжеватая борода, покрашенная хной, выдавала в нём горца. Мухаммад-Шафи, как и Марьям, прекрасно говорил по-русски, а по-татарски изъяснялся плохо. Поэтому прислуга в дом набиралась из русских. В русском обществе Марьям-Бану знали как Марию Ибрагимовну Шамиль.

Имея достаточно материальную основу в 6000 руб. ежегодной пенсии Мухаммад-Шафи и 25000 руб., получаемых женой от аренды принадлежащих ей домов, генерал-майор организовал жизненный уклад семьи по европейскому образцу. Также по-европейски была обустроена и летняя резиденция четы в "Немецкой Швейцарии".
Генерал Шамиль был меценатом. Он участвовал в деятельности Совета Казанского Родионовского института в 1898 г. Он стал первым председателем, а впоследствии почётным членом «Общества пособия бедным мусульманам в Казани», инициатором открытия в 1898 году бесплатной столовой на 50 человек.

Марьям-Бану также занималась благотворительной деятельностью. Например, она принимала активное участие в воспитании и обучении дочери отставного поручика Шевкета Сулейманова Абдурахмана-Абади – Сабиры.

Благодаря браку Мухаммад-Шафи и Марьям-Бану в Старо-Татарской слободе впервые поселился генерал, имевший связи в высших кругах Российской империи. Их особняк на Екатериниской улице вошёл в историю как «дом Шамиля», хотя генерал-майор к этому дому имел косвенное отношение. Во всех сохранившихся документах, оставшихся после купца Апакова, особняк числится принадлежащим «госпоже Шамиль». После смерти матери в 1895 г. Марьям Апакова-Шамиль, став обладательницей огромного состояния, получила возможность разобрать деревянное строение 2-ой половины XIX века на Екатерининской улице, доставшееся ей в качестве приданого. На эти средства она выстроила в 1903 г. новый двухэтажный кирпичный особняк, одно из самых крупных зданий в Старо-Татарской слободе. Архитекторы Г.Б.Руш и Ф.И.Амлонг спроектировали здание по образцу шотландских замков. Семья прожила в этом доме чуть более 3-х лет. В настоящее время в этом доме находится музей великого татарского поэта Габдуллы Тукая (ул. Тукая 74).

После смерти мужа в 1906 г. Марьям и две её дочери Фатимат-Зухра и Нафисат навсегда покинули Казань, переехав в том же году в Санкт-Петербург.

У них была большая квартира, хорошая пенсия. Нафисат в 1913 году окончила Смольный институт благородных девиц, воспитанниц которого называли «смольнянками» или «смолянками». Девушка имела хорошее образование, знала несколько языков, была жизнерадостной, веселой, любила шутить. Семья Шамилей поддерживала связи с местной мусульманской общиной.


Источники:

Марьям-Бану Апакова-Шамиль// http://www.apakovs.narod.ru/files/maryam.html

«Мы – дети страшных лет России…»// http://женщинадагестана.рф/node/403

https://vk.com/wall-130649882_2567

 

1.Дама. Фельзер. Казань. 1890-е Портр.jpg

maryamfamily 2.jpg

сын шамиля с женой Марьям ПОРТР.jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites

Казакова (Губайдуллина), Рабига (Бибирабига) (1893-1966, , по другим данным  1890-1965 )  - дочь купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Мухамметшакира(Шакира) Мухамметзяновича Казакова (1844-1932)  и его супруги Бибигазизә (1853-1923). Сестра Мухамметрахима (1873-1937), Зулейхи(1874-1954), Абдулхамита (1877-1937) и Мухаммета(1879-?). С 1914 г. - супруга сына крупного казанского купца, преподователя, участника движения “джадидов”, известного татарского историка, востоковед, писателя и архивиста Газиза Салиховича Губайдуллина (15 (27) июня 1887 - 13 октября 1937), расстрелянного в годы Большого Террора. Была репрессирована (ЧСИР, 5 лет ИТЛ, 1937-1942).   

