Jump to content

Курсант 4-й военной школы авиатехников / воентехник 2-го ранга


Recommended Posts

Александр, с 1935 г. золотистый кант имели петлицы комсостава от лейтенанта и выше, потом - мл. лейтенанта, суконный - всех остальных военнослужащих. Ситуация немного изменилась только ЕМНИП в 1942 г. Забыл сразу написать, что в 1940 г. старшины кроме суконного канта получили еще и золотистый...

 

Edited by visantiec
Link to post
Share on other sites
10 минут назад, visantiec сказал:

Александр, с 1935 г. золотистый кант имели петлицы комсостава от лейтенанта и выше, потом - мл. лейтенанта, суконный - всех остальных военнослужащих. Ситуация немного изменилась только ЕМНИП в 1942 г.

Спасибо, Кирилл :LaieA_050:

Link to post
Share on other sites

Получается, что техспециалисты ВВС РККА массово нарушали приказы о ФО, для того, что бы выглядеть в глазах родни или даже будущих поколений летунами. Какой то абсурд - ведь окружающие точно знали кто есть ху.

Link to post
Share on other sites

 Никакого абсурда. В РИА, например, многие врачи носили широкие офицерские погоны, а чиновники - офицерские кокарды. 

Link to post
Share on other sites
5 минут назад, visantiec сказал:

 Никакого абсурда. В РИА, например, многие врачи носили широкие офицерские погоны, а чиновники - офицерские кокарды. 

Законный вопрос - а зачем? - положенной фурнитуры не было?

Link to post
Share on other sites
1 час назад, FAS сказал:

Коллеги , извините, но я не совсем могу понять суть вопроса. Чёрный кант на петлицах у техников, а у лётного состава золотистый ввели в 1936 году? Выходит до этого момента все носили чёрный?

Да, до 1935 г. командный, политический и инженерно-технический состав петлицами своими в основных родах войск не отличались. Нарукавники у техников в ВВС были другого образца.

Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, Филинсова сказал:

Интересно, а в 30-х годах были патрули, обращали ли они внимание на ФО., ведь так и шпиён просочиться мог.

Были. Комендатуры Московского Кремля, Москвы, Ленинграда и других городов направляли патрули, которые следили в том числе за соблюдением формы одежды. Проверяли наличие знаков различия по должности, соответствие цвета петлиц, отсутствие неуставных предметов (кавказских поясов, например).
И более того, иногда ловили какого-нибудь товарища не с теми петлицами, а разборки доходили до вершин центрального аппарата РККА. Очень интересная тема, я ею немного занимаюсь.

Edited by tankjack
Link to post
Share on other sites
57 минут назад, Филинсова сказал:

Получается, что техспециалисты ВВС РККА массово нарушали приказы о ФО, для того, что бы выглядеть в глазах родни или даже будущих поколений летунами. Какой то абсурд - ведь окружающие точно знали кто есть ху.

Я срочную службу в Спецстрое проходил. Была раньше такая Федеральная служба со своими воинскими частями в т.ч.
Так никто из дембелей домой с нарукавным знаком "Спецстрой" не уходил.
Ну вот тут, все то же самое. Желание выглядеть круче, чем ты есть, в глазах других реализовывалось вот такими убогими средствами - посредством навешивания на себя чужих знаков различия, etc. 

Link to post
Share on other sites
8 минут назад, tankjack сказал:

Я срочную службу в Спецстрое проходил. Была раньше такая Федеральная служба со своими воинскими частями в т.ч.
Так никто из дембелей домой с нарукавным знаком "Спецстрой" не уходил.
Ну вот тут, все то же самое. Желание выглядеть круче, чем ты есть, в глазах других реализовывалось вот такими убогими средствами - посредством навешивания на себя чужих знаков различия, etc. 

Я также отслужил двухгодичником в УПП Спецстроя, но тогда еще советского Минмонтажспецстроя и носить эмблемки с якорем и бульдозером у всех наших офицеров считалось нормальным. Только финансист л-нт Рублев ходил с алыми петлицами, видимо после Хрулевского училища.

Edited by Филинсова
Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Филинсова сказал:

Я также отслужил двухгодичником в УПП Спецстроя, но тогда еще советского Минмонтажспецстроя и носить эмблемки с якорем и бульдозером у всех наших офицеров считалось нормальным.

Коллега, значит))
У нас, правда, был инженерно-технический узел связи ВЭВУС, то есть мы связистские эмблемы носили. Поэтому офицерам вообще все равно было.
А солдат... Как же он вернется домой с таким нарукавником - там засмеют "стройбатом".

Link to post
Share on other sites
34 минуты назад, tankjack сказал:

Да, до 1935 г. командный, политический и инженерно-технический состав петлицами своими в основных родах войск не отличались. Нарукавники у техников в ВВС были другого образца.

Евгений, спасибо :LaieA_050:

16 минут назад, tankjack сказал:

Как же он вернется домой с таким нарукавником - там засмеют "стройбатом".

Хотя я служил в ВВС, но из рядом находившейся части стройбата, некоторые дембеля уходили домой "гусарами". На чёрных петлицах красовались даже эмблемы десантников.

Из моего же полка (не Гвардейского) некоторые уходили со знаком "Гвардия". Это явление свойственно некоторым молодым людям. Иногда и с возрастом эта бравада никуда не девается.:yes:

Link to post
Share on other sites
8 часов назад, tankjack сказал:

Если бы подобный документ существовал, мы бы наверняка увидели его на страницах "Униформы ВВС" Кирилла Цыпленкова.

