Jump to content

Епископ Псковский и Порховский Геннадий (Туберозов)


Recommended Posts

Уважаемые коллеги, возможно у кого-то будут версии по поводу идентификации вышеозначенного православного иерарха?

 

По косвенным признакам можно предположить что он служил на территории Западной Беларуси или Украины или на др. территориях, после 1921 г. оказавшихся в составе Польши. Но это не точно.

 

Возможно, что то даст фрагмент оттиска фотомастера(?) в углу фото?

post-679-0-73274400-1602804312_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Выкадровка портрета. На фото имеется Знак отличия для состоящих в духовном сане кандидатов богословия православных Духовных Академий

post-679-0-73678400-1602804498_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

Выяснил, что фото сделано в ателье Д.Ф. Анерика в г. Пскове, вероятно, в самом начале 1920-х гг., а на фото, соответственно, епископ Псковский и Порховский Генна́дий (в миру Алекса́ндр Влади́мирович Туберо́зов; 1875 -1923).

 

 

Епи́скоп Генна́дий (в миру Алекса́ндр Влади́мирович Туберо́зов; 23 августа 1875, село Рукино, Кирилловский уезд, Новгородская губерния[ныне - Кирилловский район, Вологодская область, Россия.] — 1 июня 1923, Псков) — архиерей Православной российской церкви, Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (27 сентября 1909 — 20 марта 1914), епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии (20 марта 1914 - 2 февраля 1920), епископ Псковский и Порховский (2 февраля 1920 - 18 мая 1923).

       Родился 23 августа 1875 г. в бедной семье сельского дьячка. Окончил Кирилловское духовное училище (1889) и Новгородскую духовную семинарию (1895). В 1895 г. определён помощником миссионера в Крестецкий, Валдайский и Демянский уезды Новгородской епархии. С 23 сентября 1896 г.преподаватель Духовской церковно-приходской школы в Новгороде. 29 августа 1897 г. принял монашеский постриг с именем Геннадий. 1 сентября назначен надзирателем за учениками в Новгородскую духовную семинарию, 21 сентября 1897 г. рукоположён во иеромонаха. В 1898 г. был направлен в Бийск Алтайского округа Томской епархии, где нёс послушание преподавателя катехизаторского миссионерского училища. В 1900 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил со степенью кандидата богословия. В 1904 г. назначен преподавателем гомилетики и литургики в Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1906 г. соборный иеромонах Александро-Невской лавры. Переделал подаренный ему дом в селе Ново-Александровском под храм во имя преподобного Серафима Саровского, устроил при нём читальню и детский приют. В 1909 г. определён настоятелем Печерского Вознесенского монастыря Нижегородской епархии с возведением в сан архимандрита. 27 сентября 1909 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) с другими епископами в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Организовал при обители школу-столовую для беднейших детей. Председатель Нижегородского епархиального училищного совета при Братстве св. кн. Георгия, совета братства Святого Креста и строительного комитета по реставрации Макариевского монастыря. С 20 марта 1914 г. — епископ Нарвский, третий викарий Санкт-Петербургской епархии. Председатель Петроградского епархиального комитета по организации помощи беженцам (1915), награждён орденами святой Анны I степени (1915) и святого Владимира III (1912) и II степени (1916), председатель совета Братства приходских советов Петрограда и епархии (1917), председательствовал на его чрезвычайном собрании (1918). После избрания 24 мая 1917 г. епископа Гдовского Вениамина (Казанского) на Петроградскую кафедру стал его ближайшим помощником. Член Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918, участвовал в 3-й сессии, член XV отдела. В 1919 г. временно управлял Рижской епархией. 2 февраля 1920 г. назначен епископом Псковским и Порховским. Всю свою энергию направил на восстановление порушенных войной и оскверненных воинскими постоями храмов, укреплению православия. Арестован 8 августа 1922 г. по обвинению «контрреволюционной агитации против Советской власти, сокрытии церковных ценностей». Спустя немногим более двух недель со времени ареста после многочисленных ходатайств верующих епископ был освобождён под подписку о невыезде. Направил в адрес обновленческого Высшего церковного управления приветственную телеграмму, возглавил епархиальный комитет «Живой церкви», но активно противодействовал обновленцам, председательствовал на чрезвычайном епархиальном собрании духовенства и мирян во Пскове. После освобождения поселился в Псковском Иоанновском женском монастыре, где скончался от аппендицита 18 мая 1923 года. Погребён на монастырском кладбище, впоследствии останки перенесены в архиерейскую усыпальницу под Троицким кафедральным собором Пскова.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Геннадий_(Туберозов)