Из воспоминаний сына Рабиги и Газиза Губайдуллина, Сальман Газизовича Губайдуллина (1915-2004) : (...) первая Рабига встреча с будущим мужем, тогда ещё студентом, состоялась в 1913 г. на молодежном вечере, в доме учителя Мухитдин абзы,  куда она была приглашена старшей дочерью его – Марьям.  На этом вечере собралась в основном учащаяся татарская молодежь. (...)  Среди девушек особое внимание Газиза привлекла миловидная гимназистка Рабига. Весь вечер Газиз провел вместе с ней. Да и мама увлеклась им. Так произошло их знакомство. Газиз не мог забыть этот вечер и стал искать пути встречи с Рабигой. Однако в то время свидания с девушкой-татаркой не были приняты.  Тут снова на помощь пришел Гафур абзы. Он устроил им встречу в театре,

купив для них отдельную ложу.  Здесь, в театре, отец сделал предложение нашей маме. Она согласилась,  но поставила два условия: во-первых, чтобы Газиз с официальным предложением о сватовстве обратился к отцу Рабиги – Шакиру Казакову и второе –  отложить женитьбу до окончания ею гимназии, т.е. на один год. Всё это Газиз принял безоговорочно.  Он объяснился с отцом Рабиги и получил согласие. Теперь оставалась самая сложная часть дела – добиться согласия своего отца, который вообще был против всякой женитьбы своих детей.  Обсудив этот вопрос с Гафур абзы, они разработали хитроумный план,  связанный с выездом деда Салиха на отдых.  Как правило,  Салих выезжал на отдых летом и чаще всего в Крым,  обязательно в сопровождении какого-либо молодого человека.  В 1914 году Газизу удалось уговорить отца взять с собой в Крым Гафура,  который,  кстати,  очень нуждался в лечении своих легких.

После выезда Салих бабая с Гафур абзы в Крым Газиз посылает отцу телеграмму следующего содержания: « Собираюсь жениться на Рабиге Казаковой.  Прошу твоего благословения. Согласие Шакира Казакова имею.  Твой сын Газиз.» Ответ на этутелеграмму был положительный и, конечно, под влиянием друга Газиза – Гафур абзы.  Но этим не кончились хлопоты,  связанные с женитьбой. Газиз,  как студент императорского университета, обязан был получить разрешение на женитьбу у ректора

университета или у губернского попечителя(точно не помню).  В прошении Газиза было указано,  что он просит разрешения жениться на дочери потомственного почетного гражданина России,  казанского купца Шакира Казакова по имени Рабига, окончившей в 1914  году полный курс гимназии.  У мамы хранилось ранее это прошение, где была сделана резолюция следующего содержания: « Разрешаю жениться на Чабиче. Подпись».  На резолюции не было фамилии мамы и вместо букв «Р» и «г» в имени значилась буква «ч».   Родители сохраняли этот документ смеха ради, позже папа, подтрунивая над мамой,  шутливо называл ее «Чабыч». Свадьба была отпразднована летом 1914  года. После свадьбы наша мама, оставив родительский очаг,  переехала в дом Губайдуллиных,  где молодые разместились в комнате Газиза,  на нижнем этаже. В мае 1915  года в этой комнате появился на свет я. Вся наша семья продолжала жить в этой комнате вплоть до  1917 года.  

В том же 1914 г. в Рабига Казакова и Газиз Губайдуллин на одном из пароходов Шакира Казакова совершили свадебное путешествие.

Овдовев в 1923 г. и лишившись всего своего национализированного большевиками после революции имущества, Ш.Казаков поочередно жил у своих дочерей, у Рабиги и Зулейхи.

14.10.1937 г. (на следующий день после расстрела мужа Г.Губайдуллина), Рабига была арестована и осуждена как ЧСИР на 5 лет лагерей в г. Акмолинск (Акмолинское отделение Карлага).

В деле Г. Губайдуллина  имеются письма жены Губайдуллина Г.С. - Рабиги Шакировны Губайдуллиной. Первое письмо датировано 17 января 1940 г. и адресовано в 4-й спецотдел НКВД СССР г. Баку. Пишет она по поводу своего имущества, которое было незаконно изъято вначале во время ареста ее мужа в марте 1937 г., а затем 14 октября того же года, уже во время ареста ее самой. Сравнивая даты, становится ясно, что сразу же, буквально на следующий день после расстрела Газиза Губайдуллина, была арестована его жена, осуждена как член семьи врага народа на 5 лет и сослана в г. Акмолинск, Акмолинское отделение Карлага. Женщина просила выяснить вопрос о местонахождении своего имущества и о возможности по доверенности передать их своим детям, а если оно продано, то перевести деньги на ее имя по адресу. Письмо было рассмотрено и был дан ответ, что вещи, оставленные ею в квартире (по другому адресу, с прежней она была выселена), при аресте конфискованы и переданы в доход государства.

