Jump to content

Меценат, москвовед и коллекционер Эмилий Готье-Дюфайе с супругой Эммой Густавной


Recommended Posts

Несколько фото из архива интересной московской семьи Готье-Дюфайе.  

Фото 1. Кабинет-портрет. Готье-Дюфайе Эмилий Владимирович. Фото Е. Овчаренко, г. Москва, 1890 г.

1. Эмилий Готье  Овчаренко 1890.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 1а. Оборотная сторона фото.

Позднейшая карандашная надпись на обороте фото, собственно, и позволившая идентифицировать людей на фото. Однако, в надпись ошибка Эмилий Готье приходился известному советскому историку Ю.В. Готье не двоюродным братом, а дядей - братом отца.

1. Эмилий Готье  Овчаренко 1890 об.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 2. Визит портрет. Готье-Дюфайе (в девичестве - Дюпюи) Эмма Густавовна. Фото Е. Овчаренко, г. Москва,  май 1894 г.

2. Эмма Готье Овчаренко 05.1894.jpg

2. Эмма Готье Овчаренко 05.1894 об.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 3. Кабинет-портрет. Готье-Дюфайе (в девичестве - Дюпюи) Эмма Густавовна. Фото И. Данилова, г. Москва, 1890-е гг.

4. Эмма Готье. Данилов.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 5. Визит портрет. Готье-Дюфайе (в девичестве - Дюпюи) Эмма Густавовна. Фото Е. Калинина, г. Москва, 1900-е гг.

5. Эмма Готье. Калинин.jpg

5. Эмма Готье. Калинин об.jpg

Link to post
Share on other sites

Готье́-Дюфайе́ Эми́лий Влади́мирович (31 марта 1863 (по др. сведениям - 1868), Москва — после 1922) — руссийский общественный деятель и благотворитель, член Императорского Московского Археологического Общества, москвовед и коллекционер. Член Русского фотографического общества, один из основателей комиссии «Старая Москва».

Происхождение

      Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе происходил из купеческой семьи французского происхождения. Его прадед Jean-Marie Dufayer dit Gautier (Иван Антонович Готье-Дюфайе) (род. в 1736 году), сын члена магистрата города Сен-Кантен в Пикардии, переселился в Россию в 1764 году. На основании указа императрицы Екатерины II от 1763 года, предоставлявшего льготы иностранцам, желающим переселиться в Россию чтобы помочь развитию её экономики, открыл в Москве магазины галантереи и музыкальных инструментов и был причислен к Московской первой купеческой гильдии.

      Его сын Иван Иванович Готье-Дюфайе (1772—1832) в 1799 году женился на дочери московского книготорговца Francois Courtener и перенял его книжный магазин на Кузнецком мосту, который потом сперва вёл его сын Владимир Иванович Готье-Дюфайе (1815—1887), отец Э. В. Готье-Дюфайе, а затем его приёмный сын Владимир Гаврилович Готье-Дюфайе (1843—1896). В 1895 году семья Готье продала магазин одному из своих близких сотрудников.

Биография

      Э. В. Готье-Дюфайе окончил пансион Э. Х. Репмана. Затем он активно участвовал в различных общественно-благотворительных организациях Москвы. Он увлекался изучением истории и коллекционировал предметы, связанные с историей Москвы. С 1906 года он был членом Императорского Московского Археологического общества. Он активно участвовал в жизни и работе этого общества и подарил ему немало экспонатов своей коллекции. Особенно он работал над созданием библиотеки общества. Чтобы увековечить память об уходящей, старой Москве, Готье-Дюфайе по поручению Археологического общества провел фотографические съёмки различных мест, связанных с историей города. Коллекция этих около 500 фотографий сегодня считается одним из ценнейших источников изучения дореволюционной Москвы.

     После Октябрьской революции жена Готье-Дюфайе Елена Андреевна (так в статье в Википедии, на самом деле  - Эмма Густавовна)  несколько месяцев провела под арестом. Супруги были вынуждены эмигрировать за границу, где Э. В. Готье-Дюфайе и умер[1].

