Jump to content

2-я военная школа летчиков им.ОСОАВИАХИМа СССР. Борисоглебск, 1927 г.


Recommended Posts

Коллеги, добрый день!

Фотография у меня уже давно, трижды делал попытки атрибуции. Выяснить по личностям удалось немного. Хотя место съёмки определил, это 2 военная школа лётчиков им. ОСОАВИАХИМА СССР. Борисоглебск, дата на обороте: 4 декабря 1927 года.

2ВШЛ БОРИСОГЛЕБСК.jpg

Link to post
Share on other sites

Оборот.  

Некоторые фамилии прочесть не удалось. Прочитал только - К. Скиба; К.Усовский; Манукян; В.Ульянов, ну и В.Пицхелаури.

2ВШЛ БОРИСОГЛЕБСК-001.jpg

Link to post
Share on other sites

Что касается фамилий курсантов на снимке, то нашёл только портрет Пецхалаури Владимира Георгиевича. И то пока колебаюсь, который из них более подходит? Прошу высказать своё мнение.

---------------------

Пицхелаури Владимир Георгиевич

Выпускник 1929 года
Пицхелаури Владимир Георгиевич родился в 1906 году на ст. Аляты Бакинской губернии, Азербайджан. 
В Красной Армии с 1926 года.
5 июля 1929 года окончил Борисоглебскую ВАШЛ  году по линии "Разведчики". По окончании оставлен инструктором.
Член ВКП(б) с 1929 года.
Участник Великой Отечественной войны.
С 6 мая 1942 года - командир 44-го запасного авиационного полка, майор.
С 1 октября 1942 года - командир 7-го запасного авиационного полка, подполковник.
13 октября 1944 года заместитель командира 73-ей вспомогательной авиационной дивизии авиации дальнего действия подполковник Пицхелаури Владимир Георгиевич пропал без вести. Через 45 минут после взлёта с аэродрома Свердловск связь с самолётом прекратилась. Самолёт и экипаж в составе 4-х человек на аэродром посадки не прибыли.
.
Жена Пицхелаури Евгения Ивановна проживала в пос. Барыши Подольского района Московской области. 
.
Сын, Ладо Владимирович Пицхелаури (родился 29.06.1932) служил инженером в ВВС, принимал участие в наборе космонавтов ЦПК ВВС (в 1962 и 1965 годах), но по итогам Мандатной комиссии от 23.10.1965 в отряд зачислен не был, оставался в резерве.

2ВШЛ БОРИСОГЛЕБСК-004.jpg

Link to post
Share on other sites

Есть ещё одна фотография для сравнения выпускника 1929 года, с характерной восточной внешностью (но опять же, совсем не уверен, что это он. Уши -?).

Ким Фёдор Дмитриевич. Родился в 1902 году в г. Владивостоке. По национальности кореец, беспартийный, образование среднее.
В 1929 г. окончил 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске, обучение по линии "Истребители".
В 1938 году - слушатель инженерного факультета военно-воздушной академии РККА. Проживал в Москве: ул. Красноармейская, д. 12, кв. 452

Арестован 28.01.1938. Приговорён ВКВС СССР 17.09.1938 по обвинению в шпионаже. Расстрелян 17.09.1938.
Место захоронения: Московская область, Коммунарка.
Реабилитирован ВКВС СССР 18.09.1958.  

 ---------------------------

Прошу так же высказать своё мнение по сравнению лиц.

2ВШЛ БОРИСОГЛЕБСК-002.jpg

Link to post
Share on other sites

Далее конечно же интересуют представители комсостава. Особенно человек в центре (К-10).

По двум другим есть предположения (изложу ниже), но друзья, которым показывал данное сравнение очень засомневались. Хотя биографии, вроде не противоречат.

Коллеги, так же прошу высказать своё мнение.

IMG_20190910_0006-001.jpg

Link to post
Share on other sites

Пономарёв Александр Николаевич.