В 1942 г., после 5 лет лагерей  Рабига Губайдуллина была освобождена, получив на руки следующий документ: «Справка No 257159 Дана гражданке Губайдуллиной Рабиге Шакировне,  1893  года рождения. Уроженке Астрахани. Прошлой судимости сведений нет.  Осуждена Особым Совещанием при НКВД СССР  28  декабря 1937 года по статье как член семьи изменника родины УК к заключен в ИТЛ на 5 лет(Считая срок с 15.Х- с.г.) в том, что она по отбытию срока наказания из Карагандинского Исправительно-Трудового Лагеря НКВД освобождена 15 октября 1942 г. С направлением в Молотовский район Акмолинской области Казахской ССР. Видом на жительство не служит.  При утере не возобновляется.  Начальник Управления Карлага НКВД (Подпись) Начальник Учётно-распределительного Отдела(Подпись)».

16 июля 1955 г. жена Губайдуллина Г.С. Рабига Шакировна Губайдуллина направила в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ворошилова обстоятельное письмо, полное достоинством и решением защитить доброе имя своего мужа. В письме на 5 машинописных страниц, она вкратце излагает деятельность своего мужа, приводит биографические данные, отмечает его заслуги в развитии науки, перечисляет наиболее важные его труды, (всего около 300 работ), арест его считает досадной ошибкой, а показания, данные им в ходе следствия - результатом принуждения. Из письма явствует, что Рабиге Губайдуллине до сих пор неизвестно, где сейчас ее муж, жив ли он. Но если даже уже его нет в живых, она желает снять «это позорное пятно с ее детей и восстановить имя советского ученого» - как отмечается в письме - «первого историка татарского народа». Она подчеркивает, что оба ее сына в годы Великой Отечественной Войны были на фронте и честно выполнили свой долг перед Родиной и сейчас она просит о пересмотре дела ее мужа и полной его реабилитации. 22 сентября 1956 г. в Военную Коллегию Верховного Суда СССР было подано заключение военного прокурора по делу Губайдуллина Г.С. об отмене приговора Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 12 октября 1937 г. и прекращении дела о нем. 16 марта 1957 г. - «Определение ВК Верховного Суда СССР «Приговор ВК Верховного Суда СССР от 12 октября 1937 г. в отношении Губайдуллина Газиза Салиховича по вновь открывшимся обстоятельствам отменить и дело о нем прекратить за отсутствием состава преступления».

После войны Рабига какое-то время жила г. Бугульма в доме своего младшего сына Микаиля.

Умерла  в 1966 г., так и не узнав подробностей смерти своего мужа  - в справке, необходимой для оформления Рабиге пенсии и пособия было сказано что Г.С. Губайдуллин умер в 1938 г. На самом же деле он, как известно, был расстрелян ещё в 1937 г. Но об этом родные узнали лишь в 1988 г...


Источники:

1) Газиз Губайдуллин Научно-биографический сборник, Казан "Рухият" нәшрияты, 2002

1) Газиз Гобђйдуллин: Фђнни-биографикќыентык = Газиз Губайдуллин: Научно-биографический сборник. – Казан: Рухият, 2002. // http://www.bf-tatneft.ru/fond/documents/books/Gubaydullin_Text_Сайт.pdf

2) https://nailtimler.com/people_page/people_04g/gubaidulina_maryam_salikhovna.html

3) С.А. Рустамова-Тогиди СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО № 12493 -ГАЗИЗ САЛИХОВИЧ ГУБАЙДУЛЛИН. В ЧЕМ ОБВИНЯЛИ УЧЕНОГО-ТЮРКОЛОГА НАРОДА / Институт востоковедения имени академика Зии Буниятова НАН Азербайджана г. Баку, Азербайджанская Республика// https://cyberleninka.ru/article/n/sledstvennoe-delo-12493-gaziz-salihovich-gubaydullin-v-chem-obvinyali-uchenogo-tyurkologa-naroda

11. Рабига Казакова. Раев. Владикавказ ПОРТР.jpg

Рабига 1.jpg

Рабига 2.jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites
29.05.2020 в 02:45, sulejm34 сказал:

Фото 12. NN мужчина. С.Карягин. г. Астрахань. 25.01.1903 г.

post-679-0-33897800-1590709488_thumb.jpg

Казаков Мухамметрахим  - старший сын Мухамметшакира Мухамметзяновича Казакова

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites

Казаков Мухамметрахим (1873-1937) - татарский предприниматель,  старший сын купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Мухамметшакира (Шакира) Мухамметзяновича Казакова (1844-1932)  и его супруги Бибигазизә (1853-1923). Брат Зулейхи(1874-1954), Абдулхамита (1877-1937), Мухаммета(1879-?) и Рабига(1893-1966). Репрессирован.     