                       https://drevo-info.ru/articles/13671729.html

                   https://www.pravenc.ru/text/162098.html

ПОРТР 1.jpg

ПОРТР 2.jpg

ПОРТР 3.jpg

ПОРТР 4.jpg

ПОРТР 5.jpg

Link to post
Share on other sites

Владыка Геннадий всю жизнь посвятил служению Богу и добрым делам. Он обладал особенным даром проповедничества. Даже чекисты отмечали, что епископ Геннадий "монах до мозга и костей" и что он "пользовался огромным авторитетом и популярностью у народа". Возглавив епархию, Владыка Геннадий всю свою энергию направил на восстановление порушенных войной и оскверненных воинскими постоями церквей, укреплению православия. Во время обновленческой смуты епископ Геннадий оставался верным приверженцем св. Патриарха Тихона и проявил себя принципиальным противником "живой церкви", за что был устранен обновленцами от управления епархией 11 июля 1922г., владыка Геннадий принимал участие в религиозных торжествах, посвященных св. равноапостольной княгине Ольге в Выбутах, где, по преданию, она родилась. По окончании церковных служб Владыка обратился с проповедью к многочисленной пастве. Неожиданно несколько человек из толпы стали задавать провокационные вопросы, явно не связанные по теме с проповедью: "как княгиня Ольга отнеслась бы к нынешнему режиму?", "поощряет ли епископ гражданские браки?"... Владыка отвечал, что всякая власть — от Бога, и ей надо подчиниться, что он, признавая гражданские браки, все же предпочитает освящение их церковью... Вскоре стало ясно, что за каждым шагом Владыки следили, расспрашивали о нем прихожан, что в толпе прихожан постоянно присутствовали доносчики, которые ловили каждое слово Владыки, чтобы потом извратить сказанное им и облечь в форму обвинения. Владыка жил в небольшом домике. Своего собственного недвижимого имущества он никогда не имел. Был исключительно неприхотлив в быту, любил ходить пешком, был приветлив с людьми, немногословен.  Обвинение при аресте "контрреволюционная агитация против Советской власти, сокрытие церковных ценностей"