Моторист 2-й ВШЛ, потом старший моторист, механик, старший механик 2-й ВШЛ (Во 2 ВШЛ с 1923 г.).
Генерал-полковник авиации, Лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук  
1903 - 2002 гг.
В Вооружённых Силах с 1921 по 1987 г. Окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков (1921 г.), Военно-техническую школу Красного Воздушного Флота (1923 г.), ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского (1931 г.), Французскую высшую авиационную национальную школу в Париже (1936 г.), адъюнктуру ВВИА (1948 г.). Доктор технических наук (1965 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1973 г.)
Александр Николаевич Пономарев родился 20 июля 1903 года.
Прошёл путь от курсанта авиационной школы до генерал-полковника - Заместителя Главнокомандующего ВВС по вооружению. За этот период занимал должности моториста и механика военной школы лётчиков, слушателя, адъюнкта, старшего руководителя технико-эксплуатационного цикла, старшего преподавателя кафедры технической эксплуатации инженерного факультета ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского, а затем заместителя и начальника Ленинградской ВВА.
Пономарёв А.Н. был одним из тех, кого направили на обучение во Франции по обмену в 30-е годы. Окончил высшую авиационную школу в Париже и докторантуру при Сорбонне, был переводчиком Уншлихта во время перелёта в Париж трёх советских бомбардировщиков ТБ-3, занимался подготовкой советских пилотов, направляемых в Испанию, к освоению французских самолётов.
В 1939 г. участник переговоров Ворошилова с миссией Думенка. 
В 1943 г. исполнял обязанности главного инженера 1-й воздушной армии, занимался вопросами вооружения эскадрильи "Нормандия" с момента выхода её на фронт, включения в состав 303 авиадивизии и реорганизации в авиаполк.
С 1946 г. проходил службу на руководящих должностях в ВВС: председатель авиационно-технического комитета, начальник управления опытного строительства самолётов, двигателей, вооружения и оборудования ВВС и Заместитель Главнокомандующего ВВС. 
На этих должностях А. Н. Пономарев сформировался как один из пионеров разработки и создания реактивной техники в нашей стране, способствуя всестороннему развитию авиационной науки и техники.
После войны участник всех советских выставок в Ле Бурже, сопровождал Гагарина в поездке во Францию.
А. Н. Пономарев был одним из инициаторов создания 30 ЦНИИ МО, являющегося головным институтом ВВС по проблемам развития военной авиационной техники и обоснования тактико-технических требований к перспективным образцам авиационной техники и вооружения. 
В 1971 г. в штат академии была введена должность консультанта начальника академии, на которую был назначен А. Н. Пономарев. В этой должности он прослужил до июля 1987 г. За этот период много сделал для привлечения учёных академии к военно-научному сопровождению разработки и испытаний авиатехники, оснащению академии новейшими образцами техники и вооружения. 
Уделял большое внимание истории создания и развития авиации в нашей стране. Автор книг: «Авиация на пороге в космос» (1971 г.), «Годы космической эры» (1974 г.), «Советские авиационные конструкторы» (1980 г.) и других.
Умер в октябре 2002 года.
Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, многочисленными медалями.

2019_09_10-005.jpg

Edited by FAS
Link to post
Share on other sites

Здесь маленькая несостыковка - в биографии указано, что во 2ВШЛ, он с 1928 г., а фото датировано - 04.12.1927 г.