Старшие сыновья - Мухамметрахим и Абдулхамит  еще в пору жизни в Астрахани (Казаковы переехали из Астрахани в Казань в нач. ХХ в. - прим.) приобщились к торговым делам отца. Мухамметрахима, как старшего сына, его отец Шакир отправил в Мекку для совершения паломничества. После хаджа в семье его стали называть «Хаджи абый».

Обоих сыновей Мухамметшакир Казаков женил на сестрах Юнусовых - Умугульсум и Фахрибану - дочерей коммерции советника Исхака Губейдулловича Юнусова, одного из богатейших и влиятельных купцов Казани.

Из воспоминаний племянника (сына сестры Рабиги) Казакова Мухамметрахима Сальман Газизовича Губайдуллина (1915-2004): «(...) семья Мухамметшакира в начале XX в. окончательно переехала из Астрахани в Казань. Старшие сыновья Мухамметрахим и Абдулхамит 1 января 1908 г. учредили товарищество на вере «Торговый дом братьев Казаковых и Ко» для торговли разного рода товарами с уставным капиталом около 3 000 рублей. Фирма развернула широкие операции по торговле сырьем и шерстью с годовой прибылью в 1913 г. в 11 250 рублей. Довольно активно работало представительство торгового дома в Берлине.

После революции коммерческая деятельность братьев Казаковых прекратилась. Принадлежавшие им магазины и дома были национализированы. Но в годы НЭПа старший из братьев, Мухамметрахим, возобновил свою коммерческую деятельность, открыв магазин головных уборов на Сенной площади в Казани. При магазине была мастерская по изготовлению картонных коробов для шляп.

 У Мухамметрахима Казакова и Умугульсум Юнусовой было двое дочерей: Рукия и Асия. Обеих выдали за коммерсантов, или как говорили «нэпманов». В конце 1920-х гг. НЭП ликвидировали, многих «нэпманов» тоже. Не избежали печальной участи и зятья моего дяди: обоих расстреляли. Во втором браке Асия Казакова была замужем за выдающимся татарским композитором Салихом Сайдашевым. В бытность нашего пребывания в Баку, Салих абый, приезжая туда на гастроли, обязательно гостил у нас.

Из всех детей моего деда Хаджи абый Мухамметрахим был самый близкий и дорогой нам человек. После ликвидации НЭПа, он вместе с женой Умугульсум переезжая из города в город, часто меняя работу, спасался таким образом от преследования властей. Он был в любой момент готов к аресту: всегда при себе носил саквояж с бельем, полотенцем, мылом и мочалкой и всегда интересовался: есть ли в доме второй выход. Выживал он в те трудные годы только благодаря своей энергии и исключительным способностям. Каждый наш переезд обеспечивал наш добрый дядюшка Хаджи. Он собирал нас в дорогу, провожал, встречал, обустраивал наш быт на новом месте. Мой отец Газиз Губайдуллин был очень занят на преподавательской и научной работе, так что Хаджи абый все заботы о нас брал на себя.

Когда в Поволжье в 1930-е гг. разразилась эпидемия холеры, подхватил ее и Мухамметрахим. Спасся он тем, что будучи в прошлом в Китае, запасся опиумом. Заболев холерой, Хаджи абый на неделю уединился и принимал опиум, обильно запивая горячим чаем. Через неделю он был уже здоров. И нас учил, что холеру надо лечить обильным питьем горячего чая.  После 1930-х гг. Мухамметрахима Казакова арестовали, из мест заключения он не вернулся».

Источник: https://www.disput.az/topic/140969-татарские-родословные-списки-имена-и-фамилии/page/5/

12.Мухамедрахим Казаков. Астрахань.25.01.1903 ПОРТР.jpg

МухамедРахим Казаков..jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites
29.05.2020 в 02:49, sulejm34 сказал:

Фото 15. NN мужчина. Париж. 29.12.1904 г.

post-679-0-67771600-1590709732_thumb.jpg

Акчура (Акчурин) Юсуф Хасанович - татарский издатель, писатель, журналист, историк, один из идеологов тюркского национализма.

