Jump to content

Recommended Posts

Артиллерийский офицер РИА подпоручик(?) Михаил Вильгельмович Шенберг с нагрудным знаком об окончании Константиновского артиллерийского училища и сестрой Людмилой. Фото до 12.07.1915 (?) г.

post-679-0-65390900-1605134311_thumb.jpg

post-679-0-50516700-1605134322_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Шенберг(I) Михаил Вильгельмович (22.09.1894 - ?) - кадровый офицер русской Императорской и Белой армии. На 01.1916 г. - холост.

 

Биография:

Сын статского советника. Евангелическо-лютеранского исповедания. Окончил курс общих классов в Морском корпусе. 29.09.1912 г. вступил в службу вольноопределяющимся 1-го разряда в 17-ю роту Ковенской крепостной артиллерии. 31.08.1913 г. зачислен юнкером в Константиновское артиллерийское училище (г. Санкт-Петербург), произведён по укоренному курсу, после окончания курса зачислен по легкой полевой артиллерии. 19.12.1914 г. - назначен в Витебский Передовой артиллерийский запас с 24.12.1914 г. служил в 1-й батарее запасного артдивизиона Передового артиллерийского запаса в г. Витебске. 01.03.1915 г. - направлен в распоряжение штаба 10-й армии. 04.03.1915 г. - назначен в 64-ю артиллерийскую бригаду. С 07.03.1915 г. - младший офицер 5-й батареи 64-й арт.бригады. С 21.07.1915 г. - временный заведующий хозяйством 5-й батареи (утверждён в должности 13.09.1915 г.). С 09.1915 г. в составе 64-й бригады 64-й пехотной дивизии находился в районе Сморгоньи и Крево (дивизия отступила под Сморгонь из под Вильно)(II). 06.11. - 20.11.1915 г. - в командировке в г. Минск за получением из полевого казначейства денег, причитающихся 5-й батарее за октябрь на все виды довольствия и для освидетельствования здоровья на предмет поступления на воздухоплавательные курсы. 29.11. - 11.12.1915 г. - временный командующий 5-й батареей. На 26.01.1916 г. - подпоручик 64-й арт.бригады с содержанием 984 р. в год (804 р. - жалование, 180 р. - добавочное). На 23.08.1916 г. - поручик 64-й арт.бригады. На 15.10.1916 г. - поручик 9-й отдельной штурмовой полевой батареи.

После 1917 г. - в Белом движении. На 10.1918 г. - штабс-капитан 9-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка Добровольческой армии. 17.10.1918 г. ранен под с. Маломиным (сегодня Маламино/Маломино - село в Успенском районе Краснодарского края, Россия. Административный центр Маламинского сельского поселения - прим.)

Очевидно, в начале ноября 1920 г. вместе с частями Марковской дивизии эвакуировался из Крыма. На 18.12.1920 - 31.10.1921 гг. - подполковник в составе Марковского полка в Галлиполи. После 1920 г. - в эмиграции (?).

 

Чины:

в службу вступил (29.09.1912), канонир (14.11.1912), бомбардир (25.05.1913),мл. фейерверкер (17.08.1913), ст. фейерверкер (20.08.1913), подпоручик (01.12.1914 /ст. 12.07.1914), поручик (на 23.08.-15.10.1916), штабс-капитан (на 17.10.1918), подполковник (на 18.12.1920 - 31.10.1921 гг.)

Награды:

Светло-бронзовая медаль "В память 300-летия Дома Романовых" (21.02.1913), орден Св. Анны IV ст. с надписью "За Храбрость" (12.07.1915), орден Св. Анны III ст. с мечами и бантом (01.11.1915), орден Св. Станислава ст. с мечами и бантом (02.01.1916), орден Святителя Николая Чудотворца II ст. (Приказ Главнокомандующего № 248 от 31.10.1921 (2-94) (III)

Семья:

сестра - Людмила Вильгельмовна Шенберг (Шенберг-Босняцкая) - в годы Первой мировой - сестра милосердия. На 01.01.1921–23.01.1923 гг. - студентка Петроградского государственного университета.