-----------------------------------------

Скрипко Николай Семёнович.
Инструктор, командир отряда, командир АЭ в Борисоглебской ВШЛ с 1928 по 1933 год.
Маршал авиации.       Николай Семёнович Скрипко́ родился 5 декабря (по ст. стилю 22 ноября) 1902 г. в селе Больдераа Лифляндской губернии, ныне микрорайон Болдерая в черте города Рига, Латвия.
В Красной Армии с 1919 года. В гражданскую войну воевал рядовым в пехоте, затем младшим командиром в артиллерии на Дальнем Востоке, воевал против войск атамана Г. М. Семёнова, японских интервентов, войск белых правительств на Дальнем Востоке. Участвовал в штурме Спасска и в Владивостокской наступательной операции, за что награждён орденом Красного Знамени.
.
Межвоенный период
После окончания войны продолжал служить на Дальнем Востоке, был начальником службы связи и разведки гаубичного артиллерийского дивизиона. В 1923 году на военных учениях совершил вылет на самолёте в качестве наблюдателя, после чего решил перейти на службу в авиацию. В 1924 году добился такого перевода и направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. Окончил её в 1925 году и для освоения управления самолётом направлен в 1-ю военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова (так тогда называлась знаменитая Качинская авиационная школа), окончил её в 1927 году. Служил младшим лётчиком в 36-й легкобомбардировочной авиационной эскадрилье 7-й авиационной бригады в Кировограде.
С 1928 года - в Борисоглебскской 2-й авиационной школе лётчиков: инструктор, командир учебных звена, отряда и эскадрильи. С 1934 года - начальник отдела по подготовке лётчиков авиационной школы в Оренбурге, затем командир созданной на базе этого отдела учебной авиационной бригады ВВС Приволжского военного округа.
В 1938 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Ленинграде и назначен командиром 13-го легкобомбардировочного авиационного полка в Среднеазиатском военном округе, затем переформированного в 34-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. С января 1940 года был помощником командира и командиром 35-й авиационной бригады в Киевском военном округе. Летом 1940 года короткое время командовал 16-й смешанной авиационной дивизией в том же округе. С ноября 1940 года - командир 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса в составе ВВС Западного Особого военного округа, дислоцированного в Смоленске, полковник.
.
Великая Отечественная война
В Великой Отечественной войне - с первого дня. Корпус совершал боевые вылеты в поддержку войск Западного фронта, неся значительные потери из-за отсутствия истребительного сопровождения и применения устаревших типов бомбардировщиков. Однако и в этих условиях Скрипко удалось добиться значительных боевых результатов путём применения ряда новаторских боевых приёмов. Также он без согласования с высшим командованием отдел приказ об установке дополнительных бортовых пулемётов в задней нижней полусфере бомбардировщиков, а ввиду отсутствия штатных пулемётчиков - укомплектовал их офицерами и солдатами наземных и штабных подразделений. В результате резко снизились собственные потери, а также огнём из этих пулемётов было сбито за короткий срок свыше 20 истребителей противника, пытавшихся атаковать бомбардировщики со стороны незащищённых, как им казалось, секторов.
Полковник Скрипко был направлен на повышение и назначен командующим ВВС 5-й армии Юго-Западного фронта, затем заместитель командующего ВВС Юго-Западного фронта генерала Ф. А. Астахова. С марта 1942 года - заместитель командующего Авиацией дальнего действия генерала А. Е. Голованова. Занимал эту должность до декабря 1944 года, когда Авиация дальнего действия была переформирована в 18-ю воздушную армию, а сам Скрипко стал первым заместителем командующего 18-й воздушной армией.
За годы войны четырежды повышался в воинских званиях: генерал-майор авиации (9.11.1941), генерал-лейтенант авиации (21.07.1942), генерал-полковник авиации (13.03.1944), маршал авиации (19.08.1944).
.
Послевоенный период
В 1946 году 18-я воздушная армия была расформирована, маршал Скрипко назначен первым заместителем командующего Дальней авиацией. В 1950 году он окончил Высшие академические курсы при Высшей Военной академии имени К. Е. Ворошилова. С 1950 года - командующий Транспортно-десантной авиацией. В 1953 году - помощник командующего Воздушно-десантными войсками по транспортно-десантной авиации. С 1953 года - командующий Транспортно-десантной авиацией Воздушно-десантных войск.
Анализируя многочисленные проблемы в десантировании крупных воздушно-десантных соединений и возрастание роли последних в словиях современной войны, Скрипко пришёл к выводу о необходимости создания нового рода авиации и активно добивался рассмотрения поданных им соответствующих предложений. Руководство Министерства обороны СССР согласилось с его доводами, в 1955 году в СССР была создана Военно-транспортная авиация, а маршал авиации Скрипко стал её первым командующим. Возглавлял Военно-транспортную авиацию 14 лет, по существу, стал её родоначальником в современном виде. С августа 1969 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6 созыва. Автор книги "По целям ближним и дальним". Его имя носит Ил-76МД в Иваново.
.
Жил в Москве. Член ВКП(б) с 1927 года, член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1961—1966 годах. Автор мемуаров
Николай Семёнович Скрипко умер 5 декабря 1987 г. в Москве.