Link to post
Share on other sites

Акчура (Акчурин) Юсуф Хасанович (1876, Симбирск - 1935, Стамбул) - историк, политик, общественный деятель. Сын крупного татарского фабриканта. После смерти отца, вместе с матерью в 1883 г. переехал в Стамбул. В 1883-1892 гг. обучался в школе, в 1892-1896 гг. - в военном училище. С 1897 г. на военной службе. Был близок к движению младотурок, и почти сразу же после начала службы был арестован и навечно сослан в тюрьму г. Триполи (Ливия). Но из тюрьмы был выпущен и работал в Триполи писарем и учителем. В 1899 г. бежал в Тунис, затем во Францию. До 1903 г. - в Париже. Изучал философию, социологию и историю в университете Сорбонна, Высшей школе политических наук. С 1904 по 1908 гг. - в Казани. Здесь написал свой самый известный труд 'Три вида политики' (на турецком языке). Принимал активное участие в политической жизни: издавал газету 'Казан мохбире' (Казанский вестник), стоял у истоков партии 'Иттифак ал-муслимин' (Союз мусульман). С 1908 г. - снова в Турции. Издавал журнал 'Тюрк юрду' (Тюркский дом), преподавал в Стамбульском университете политическую историю. В годы первой мировой войны в составе турецкой делегации неоднократно бывал в Европе: Австро-Венгрии, Германии, Швейцарии, защищал интересы военнопленных из представителей тюркских народов России. В 20-е годы помогал становлению турецкой республики: избирался депутатом меджлиса, являлся советникам Мустафы Кемаля по вопросам культуры и политики. Профессор Стамбульского университета. В 1931 г. под руководством Акчуры было создано Турецкое историческое общество, и в 1932 г. он руководил работой 1-го Турецкого исторического конгресса.

Источник:  сайта "Русское зарубежье"//  http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/akchura.html

 

Акчу́рин Юсуф Хасанович (Юсуф Акчура, тат. Yosıf Aqçura, Yosıf Xəsən uğlı Aqçurin; Йосыф Акчура, Йосыф Хәсән улы Акчурин) (29.11.1876, Симбирск — 1935, Стамбул) — татарский издатель, писатель, журналист, историк, один из идеологов тюркского национализма.

Ранние годы

Родился в Симбирске 29 ноября 1876 г. в богатой татарской семье. Из рода татарских купцов Акчуриных. После смерти отца мать увезла Юсуфа в Турцию (врачи посоветовали переменить климат). Окончил школу в Стамбуле. В 1895 поступил в военное училище Harbiye mektebi. После его окончания поступил на курсы подготовки офицеров генерального штаба. Однако курсов не окончил, так как за заговор против султана Абдулхамида II был приговорён к смертной казни, которая была заменена ему пожизненной ссылкой в пустынные районы Триполитании. Работал в ссылке писарем и учителем. В 1899 году бежал из ссылки во французский Тунис,а оттуда переехал в Париж. Там впервые выступил как сторонник турецкого национализма.

Политическая деятельность

В 1903 году вернулся в Россию, жил в Казани. Преподавал историю в казанском медресе «Мухаммадия», был редактором газеты «Казан мухбире» («Казанский вестник»), стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической партии «Иттифак аль-Муслимин». В 1904 на турецком языке написал свой самый известный труд «Три вида политики» (тур. Üç Tarzı Siyaset), напечатанный в египетском журнале «Тюрк». Работа призывала турок оставить мультиэтническую Османскую империю и обратиться к турецкому национализму и пантюркизму. Поначалу его идеи считались экстремистскими, но постепенно приобретали всё большую популярность. Входил в состав Казанского комитета партии конституционных демократов. В 1906 г. участвовал в работе 2-го съезда этой партии, был избран в ее ЦК. Сторонник взаимодействия партии «Иттифак аль-муслимин» и кадетов в Государственной думе.

После младотурецкой революции в 1908 году вернулся в Турцию. Издавал журнал Türk yurdu (Турецкий дом), преподавал в Стамбульском университете политическую историю. Статьи Акчуры появлялись в России, в татарских изданиях — в журнале «Шура» («Совет») и газете «Вакыт» («Время»).