 

Примечания:

I. - в ряде публикаций имеются ошибочные транслитерации фамилии. Например - Шемберг - согласно данным энциклопедии «Награды и знаки белого движения» (стр. 92) или Шамберг - в базе данных С.В. Волкова «Участники Белого движения в России». Правильный вариант - Шенберг. Именно он фигурирует в документах военного ведомства Российской империи.

 

II. - Начальника штаба 64-й пех. дивизии являлся подполковник Михаил Дроздовский, в 1918-м ставший легендой Белого движения. В 256-м пехотном Елисаветградском полку дивизии воевал пулеметчиком 16-летний доброволец, ефрейтор Родион Малиновский - будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР. Непосредственно в 64-й арт.бригаде на 02.1918 г. служил 19-летний канонир из вольноопределяющихся Валентин Катаев, будущий советский писатель. Его 1-я батарея 64-й артиллерийской бригады стояла между Сморгонью и Крево.

 

III. - подход к награждению этим орденом был весьма строгим. Согласно параграфу 8 Временного положения об ордене, «Орденом Святителя Николая Чудотворца может быть награждён лишь тот, кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу». Награждение орденом производилось Кавалерской Думой и утверждалось главнокомандующим.

 

Источник: РГВИА. Ф. 409, п/с 20-094 (1916)

 

Ссылки:

1) https://www.ria1914....л_Вильгельмович

2) https://ru.wikipedia...олая_Чудотворца

3) С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016, Буква Ш, стр.25 // https://погибшие.рф/...ii-sha-she.html ; http://swolkov.org/2...ossii_24-Sh.pdf

4) Шенберг-Босняцкая Людмила Вильгельмовна// Личные дела студентов Петроградского Государственного университета // ЦГА СПб. Фонд Р-7240. Опись 5. Дело 4743, 5 стр. // https://spbarchives....a/R-7240/5/4743

5) «Послужной список подпоручика 64 артиллерийской бригады, Шенберга»

Дело №72875 // https://gwar.mil.ru/...age_id=50757892

6) Высочайшие приказы Его Императорского Величества от 15 октября 1916 г. // https://gwar.mil.ru/...age_id=50045334

7) Высочайшие приказы Его Императорского Величества от 23 августа 1916 г. //https://gwar.mil.ru/heroes/document/50000011/?page_id=50013684

8) А.Смирнов. Терновый венец Сморгони. Белорусский городок держал героическую оборону против немцев с сентября 1915 года по февраль 1918-го // https://rg.ru/2017/0...na-smorgon.html

post-679-0-03762100-1605134357_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Артиллерийский офицер РИА подпоручик(?) Михаил Вильгельмович Шенберг с нагрудным знаком об окончании Константиновского артиллерийского училища и сестрой Людмилой. Фото до 12.07.1915 (?) г.

По-моему, всё-таки прапорщик.

Edited by mikola82
Link to post
Share on other sites

По-моему, всё-таки прапорщик.

Или звезды подпоручика вышиты ближе к середине погона. Что логичнее предположить, в виду послужного списка этого офицера.

Link to post
Share on other sites

Если он, то класс, но не может ли подпись быть ошибочной?

Надпись выглядит вполне аутентично. На подделку не похоже. И сестра, опять же. Нагрудный знак.

Link to post
Share on other sites

Хотя, я посмотрел фото. Звезды часто монтировали ближе к середине погона. Тогда поздравляю!

И я смотрел. Тоже обратил на это внимание.

Link to post
Share on other sites

Спасибо, уважаемые коллеги. Фото с биографией - что приятно. :)

Врядли в надписи ошибка. Она довольно старая. Кроме того очевидны совпадения биографии и того что мы видим на фото - пушки на погонах, знак училища, имя сестры. Интересно, что архив вроде из Волковыского района Гродненской области. Но вроде его фото больше не было.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...