    В первых числах августа 1922г. Владыку вызвали в ГПУ и предъявили обвинение в контрреволюционной агитации против Советской власти, подвергнув его пристрастному допросу, касавшемуся его проповедей, смысл которых следователь намеренно пытался извратить, приписав им контрреволюционное содержание: Следователь: "Вы утверждали, что если крестьяне будут уповать на св.Ольгу и прибегать к ее помощи, то она поможет сбросить им бремя. Какое бремя вы имели в виду: бремя Советской власти?" — Владыка: "Христиане, а не крестьяне, прибегающие к молитвам св.Ольги, могут рассчитывать на то, что она поможет им преодолеть любое бремя, с которым почти каждый человек сталкивается в своей жизни." — "Утверждали ли Вы, что отделение церкви от государства есть величайшее зло, учиненное большевиками?" - "Нет, наоборот,.. видя в этом только благо для обеих структур"....- "Каковы ваши политические убеждения?" - "Я безоговорочно признаю нынешнюю власть, памятую священную заповедь: "Всякая власть - от Бога". 8 августа 1922г. был выписан ордер на арест Владыки и производство обыска. Согласно протоколу обыска, никакого личного имущества у него практически не оказалось. В тот же день епископа поместили в тюрьму. Даже чекисты и тюремщики отдавали себе отчет, с каким узником они имеют дело. Епископу разрешали свидание с несколькими посетителями, его величали и к нему обращались не иначе, как "гражданин епископ, архиерей". В остальном условия его содержания в тюрьме были такие же тяжелые, как у всех заключенных. Невзирая на резкое ухудшение его здоровья (обострение хронического аппендицита и др.), епископа терзали бесконечными допросами. Тяжело больной епископ не пал духом и в застенке так же мужественно держал себя во время душевных пыток. Во время пребывания в тюрьме ни одной жалобы от него не поступило. К обвинению в "контрреволюционной агитации" добавили новое — "сопротивление выполнению государственного Декрета об изъятии церковных ценностей". Епископ: "Неправда... Я лишь против крайностей в этом деле, когда изымаются даже чаши и ложечки для причастия... Православные каноны предусматривают случаи использования церковного имущества на благие дела. Достаточно вспомнить выкуп русских пленных или Петра I, который сбрасывал церковные колокола и переливал из них пушки... Что же касается меня лично, то я дважды сдавал в комитет "Помгола" имевшиеся у меня предметы из серебра: яичко, ложечки и другое" — "Вы почему-то сами уклоняетесь участвовать в работе комитета "Помгола"". — "Я очень занят работой в управлении Епархии, но мой представитель, священник Лазарев постоянно заседает в нем и информирует меня". — "Какая необходимость Вам была послать письма для выяснения положения с голодом в Поволжье? (6 писем епископа Геннадия губернским владыкам были перехвачены чекистами)". — "Я просил владык поточнее обрисовать обстановку, чтобы соотнести с этим наши возможности в оказании помощи населению тех губерний". — "Вам известно, что ваших два священника под черной сутаной скрывают свое офицерское прошлое?" — "Они не скрывают, что были царскими офицерами. Посвящая их в сан священников, я решил: они честно служили Родине с оружием в руках, пусть теперь послужат так же честно Богу и народу на духовной ниве".— "Почему вы скрывали от властей три сундука с церковными ценностями, которые находились в ризнице?" — "Сундуки были опечатаны, описи их содержания мне не представили, имуществом распоряжается церковный совет, а не я лично". (При вскрытии сундуков там оказались бумажные денежные знаки и банковские документы, бывшие в употреблении во время правления царя Николая II и при Временном правительстве, уже не представлявшие никакой ценности, и несколько предметов из драгоценного металла бытового назначения, которые ранее были пожертвованы церкви верующими). Власти, конечно, предполагали отрицательную реакцию населения на арест Владыки. Но то, что последовало за арестом духовника, превзошло их ожидания. Группы людей день и ночь стояли на коленях у стен тюрьмы, молились, плакали, громко взывали к невидимому им узнику: "Простите нас, Ваше преосвященство!" Это за нас, за наши грехи, за веру Христову, за то, что заступались за нас, несете Вы свой тяжкий мученический крест!" Уже на второй день после ареста епископа на амвонах появились подписные листы с ходатайствами в адрес властей об освобождении Владыки. Каждый прихожанин считал своим долгом поставить свою подпись на этих листах. В архивно-следственном деле сохранилось несколько таких ходатайств. Одно из них подписало около 350 человек. Некоторые подписи были исполнены красивым каллиграфическим почерком с явно дворянскими фамилиями, другие — с трудом и неумело были выведены простыми людьми. И что поразительно — все