Меня вот совершенно не удивляет количество секретных приказов НКО СССР о дисциплине в ВВС. На фоне всего остального ношение техниками летных эмблем - такая в сущности мелочь. Ну хочется казаться летчиком, когда сам "хвосты крутишь", это же сколько раз описано, даже в художественную литературу вошло.

Возможно ещё попадутся документы, если конечно таковые существуют.

Касательно инженерно-технического состава ВВС. Казаться лётчиками им было не нужно,т.к. большинство из них таковыми фактически и являлись. Взять к примеру экипажи тяжёлых бомбардировщиков, в которые в обязательном порядке входили бортовые техники. В частности, на ТБ-3 в экипаж входили бортовой техник с двумя своими помощниками, которые по совместительству были и бортстрелками. На ТБ-7 также бортовой техник и его помощник. Продолжать можно долго, т.к. помимо ТБ была и транспортная авиация, в экипажи которых входили бортовые техники. Их отвага и героизм была на одном уровне со всем экипажем. А уж про урон противнику, который наносил даже один бомбардировщик, и говорить не приходится.

Не исключено, что именно бортовые техники, т.е. реальные члены экипажей, как раз и выделяли себя при помощи лётной эмблемы, хотя это моё субъективное предположение. Ведь не даром в 1942 г. с лёгкой руки И.В.Сталина ИТС ВВС получили свою персональную эмблему, элементом которой были всё те же крылья.

 

Link to post
Share on other sites

На каждую неуставщину что ли документы будем ждать? Какие вообще основания считать, что конкретно это нарушение приказов чем-то отличается от всех остальных?

И не надо цепляться за слово "летчик". В приказе эмблемы полагаются не "летчикам", а командному составу, к которому военно-технический состав, очевидно, не относился. Летал он, не летал, можно обсуждать только с нарукавными знаками, причем тут петлицы, которые совершенно по другим принципам различались. 
Летчики были упомянуты исключительно в контексте психологических причин нарушения установленного порядка ношения знаков различия. 

 

Link to post
Share on other sites
6 минут назад, tankjack сказал:

На каждую неуставщину что ли документы будем ждать? Какие вообще основания считать, что конкретно это нарушение приказов чем-то отличается от всех остальных?
 

Опять же ИТС АБТВ. Почему у танкистов ношение эмблем в виде техзнака на петлицах четко выполнялось?

Даже в упомянутой Вами книге, если не большинство фото, то где-то половина точно, ИТС ВВС периода 1936-42 гг. именно с лётными эмблемами на петлицах. И их настолько много, что в описании не упоминается о не регламентированном ношении лётных эмблем.

книга.jpg

книга1.jpg

книга2.jpg

книга3.jpg

Link to post
Share on other sites
17 часов назад, RSA сказал:

Возможно ещё попадутся документы, если конечно таковые существуют.

Касательно инженерно-технического состава ВВС. Казаться лётчиками им было не нужно,т.к. большинство из них таковыми фактически и являлись. Взять к примеру экипажи тяжёлых бомбардировщиков, в которые в обязательном порядке входили бортовые техники. В частности, на ТБ-3 в экипаж входили бортовой техник с двумя своими помощниками, которые по совместительству были и бортстрелками. На ТБ-7 также бортовой техник и его помощник. Продолжать можно долго, т.к. помимо ТБ была и транспортная авиация, в экипажи которых входили бортовые техники. Их отвага и героизм была на одном уровне со всем экипажем. А уж про урон противнику, который наносил даже один бомбардировщик, и говорить не приходится.

Не исключено, что именно бортовые техники, т.е. реальные члены экипажей, как раз и выделяли себя при помощи лётной эмблемы, хотя это моё субъективное предположение. Ведь не даром в 1942 г. с лёгкой руки И.В.Сталина ИТС ВВС получили свою персональную эмблему, элементом которой были всё те же крылья.

 

Может крылышки в петлицах носили воентехники непосредственно входившие в летный экипаж, ведь еще масса воентехников оставалась на земле.

Link to post
Share on other sites

Я поговорил с Кириллом по этому вопросу, он разрешил опубликовать свое мнение. Поскольку он поднимал в процессе работы над книгой значительный массив документов по вещевому снабжению ВВС, то уверен, что никаких документов, разрешающих ношение эмблемы рода войск военными техниками, не было.

Согласен он и с причинами, они - в области психологии и желании выглядеть более "круто", ведь летчики - это тогдашняя элита не просто вооруженных сил, вообще страны. Наверно кто-то из техников оправдывал это демагогией по поводу вхождения в состав экипажей, что все равно не давало им никаких прав на петличные эмблемы комсостава.

Масштабы подтверждает, так что тут я не прав. Хотя у меня большая насмотренность фотографий, все же на авиацию я не обращал никогда внимание. А в АБТВ, как Вы верно заметили, такого не было. Я вообще ни одного случая не помню, кроме ВАММ, где техникам и так полагались танковые эмблемы.

Link to post
Share on other sites

По всей видимости, неофициальное ношение  лётных эмблем ИТС и такого же неофициального нарукавного знака борттехников, на котором такой элемент как молоток был заменён на меч, звенья одной цепи. В любом случае эти вольности имели покровительство как минимум командира эскадрильи.

Фрагменты из книги А.Б.Степанова "Нарукавные знаки вооружённых сил СССР. 1920-91".

САБ 2.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...