                                                                                                                                                          Семья

У Э. В. Готье-Дюфайе было три брата:

- Лев Владимирович (1856—1912) продолжал купеческое дело, занимался оптовой торговлей железом, в 1895 году основал Тульскую металлургическую компанию. Руководил торговым домом «Л. В. Готье», был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, председатель Терского горнопромышленного акционерного общества. В 1898 году он для своей семьи построил особняк в Машковом переулке № 3 (архитектор Н. И. Якунин), в котором ныне находится Посольство Латвии в Москве. Он женился на русской англиканке английского происхождения Елизавете Андреевне Колли. Их дочь Елизавета Львовна (1890—1920) в 1910 году вышла замуж за Александра Александровича Рара (1885—1952), с которым она после смерти отца переняла особняк. После Октябрьской революции они оба подвергались арестам, в итоге чего Елизавета Львовна заболела и 27 июля 1920 года скончалась. Их дети Елена (1910—1955) и Лев (1913—1980) затем активно участвовали в антисоветской деятельности русской эмиграции.

- Эдуард Владимирович Готье (1859—1921) был врачом-терапевтом, профессором медицины, работал в Первой Градской больнице Москвы.

- Владимир Владимирович поступил юристом на государственную службу.

Сын Владимира Владимировича, Юрий Владимирович (1873—1943), стал знаменитым историком, был профессором Московского университета, одним из попечителей и заведующий библиотекой Румянцевского музея, а также (с 1939 года) членом Академии Наук СССР. Его внук Сергей Владимирович Готье (род. в 1947 году) стал известным хирургом.

Примечания

1. Л. Машанская. 100 фотографий Москвы. Готье-Дюфайе. ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ "ФОТОИСКУССТВО". — «Революция, голод, репрессии (жена Готье, Елена Андреевна, сидела под арестом несколько месяцев после революции) - все это заставило Готье стать эмигрантом. О последствиях этого шага для судьбы Готье судить трудно. В архиве Ю.В. Готье сохранилось единственное письмо с обратным адресом Глорияштрассе, 70. Цюрих, датированное 1922 годом.». Дата обращения: 25 февраля 2019.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Готье-Дюфайе,_Эмилий_Владимирович

 

Машанская Л. «100 фотографий Москвы Готье-Дюфайе»

     Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе родился в Москве 31 марта 1863 года. Предки Готье появились в Москве еще при Екатерине II. Основателем династии книготорговцев, державших книжные магазины в Москве, считался некий Jean Dufayet dit Gautier, владелец галантерейного и нотного магазинов. Его преемниками были владельцы книжного магазина на Кузнецком мосту Иван Антонович (1772-1832) и Владимир Иванович (умер в 1887 году). Сыном последнего и был Эмилий Владимирович Готье - один из братьев Готье, среди которых Эдуард Готье - известный врач-терапевт, Лев Владимирович-коммерсант, Владимир Владимирович - книготорговец, продолжатель дела, отец знаменитого историка Ю.В. Готье.

      Здесь надо отметить, что книжная торговля в случае с Готье была ближе к искусству, чем к торговле. Атмосфера дома Готье позволяла предположить, что из него выйдут люди, для которых история, историческое знание если не станут профессией, то будет играть важную роль в жизни.  

     Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе кроме домашнего образования, которое получали дети в таких семьях, окончил курс частной гимназии Э.Х. Репмана. Он нигде не служил, но вел активную общественную жизнь, сотрудничая в различных благотворительных обществах, где он был ответственным за финансы. Но в качестве основного дела жизни он выбрал изучение и коллекционирование всего, что касается истории Москвы. В 1906 году его увлечение получает признание профессионалов. Готье становится членом-корреспондентом, а через некоторое время действительным членом Императорского Московского Археологического общества.

     Эмилий Владимирович принимал активное участие в жизни археологического общества, неоднократно выступал в качестве щедрого дарителя экспонатов своей коллекции, принимал также активнейшее участие в работе над созданием библиотеки, которая должна была стать составной частью Музея старой Москвы.

     С начала XX века облик Москвы начал стремительно меняться. В Московском археологическом обществе было принято решение о проведении плановой съемки различных мест, связанных с историей города. Еще пара лет, и от теплого ощущения камерности, от "домиков старой Москвы" не останется и следа. Это почувствовали и фотографы, в ежемесячном издании Русского фотографического общества в Москве  ("Вестник фотографии" за 1913 год ) можно прочитать многочисленные заметки о готовящемся фотоконкурсе "Москва уходящая", в. одной из которых говорилось: "Пусть интересные зданиям сооружения останутся лишь фоном для воспроизводимых на снимках сюжетов уличной жизни! Это только возвышает историческую ценность снимков". Итоги конкурса, к сожалению, не были подведены из-за начала Первой мировой войны.