подписи были официально заверены органами Советской власти — а это уже документ! Не считаться с этим было нельзя. Требовалось принять срочные меры, чтобы опорочить Владыку, свести на нет заступнические за епископа ходатайства. В спешном порядке выяснили, кто явился инициатором подписных листов, кому принадлежит авторство текстов ходатайств, каким образом проистекала сама процедура сбора подписей. Вызывали на допросы тех, кто подписывал ходатайства. Вот одно из ходатайств: "Узнав об аресте епископа Геннадия, мы, верующие и прихожане православных церквей, для которых епископ Геннадий был поистине духовным отцом, решили обратиться к советским властям с заявлением с целью высказать наше недоумение и охватившую нас печаль и волнение. Епископ Геннадий — наш любимый пастырь, и в своих церковных проповедях он всегда стоял на почве высокой праведности и вероучений Христа, а в своих политических взглядах, насколько они отражались в его проповедях и наставлениях, он, как церковный деятель, был убежденным сторонником отделения Церкви от государства. Что касается его личной жизни, то мы знаем его как честного гражданина, который по своей природе не мог совершить ничего злобного и противного законам Республики. Он был чужд политической деятельности, стоя на христианской точке зрения: "Несть власть, аще не от Бога!" В отношении к ближним он служил для нас образом человека, который делился с каждым всем, что имел, живя сам скудно и в постоянных трудах. Поэтому он не мог совершить ничего предосудительного. Уголовное дело против него — плод недоразумения, просим освободить его из-под ареста и отдать верующим на поруки". Большинство подписавшихся подтверждали, что в церквах были разложены чистые листы бумаги и объявлено духовенством, что на них собираются подписи прихожан в защиту Владыки, потом был коллективно подготовлен и написан сам текст прошения, многие его читали, прежде чем подписать. Кроме того, губернским властям был вручен протокол общего собрания православного духовенства, церковных старост, письмо церковного совета и даже ходатайство группы "Живая Церковь". Спустя немногим более двух недель со времени ареста епископ был освобожден из-под стражи с подпиской о невыезде. После освобождения Владыка Геннадий приступил к своим обязанностям. Но телесные его силы были уже не те: пережитые в тюрьме потрясения не остались бесследными. Он правил службу в соборе, в городских церквах, занимался делами епархии. Выехать даже в ближайший приход без специального разрешения Владыка не имел права. В архивном деле сохранилось прошение духовенства г.Порхов губернским властям разрешить епископу приехать на празднества в Никандрову пустынь и на освящение восстановленной Благовещенской церкви в Порхове. Обвинение "контрреволюционная агитация против Советской власти, сокрытие церковных ценностей". Приговор  2 года ссылки в Туркестан.  Популярность епископа в народе от утеснений и прещений со стороны властей только возрастала. Это не входило в расчеты власть предержащих. Уголовное дело против Владыки никто не собирался прекращать. Заключительным актом его уголовного дела было решение: прежних обвинений с епископа не снимать, но суду, во избежание новых эксцессов и народного волнения не предавать, а изолировать его от местной паствы, сослав в отдаленную губернию. Исполнить это решение суда властям не удалось: Владыка закончил свой жизненный путь. Епископ Геннадий умер после пережитых в тюрьме потрясений. Бытовала версия, что большевики "зарезали" епископа во время хирургической операции аппендицита. Однако официальных подтверждений этому не найдено. Власти разрешили похороны по полному церковному чину. В похоронах участвовало почти все губернское духовенство, множество опечаленных людей шло за гробом. В архиве псковского священника о.Олега (Тэора) есть фотография похорон Владыки. Погребли Владыку Геннадия в усыпальнице в Свято-Троицком соборе, где, начиная с 1681г., хоронили псковских архиереев. Там лежат и его мощи. Имеется надпись, в которой выведено имя епископа Геннадия и даты его служения на Псковской земле — 1920–1923гг. Впоследствии его останки были перенесены в архиерейскую усыпальницу под Троицким кафедральным собором г.Пскова.

Источник: Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.ПСТГУ, ПСТБИ  Братство во Имя Всемилостивого Спаса // http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu1dOqhc8GceG*cYiCVdS0iduuW660fdOfVc8qYs000eu0Ye8mcs8uWeCQdTcGZeu-yPqJX9XJyDHtyPqJX9XJyZ8vWfeDUcCGce5slTdGiseuUeymVfelyZ8vWfbtjNKAhBGteQ4RyV8Kfc5tjNKAiBE* 

Link to post
Share on other sites
  • Freiwillige changed the title to Епископ Псковский и Порховский Геннадий (Туберозов)

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...