Jump to content

Порошин Фёдор Яковлевич - политработник и командир(?) погранвойск ОГПУ-НКВД


Recommended Posts

Небольшая подборка фотографий из архива Ф.Я. Порошина  - политработника и командира(?) погранвойск ОГПУ-НКВД.

 

Порошин Фёдор Яковлевич (1900 - ?) - политработник и командир(?) войск ОГПУ-НКВД. Член ВКП(б). В РККА (ЧК ?) с 1919/1920 (?) г.(2,4,6)

на 1928 г. - командир (или политработник?) пограничных войск ОГПУ 6-й(?)(4 квадрата) и 7-й(?)(1 прямоугольник) должностных категорий(1). 

1920-е гг. (до и, возможно, на 14.11.1929 г.) - командир(или политработник?) пограничных войск ОГПУ на территории Дальневосточного края (ДВК)(1).

на 25.04.1934 г. - командир (политработник?) пограничных войск в составе 61-го Охотско-Колымского пограничного отряда ОГПУ СССР (бухта Нагаева) (1). 

на 03.12.1939 г. - «военнослужащий НКВД Западно-Сибирского округа» (возможно, служил в УПВ НКВД Западно-Сибирского округа или в УВС НКВД Западно-Сибирского округа, г. Новосибирск?), зарегистрирован кандидатом в депутаты (и, очевидно, позднее избран депутатом?) по избирательному округу № 421 Новосибирского городского совета депутатов трудящихся (8)

на 30.12.1941 г. - старший батальонный комиссар, начальник отделения по начсоставу Управления военного снабжения НКВД Западно-Сибирского округа (9).

21.02.1945 г.  - подполковник войск (?) НКВД (2,4,6)

На 1950(?) г. - на службе в системе МВД-МГБ (?)(3,5)

Награды: Орден Ленина (за выслугу лет, Указ Президиума ВС СССР от 21.02.1945 № 220/278*)(2,4,6), орден Красной Звезды (за выслугу лет, 1950 ?)(3,5)

* - О награждении орденом Ленина генералов, адмиралов, комиссаров госбезопасности, комиссаров милиции, офицеров и сержантов сверхсрочной службы войск и органов НКВД и милиции Указ Президиума ВС СССР от 21.02.1945 № 220/278

Источники:

1) данные фотоархива.

2) https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1560804108/

3) https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1560918466/

4) http://podvignaroda.ru/?#id=1560804108&tab=navDetailManAward

5) http://podvignaroda.ru/?#id=1560918466&tab=navDetailManAward

6) https://nkvd.memo.ru/index.php/Документ:Указ_Президиума_ВС_СССР_от_21.02.1945_№_220/278_—_часть_3_из_4

7) https://nkvd.memo.ru/index.php/Порошин,_Федор_Яковлевич

8) Советская Сибирь (орган обкома и горкома ВКП(б) и Новосибирского облисполкома), № 278(6046), 3 декабря 1939 г. -  http://elib.ngonb.ru/jspui/bitstream/NGONB/4903/2/278.pdf.

9) Рапорта капитана А.Т. Дергачева от 30.12.1941 г. // http://voenspez.ru/index.php?topic=193.80 http://www.pogranec.ru/showthread.php?t=18479&page=8 // http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=582.100

2. Группа пограничников ВЧК-ОГПУ 1917-28 ПОР.jpg

3. Группа пограничников 1928 ПОР.jpg

1. Порошин и бойцы 1928 г.ПОРОШИН.jpg

8. Комсостав погранвойск НКВД К8.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 1. Группа пограничников и людей в штатском - снимок по случаю очередной годовщины создания ВЧК ?  Сидит 4-й слева во 2-м ряду (с ребёнком) Порошин Фёдор Яковлевич (1900 - ?) - политработник или командир(?) пограничных войск ОГПУ со знаками различия 6-й (?)(4 квадрата) должностной категории, Дальневосточный край(?), 1928 г.

2. Группа пограничников ВЧК-ОГПУ 1917-28.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 2. Фото 1. Группа пограничников и людей в штатском - снимок по случаю очередной годовщины создания ВЧК ?  Сидит 5-й слева во 2-м ряду Порошин Фёдор Яковлевич (1900 - ?) - политработник или командир(?) пограничных войск ОГПУ с пустыми(?) петлицами. Дальневосточный край(?), 1928 г.