       Именно так или почти так и должна была выглядеть концепция, сформулированная автором снимков, которые представляют своеобразную летопись городской жизни 1912-1914 гг. Кропотливо, шаг за шагом им были исхожены и запечатлены многие места Москвы, как престижные и известные, так и знакомые только местным жителям странные закоулки (всего около 500 снимков) и это единственный путь к душе города - через Воздвиженку и Шереметьевский переулок к Мухиной горе и Хамовникам.

      И если привязать его к конкретному месту, то Москва, этот огромный город-мир, ждала своего часа. Чтобы выплеснуться на хрупкие стеклянные пластинки негативов всей своей разноголосицей, разномастностью, разношерстностью, всеми своими закоулками и горками, тупиками и переулками, праздниками и базарами. Свежий взгляд праздного прохожего и тонкое чутье историка и коллекционера, помноженное на хороший художественный вкус и чувство меры - вот то, что позволило Эмилию Готье запячатлеть Москву совершенно уникальной, полной звуков и запахов.

     Документы не дают нам ответа на вопрос - сам ли Эмилий Готье-Дюфайе был непосредственным автором этих изумительных снимков или он был только руководителем и вдохновителем безымянного фотографа.

     У этой истории, вернее, у истории человека по имени Эмилий Готье-Дюфайе, нет традиционного конца. Революция, голод, репрессии (жена Готье, Елена Андреевна, сидела под арестом несколько месяцев после революции) - все это заставило Готье стать эмигрантом. О последствиях этого шага для судьбы Готье судить трудно. В архиве Ю.В. Готье сохранилось единственное письмо с обратным адресом Глорияштрассе, 70. Цюрих, датированное 1922 годом. В нем вопросы об Обществе и музее Москвы занимают половину текста - в шестьдесят лет невозможно изменить смысл своей жизни.

А смыслом жизни русского француза Эмилия Готье была Москва.

Источник: http://www.photoart.ru/photopanorama/00_2_myzei_gotie.htm

 

     Об авторе фотографий старой Москвы Э.В. Готье-Дюфайе. Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе родился в Москве 31 марта 1863 года. Его предки приехали в Россию в середине XVIII века, а в начале ХIХ века дед открыл на Кузнецком Мосту книжный магазин, который к 1890-м годам (уже при отце Эмилия) стал одним из самых известных и преуспевающих заведений книжной торговли. Здесь продавались как французские, так и русские издания. Но к 1895 году продажа русских книг была прекращена из-за конкуренции со стороны магазинов отечественных издателей, в частности А.С. Суворина и И.Д. Сытина. С самого детства Эмилий Владимирович всей духовной атмосферой в семье был приобщен к историческим, культурным и художественным ценностям. Это, видимо, и определило направление его дальнейшей деятельности, так же как и обучение в частной гимназии-пансионе Э.Х. Репмана (родственника семьи Готье). Учебное заведение размещалось на Тверской улице, в казаковском доме-дворце Козицкой, стены которого еще хранили память о знаменитом музыкальном и литературном салоне Зинаиды Волконской.

       По окончании гимназии Готье работал в конторе отца, а затем брата Льва, уделяя при этом много времени участию в различных благотворительных и общественных организациях, в том числе Русского фотографического общества. Также он был членом одного из отделений благотворительного Братолюбивого общества, почетным председателем которого была великая княгиня Елизавета Федоровна. Однако основным делом жизни он избрал изучение истории Москвы, а также коллекционирование, связанное с этой историей, и достиг в этой работе значительных успехов. В начале XX века его избрали членом-корреспондентом и казначеем Императорского московского археологического общества, которое в то время возглавляла графиня П.С. Уварова. При обществе действовали несколько комиссий, в том числе «Старая Москва», заместителем председателя которой был Эмилий Владимирович. В 1910 году комиссия разработала программу фотографического документирования старой Москвы. В 1913 году был объявлен конкурс «Московская улица и ее жизнь», а вслед за ним «Ушедшая и уходящая Москва». Оба конкурса имели огромный общественный резонанс. Фотографам предлагалось выполнить снимки московских улиц, памятников старины, зафиксировать сцены городской жизни и типы городского населения. Все представленные на конкурс работы должны были положить начало созданию музея. Необходимость такой работы была вызвана тем, что в конце XIX и начале XX века пореформенная Москва, обрастая промышленностью и испытывая лавинообразный рост населения, стала быстро менять свой облик и жизненный уклад обитателей.