В годы Первой мировой войны сотрудничал с Центральными державами, в ноябре 1915 г. был принят австрийским правительством[1]. В 1920-е годы помогал становлению турецкой республики: избирался депутатом меджлиса, являлся советником Мустафы Кемаля по вопросам культуры и политики, был сторонником его политики по построению светской Турции. Профессор Стамбульского университета. В 1931 под руководством Акчуры было создано Турецкое историческое общество, в 1932 он руководил работой Первого Турецкого исторического конгресса. Юсуф Акчура похоронен на кладбище Эдирнекапы (Стамбул, Турция).

Примечания: 1. ГАРФ. Ф. Р5325, Оп. 4с, Д. 482, л. 3 об.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Акчурин,_Юсуф_Хасанович

 

Юсуф Хасанович Акчура родился в 1876 году в Симбирске. После смерти отца мать увезла сына в Турцию (ей врачи посоветовали переменить климат). Начальное и среднее образование юноша получил в Стамбуле. В 1892 году Ю.Акчура стал курсантом турецкого военного училища ("Harbiye mektebi"); после успешного окончания этого училища был направлен на курсы штабных офицеров. Но проучился там недолго: за участие в заговоре, готовившем свержение правителя страны - султана Абдулхамида II, его приговорили к смертной казни, но эта мера была затем заменена пожизненной ссылкой в Триполи. Через два года (1898) ссыльный бежал из Триполи в Тунис, оттуда добрался до Парижа и стал продолжать свое образование в Сорбонском университете и Школе вольных политических наук.

В 1903 году Ю.Акчура написал свой первый труд, посвященный истории возникновения и функционирования политических институтов Османской империи. Выводы молодого ученого были категоричны: он в своем труде предсказывал неминуемый распад империи, что и случилось некоторое время спустя. Ю.Акчура в 1904 году вернулся на родину, в Россию. Преподавал историю в казанском медресе "Мухаммадия", активно участвовал в общественной жизни предреволюционной и революционной России, был редактором газеты "Казан мухбире" ("Казанский вестник"), стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической партии "Иттифаки аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Часто выступал как публицист на страницах газет и журналов. Примечательно, что в газете "Казан мухбире" своей статьей он поддержал творческие поиски молодого Гаяза Исхаки.

Основанная Юсуфом Акчурой партия в 1905 году выдвинула его кандидатом в депутаты Первой Государственной Думы. Но власти под надуманным предлогом арестовали Юсуфа Акчуру, лишив его возможности пройти в Думу. Вскоре он был освобожден, но, опасаясь новых политических преследований, решил эмигрировать в Турцию.

В октябре 1908 года Ю.Акчура приехал в Стамбул и снова включился в общественную жизнь Турции. Он, прежде всего, организовал издание журнала "Turk Yurdu" ("Турецкий Дом"), рассчитанного на весьма широкую тюркоязычную аудиторию. На страницах журнала регулярно публиковались статьи и материалы о жизни всех тюркских народов, в том числе и России. В свою очередь статьи самого Ю.Акчуры появлялись в России, в татарских изданиях - в журнале "Шура" ("Совет") и газете "Вакыт" ("Время"). В 1916 г. Ю.Акчура в Швейцарии встречался с В.И.Лениным и в ходе продолжительной беседы обсуждал с ним национальный вопрос в России. Жизнь турецкого журнала, издаваемого Ю.Акчурой, оказалась достаточно долгой: он выходил с 1911 года по 1931-й. Это было одно из влиятельных в стране изданий, формировавших и направлявших общественное мнение. Кроме того, в разных уголках страны по инициативе Юсуфа Акчуры были созданы Народные Дома, называвшиеся "Турецкими очагами" ("Turk ocaklari"), для пропаганды идей тюркизма и оказания положительного влияния на подъем национального самосознания. Позднее, при Ататюрке (Мустафе Кемале), было вынесено постановление, обязывающее правительство финансировать деятельность "Очагов". Сделано было это неслучайно: взгляды Юсуфа Акчуры шли в одном русле с концептуальными положениями, которыми руководствовался в своей политике Мустафа Кемаль. В создание светского (секулярного) государства Турции, в углубление процесса секуляризации, несомненно, свой вклад внес и наш соотечественник Юсуф Акчура. Еще в период борьбы Турции за независимость (1918-1923) Ю.Акчура примкнул к сторонникам кемалистского движения, вступил в партию Мустафы Кемаля. В 1923 году Ю.Акчура был избран депутатом Великого национального собрания (парламента) Турции. Президент страны Мустафа Кемаль Ататюрк назначил его своим советником по вопросам культуры и политики, постоянно с ним встречался. Кстати, сохранились фотографии, на которых Юсуф Акчура запечатлен вместе с первым президентом Турции. Будучи профессором Стамбульского университета, в 1931 году Ю.Акчура организовал Турецкое историческое общество и возглавил его как председатель. Через год (1932) общество провело первый турецкий исторический конгресс. Ю.Акчура был известен в Турции как поборник культурного и духовного единения тюркских народов, как инициатор и движитель идей тюркизма (не путать с пантюркизмом!). В контексте данной статьи существенно важно подчеркнуть, что именно Ю.Акчура был собирателем культурных и научных сил из числа эмигрантов. Именно благодаря ему получили приглашение в Турцию (от имени Министерства образования) и тюрколог З.Валиди, и писатель Гаяз Исхаки, и ученый-правовед С.Максуди, и другие видные деятели. Без участия и рекомендаций Юсуфа Акчуры, возможно, татаро-башкирским эмигрантам не была бы оказана честь на столь высоком правительственном уровне.