2019_09_10-001.jpg

Link to post
Share on other sites

По центральному персонажу (К-10) предположений пока нет.  Был вариант , но ОЧЕНЬ СИЛЬНО не уверен.

Коллеги буду признателен за помощь!

IMG_20190910_0006-003.jpg

li_petrov1923.jpg

Link to post
Share on other sites
8 минут назад, FAS сказал:

Здесь маленькая несостыковка - в биографии указано, что во 2ВШЛ, он с 1928 г., а фото датировано - 04.12.1927 г.

-----------------------------------------

Скрипко Николай Семёнович.
за что награждён орденом Красного Знамени.
 

 

А орден тогда где?

Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, tankjack сказал:

А орден тогда где?

Точно. Значит или не он, или  - ?

Женя, что по другим сравнениям скажете?

Edited by FAS
Link to post
Share on other sites

Думаю ещё один курсант найден. На мой взгляд он.

Морозов Фёдор Алексеевич.  Выпускник 1929 года.
Родился в 1904 году в семье крестьян. По национальности русский.
Член ВКП(б) с 1924 года.
В Красной Армии с 1926 года. В 1929 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
После выпуска оставлен в школе инструктором.
Участник Великой Отечественной войны. В августе 1941 года - командир 57 пикировочно-штурмового полка ВВС КБФ.
Лично участвовал в боевых вылетах на самолёте Пе-2 и Ил-2.
По состоянию на октябрь 1942 года - командир 57 бап 8-й авиабригады ВВС КБФ, подполковник.
С августа 1943 года - начальник ВМАУ имени С.А. Леваневского.
.
Награждён орденом Ленина (21.10.1942), двумя орденами Красного Знамени (26.06.1942 и 24.10.1942), орденом Красной Звезды (1933), а также медалью "За оборону Ленинграда" (30.08.1943).
.
26.4.1944 погиб вместе с другими офицерами при возвращении из Николаева на промежуточном аэродроме Ростов. Офицеры возвращались из Ростова с документами о передислокации полка в г. Николаев. Самолёт потерпел катастрофу и все погибли.
19 тел были доставлены в Безенчук и захоронены в братской могиле. Адрес захоронения: г. Ейск Краснодарского края, кладбище, сектор 3.

2ВШЛ БОРИСОГЛЕБСК-006.jpg

Link to post
Share on other sites

Кима Фёдора Дмитриевича так же нет на моей фотографии. Я ошибался в своих предположениях.

Думаю, что один из восточного вида парней - Пажин Владимир Михайлович. Выпускник 1929 года.        

Родился в 1904 году в Башкирии в Иглинском районе в селе Цветаево в латышской семье. После рабфака учился в Военно-технической школе КВФ там же. Затем годы учебы в Борисоглебской школе летчиков. В 1929 г. окончание учебы по специальности "Разведчик" и распределение в 6 отдельный авиаотряд. Погиб во время испытания самолёта.

2ВШЛ БОРИСОГЛЕБСК-007.jpg

Link to post
Share on other sites

Уважаемые коллеги, просто прошу высказать своё мнение по сравнениям лиц.

1.Пицхелаури (который?)

Ким отпадает.

2. Пономарёв?

Скрипко, скорее всего тоже отпадает.

3. Центральный персонаж - думаю, не Петров. Вопрос кто - ?

4. Морозов ? (своё мнение написал).

5.Пажин? (так же считаю, что он, но очень важно Ваше мнение).

Link to post
Share on other sites
15 часов назад, Freiwillige сказал:

Пажин В.М.: форма ушей и бровей мне кажется идентичной. Полагаю, это один и тот же человек.

Андрей, спасибо большое!:LaieA_050:

Свежий взгляд всегда необходим. А что по остальным думаешь?

Наши коллеги по непонятной причине молчат...

Link to post
Share on other sites
  • Freiwillige changed the title to 2-я военная школа летчиков им.ОСОАВИАХИМа СССР. Борисоглебск, 1927 г.
14 часов назад, Freiwillige сказал:

Морозов - 50/50, точно не скажу...

Спасибо Андрей!:Laie_99:

Вот и я сейчас уже сомневаюсь...

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...