      Пожалуй, первым озаботился сохранением памяти об облике города Н.А. Найденов, издав в последней трети XIX века уникальные альбомы фототипий московских церквей, городских видов и значительных сооружений под девизом «На память будущему». Эмилий Владимирович, безусловно, знал об этой выдающейся работе своего предшественника и стал своего рода восприемником идеи сохранения памяти о городе уже начала XX века, участвуя в реализации решения Археологического общества о фотографической регистрации облика Москвы. С 1912 по 1915 год им была осуществлена фотосъемка различных районов города. Ее результаты, наряду с фотографиями, выполненными с конца ХIХ века, были представлены более чем полутысячей атрибутированных фотографических отпечатков, размещенных в нескольких альбомах. При этом надо отметить, что документальные свидетельства о принадлежности этих фотографий авторству Эмилия Владимировича отсутствуют. Однако, учитывая все известные сведения о его деятельности, в частности, активное членство в Русском фотографическом обществе, наличие «открытого листа и билета на право фотографирования», одинаковый размер отпечатков, можно с известной долей уверенности полагать, что именно Готье-Дюфайе является их автором. Об этом же говорят и некоторые особенности фотографий, например отсутствие признаков профессиональной ремесленной школы во многих снимках.

      Начавшаяся в августе 1914 года мировая война и последующие трагические события российской истории прервали эту работу. С сентября 1915 года фотографические съемки в Москве были запрещены. В 1916 году Готье передал в дар Румянцевскому музею собрание документов по истории Москвы: большое количество томов и отдельных листов планов и карт, гравюр, литографий и офортов, акварелей, рисунков, открыток, книг и фотоснимков. В составе этой коллекции было восемь альбомов с фотографиями улиц и переулков Москвы, значительная часть которых, относящаяся к Хамовникам, и составила основу настоящего издания. После революции жена Эмилия Владимировича Эмма, дочь текстильного фабриканта Густава Дюпуи, подверглась преследованию, как и многие другие «классово чуждые элементы». В 1918 году Готье- Дюфайе с супругой уехали вначале на Украину, а затем в Швейцарию и обосновались в Цюрихе. Об этом периоде жизни Э.В. Готье-Дюфайе сведения крайне скудны. Последнее письмо из Цюриха в Москву его племяннику, известному историку Юрию Владимировичу Готье, датировано 20 февраля 1922 года. Дата и место смерти Э.В. Готье-Дюфайе неизвестны.

Источник: Соловьева И.М. Все дороги стекаются в Путь. Терентiй Травнікъ: Жизнь и творчество, 2017 // http://docplayer.ru/28111754-Knizhnye-proekty-dmitriya-zimina.html

     

25 января - 25 февраля 2014 г. в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2) состоялась выставка «Москва Готье-Дюфайе»  - московские улицы сто лет назад. Выставка представляла собой старинное собрание фотографий улиц, переулков и площадей Москвы, снятых сто лет назад Эмилем Владимировичем Готье-Дюфайе. Рядом с каждой работой будут размещены современные снимки тех же мест, повторяющие ракурсы и перспективы старой съемки.

      В начале ХХ века Археологическое общество приняло решение о полномасштабной фотосъемке города, которая и была произведена Э.В. Готье-Дюфайе в 1912–1914 годах. Трудно восстановить критерии, по которым фотограф отбирал объекты для съемки. Пожалуй, самым правдоподобным представляется его желание отобразить и зафиксировать все, что могло открыться взгляду прохожего на московских улицах. И в этом заключается особое очарование фотографий, запечатлевших не парадные виды города, а повседневность его улиц и переулков. Эта замечательная работа была прервана в 1914 году Первой мировой войной. В собрании содержится около 500 снимков, которые являются уникальными свидетельствами истории Москвы начала XX века. Большую часть экспозиции, выстроенной по географическому принципу, составляют пары фотографий — начала ХХ века и современные. Для удобства зрителей даются фрагменты карты Москвы и сопроводительные тексты с комментариями составителей выставки. Фотографии видов города сопровождаются ростовыми фигурами москвичей разных профессий: торговцев, дворников, городовых —1900-х и 2000-х годов, а также рекламой начала прошлого века.

На плазменной панели демонстрируются фотографии Москвы конца XIX — начала ХХ века в сопоставлении с современными городскими видами.

Источник:

http://family-values.ru/kuda_poyti/vystavki/25_yanvarya_25_fevralya_moskovskie_4315.html

1. Эмилий Готье  Овчаренко 1890 КАДР.jpg

Э.В. Готье - фото.jpg

Link to post
Share on other sites

Готье-Дюфайе (в девичестве - Дюпюи) Эмма Густавовна ( ? - ?)  - дочь текстильного фабриканта Густава Константиновича Дюпюи, супруга мецената, москвоведа и коллекционера Готье́-Дюфайе́ Эми́лия Влади́мировича (1863/1868(?) - ?)