Жизни и общественной деятельности Ю.Акчуры посвящено несколько научных монографий; его имя окружено почетом. Одна из улиц древнего Стамбула - улица Юсуфа Акчуры. Сегодня, проходя по этой улице, обсаженной деревьями, "новый русский", или просто рядовой человек из России едва ли будет знать, что Юсуф Акчура - это наш соотечественник, столь уважаемый в Турции...

Его прах покоится на одном из кладбищ Стамбула (он умер в 1935 году). А в 1954-м рядом с ним положили в новую могилу Гаяза Исхаки - классика татарской литературы XX века. И опять они рядом - два великих сына татарского народа, дружившие при жизни. Имена обоих украшают татарскую культуру и историю двадцатого века.

Источник: https://web.archive.org/web/20070807182245/http://tatarica.yuldash.com/biography/article42

 

15. Акчура Юсуф. Париж 1904 портр.jpg

Акчура 1.jpg

Акчура 2.jpg

Акчура 3.jpg

Акчура 5.jpg

Акчура 6.jpg

Link to post
Share on other sites
29.05.2020 в 02:51, sulejm34 сказал:

Фото 16. NN дама. Фотоателье Фельзер. Казань. 1909 г.

post-679-0-72862300-1590709850_thumb.jpg

Казакова (Апанаева)  Зулейха  -   дочь  Мухамметшакира Мухамметзяновича Казакова

Link to post
Share on other sites

Казакова (Апанаева)  Зулейха Мухаметшакировна (Шакировна) (1874-1954) - потомственная почётная гражданка, старшая дочь купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Мухамметшакира (Шакира) Мухамметзяновича Казакова (1844-1932)  и его супруги Бибигазизә (1853-1923). Сестра Мухамметрахима (1873-1937), Абдулхамита (1877-1937),  Мухаммета(1879-?) и Рабиги(1893-1966). Жена купца 1-й гильдии Абдуллы Мухаметюсуповича Апанаева (1873 -  28.09.1937), после заключения брака начавшего вести коммерцию вместе с новыми родственниками, выступив 7 ноября 1905 года в качестве одного из учредителей Торгового товарищества на вере под фирмой «Торгово-Промышленное Товарищество Апанаевы и Казаковы».

«(...) Старшая дочь Зулейха была женой известного общественного деятеля и предпринимателя Абдуллы Мухамметюсуповича Апанаева. Это была очень умная, властная и деятельная женщина. До революции она вела большое хозяйство купеческой семьи, воспитывала трех детей, была надежной помощницей и опорой деятельному мужу. После событий 1917 г. она мужественно переносила многократные аресты мужа и старалась поддержать детей. Зулейха апа научилась готовить, шить, вязать, освоила мастерство изготовления кукол. Устроившись в артель игрушек, она получила статус «рабочей», что в те годы для дочери и жены предпринимателей было немаловажным. Возможно, этот статус спас ее и от арестов. Зулейха прожила долгую жизнь и умерла в 80-летнем возрасте в д. Козловке Чувашской республики. В деревне она жила у дочери Гайши, которой после отбытия заключения (как жены «врага народа») в Карагандинских лагерях предоставили возможность работать заведующей акушерско-гинекологическим отделением местной больницы.

Гайша Апанаева была женой Гали Рахима (известный литературовед), во втором браке была замужем за Йаджибом Халфиным (доцент Высшего педагогического института в Баку). О нем подробно написано в статье М. Магдиева «Последний из могикан» («Идел». - 1994. - № 1). О Гайше моя жена Амина написала статью «Гайшәбез» в журнале «Сөембикә» (1991. № 5).

Сын Абдуллы и Зулейхи Апанаевых, Муса, долгое время работал фотокорреспондентом казанских газет и журналов, умер в начале 1930-х гт.

Младший сын Апанаевых Якуб был исключен с 3-го курса Казанского института лесного хозяйства из-за происхождения. Не стерпев этого унижения, он в 1930-е гг. тайно бежал в Турцию, переплыв пограничную реку Чорох. Там с помощью своего дядюшки Юсуфа Акчуры (в то время советник президента Ататюрка по вопросам культуры) успешно закончил лесотехнический институт и в одно время, по слухам, был министром лесного хозяйства Турции. Подробностей его жизни я не знаю. В 1960-1970 гт. мы с Гайша апой обратились в международный «Красный Крест» с просьбой сообщить о судьбе Якуба, но получили ответ, что Турция не входит в эту международную организацию и не имеет сведений о ее гражданах».(1)

Источники:

1) Сальман Губайдуллин (доктор исторических наук, профессор) «Казаковы»  // электронный журнал «Гасырлар авазы» («Эхо веков») 2004 год. №2 // https://www.disput.az/topic/140969-татарские-родословные-списки-имена-и-фамилии/page/5/

2) Радик Салихов https://realnoevremya.ru/articles/122556-zhizn-tatarskogo-predprinimatel-abdulla-apanaev

16. Зулейха Казакова-Апанаева. Казань 1909 ПОРТР.jpg

Зулейха Казакова-Апанаева.jpg

Link to post
Share on other sites
26.11.2021 в 01:51, sulejm34 сказал:

1) Газиз Гобђйдуллин: Фђнни-биографикќыентык = Газиз Губайдуллин: Научно-биографический сборник. – Казан: Рухият, 2002. // http://www.bf-tatneft.ru/fond/documents/books/Gubaydullin_Text_Сайт.pdf

Именно в начале этой книги опубликованы фотографии членов семьи Губайдуллиных, в том числе и Рабиги. Этих фотографий нет в файле. 

Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...

Приветствую участников форума!

Мой отец - потомок Апанаевых по женской линии, у него хранится достаточно много оригинальных фотографий начала 19 века из семейного архива. К сожалению, он смог идентифицировать только свою прабабушку и прадедушку. Быть может, кто-нибудь из вас сможет установить какие-то новые факты по этим фото?

Моя прапрабабушка - Умугульсум Усманова, урождённая Апанаева

t-xidgBeZ7E.thumb.jpg.800cda69220447d63f5d4537f30c6c9d.jpg

Мой прапрадедушка - NN Усманов (имя отец не может вспомнить)

mCevIE2ra-E.thumb.jpg.ae985f07eb8eb2e5be1d946a7dd1ea53.jpg

HqdCqy-67k4.thumb.jpg.254c9e7ab61dfd2e1a253b5aad671ebd.jpg x-EPkh2PQcw.thumb.jpg.e68b97d98e8b8c7b3ef683e9c66da615.jpg Xd7hyMmPXdY.thumb.jpg.f2ed87dae6ee8679098fc5a390fc4246.jpg

Их сын (мой прадедушка) - Махмуд Усманов

Link to post
Share on other sites


Если мы правильно идентифицировали, то на фотографии семьи Апанаевых, что чаще всего фигурирует в разных статьях, они как раз изображены (мужчина сверху справа и женщина справа):

d0aab92ea9eb.thumb.jpg.3ae7605395a845f6cb1f5eb71cfc9ff3.jpg

И, возможно, юноша с книгой также есть тут уже в более взрослом возрасте:

Y3BP4tvArxA.thumb.jpg.3a36e6eb047d77651e8bb7c2d6719d3f.jpg

Умугульсум Усманова (Апанаева) судя по найденной почтовой открытке проживала в Казани, Набережная Кабан, дом Бр. Апанаевых

Правильно ли я предположил, что это двухэтажный дом-флигель усадьбы Апанаевых, выстроенный по заказу братьев Мухамет-Закира и Абдрахмана Абдул-Каримовичей Апанаевых? Ныне располагается на углу улиц Шигабутдина Марджани и Сафьян, дом 40/1. 

Единственное, по данным википедии дом был выстроен в 1912г, но открытка получена уже в 1911г.

sUsnQt5ANqI.thumb.jpg.6fbe956105a5678c3988278a6d496eaa.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...