По имеющимся сведениям, после прихода к власти большевиков несколько месяцев провела в заключении. Вместе с мужем покинула Россию и выехала в эмиграцию.

                                                                                                                                                                Семья:

Отец - Густав Константинович Дюпюи (28.02.1828 – 05.08.1895) - фабрикант, владелец /управляющий ( с 1880/1881 г.) суконной фабрики в пос. Кудринка у ст. Мамонтовка на р.Уче ( сегодня - микрорайон г. Пушкино, административного центра Пушкинского городского округа Московской обл. - прим.)

      С 1873 г. вместе с Н.А. Алексеев и М.Е. Попов являлся основателем и пайщиком «Товарищества суконной мануфактуры в Пушкине».

      В 1880/1881 г.  -получил специальное разрешение «на открытие, содержание и продолжение работ» на фабрике в селе Ново-Кудрино. На 1889 г. -  в тогдашнем Никольском-Кудрине – «суконно-прядильно-отделочная фабрика Товарищества суконной мануфактуры Дюпюи и Ко, рабочих 380, управляющий Густав Константинович Дюпюи»

Возможно, не являлся единственным владельцем данного предприятия (был совладельцем ?), однако именно в период руководства фабрикой Г. К. Дюпюи она достигла своего расцвета - вырабатываемое на Кудринской фабрике сукно по своему качеству считалось одним из лучших в России. При Дюпюи были возведены и многочисленные постройки вокруг - жилые дома для рабочих, больница, аптека, богадельня, церковь, контора, а также двухэтажный деревянный дом самого хозяина - в итоге получился целый небольшой поселок, фрагменты которого сохранились до наших дней.      

      Г. К. Дюпюи управляя фабрикой, жил, вероятно, неподалёку, в усадебном доме (т.н. «Усадьба Дюпюи», простоявшая в поселке до 1990-х гг.). Держал породистых лошадей, для чего были построены кирпичные конюшни, форейторская и ипподром (ныне Кудринский стадион).

      Похоронен Густав Дюпюи на немецком Введенском кладбище в Москве; на его надгробии надпись: «Gustav Dupuis (28.02.1828 - 05.08.1895)». Неподалеку и могила пережившей его супруги: «Adele Dupuis (1844-1910)»

Мать - Аделаида (Адель) Дюпюи (1844–1910)

Запомнилась жителям Кудринки, как очень заботливая женщина - при ее личном участии разбивалось множество цветников по всему поселку, высаживались деревья, она сама частенько дежурила в небольшой поселковой больнице. Похоронена рядом с мужем на немецком Введенском кладбище в Москве.

Источники:

1) http://www.rgfond.ru/person/222188

2) http://www.rgfond.ru/person/222189

3) https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/168960/

https://mosregtoday.ru/neizvedannoe-podmoskov-e/sukonnaya-fabrika-dyupyui-v-pushkino/

4) https://pushkino.bezformata.com/listnews/iz-istorii-kudrinskoj-manufakturi/32631091/

Эмма ПОРТР 1.jpg

Эмма ПОРТР 2.jpg

Эмма ПОРТР 3.jpg

Эмма ПОРТР 4.jpg

Эмма ПОРТР 5.jpg

Link to post
Share on other sites

Как это часто бывает - человек занимался в том числе фотографией, а его собственных портретов в Сети известен лишь один... Теперь, правда, уже 2 :yes:

Link to post
Share on other sites

Из того же источника происходит и это кабинет-портрет пожилой пары, сделанное в г. Москве в 1900 г. в фотоателье В. Чеховского.

7. Пожилая пара. Чеховский 1900.jpg

Link to post
Share on other sites
  • Freiwillige changed the title to Меценат, москвовед и коллекционер Эмилий Готье-Дюфайе с супругой Эммой Густавной

Денис, прочитать ФИО к сожалению не удаётся.  Могу только выдвинуть предположения - Ш... В... Михеев(ич), Натал(ья) К...

Биография у Эмилия Владимировича - :JC_doubleup: Ну и фотографии конечно хороши...

Link to post
Share on other sites

Огромное спасибо за версии, уважаемые коллеги!  Наталья Кондратьевна действительно прочитывается чётко. :yes:

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...