3. Группа пограничников 1928.jpg

Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Фото 2а. Занятное расположение прямоугольника на петлице пограничного командира. :smile:

3. Группа пограничников 1928 Ком 1.jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Фото 3. Группа пограничников. Сидит 2-й справа -   Порошин Фёдор Яковлевич (1900 - ?) - политработник или командир(?) пограничных войск ОГПУ со знаками различия 7-й (?)(1 прямоугольник) должностной категории, Дальневосточный край(?), 1928 г.

 

1. Порошин и бойцы 1928 г..jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Фото 3а. Выкадровка. Красноармеец-пограничник c юбилейным жетоном к 10-летней годовщине ВЧК-ОГПУ (1927 г.)

1. Порошин и бойцы 1928 г. со знаком.jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Фото 4. NN командир пограничных войск ОГПУ - друг и сослуживец Порошина Фёдора Яковлевича. г. Благовещенск, ДВК, 14.11.1929 г.

4. Товарищ Порошина. Благовещенск.1929.jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites

Фото 4а. Надпись на обороте: « Другу-товарищу Порошину и его жене в знак продолжительной совместной службы на ДВК. Дарю на память. Вон...(?). Благ-ск  14.XI.1929 г.»

4. Товарищ Порошина. Благовещенск.1929 об.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 5. Группа пограничников-лыжников 61-го Охотско-Колымского пограничного отряда ОГПУ перед отправкой в 22-х дневный поход по Колыме (из пос. Нагаево  в  приисковые районы Колымы - прим.). Напутственную речь перед строем произносить Порошин Фёдор Яковлевич (1900 - ?) (стоит спиной к объективу). бухта Нагаева, 25.04.1934 г.

 

7. Лыжный поход 1934.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 5а. Надпись на обороте: «Митинг, посвященный переходу команды лыжников Колыма-Нагаево в 22 дня 1400 км. Речь говорит Порошин Ф.Я.  25/IV-34 г.  Нагаево»

7. Лыжный поход 1934 об.jpg

Link to post
Share on other sites

Для справки: Охотско-Колымский (Нагаевский)  пограничный отряд на период с 1932 по 1947 г.

Сформирован в сентябре 1932 г. на основе Отдельного Среднеканского дивизиона внутренних войск ОГПУ и отдельного Охотского Морского контрольно-пропускного пункта в городе Охотске как 61-й Охотско-Колымский пограничный отряд ОГПУ СССР с местом дислокации в бухте Нагаева (посёлок Нагаево, пос. Магадан). Приказом НКВД СССР № 00195 от 20 июля 1935 г. Охотско-Колымский пограничный отряд НКВД СССР был переформирован в 61-й Нагаевский морской пограничный отряд Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО) НКВД ДВК. 61-й НМПО расформирован 14 августа 1947 г

Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Про данный лыжный поход из Нагаево на Колыму (кроме того что он был в приисковые районы) я ничего не обнаружил. Но по лыжным походам Охотско-Колымско ПО (в частности по самому грандиозному из них - из Нагаево в Хабаровск)  есть следующая познавательная информация:

Довоенным успешным длительным лыжным переходам в сложных зимних условиях Севера предшествовали лыжные походы пограничников  1933 года по маршрутам: Элекчан – в Ямск (по трассе), в 1934 году из Нагаево  в  приисковые районы Колымы (см фото из архива), в том же году из Нагаево по морскому берегу в Гижигу и нагаевские лыжники тогда же обследовали совершенно неизученный район реки Омолон с ее притоками.

7 ноября 1934 г. - 22 февраля 1935 г  состоялся переход  в 4 000 км 12 бойцов-лыжников Охотско-Колымского погранотряда по маршруту Нагаево — Хабаровск .

Сквозь тайгу и бураны

        Инициатором лыжного перехода бухта Нагаева – Хабаровск, который совершили пограничники Охотско-Колымского отряда зимой 1934 -1935 годов, стал командир части Виктор Оттович Банга. Он ставил перед подчиненными задачу не просто преодолеть четыре тысячи километров, но и способствовать изучению тыловых районов, прилегающих к побережью Охотского моря.

         Виктор Оттович Банга пользовался большим авторитетом в отряде. За мужество и героизм, проявленные в годы гражданской войны, он был награжден орденом Красного Знамени. В 1921 году он переходит на службу в органы ВЧК-ОГПУ, в 1924 году заканчивает высшую пограничную школу, после чего назначается начальником Даурского пограничного отряда, В течение семи лет он работает в управлении пограничной охраны ДВК. После создания Охотско-Колымского отряда назначается его начальником. Банга зарекомендовал себя прекрасным организатором службы и боевой подготовки. К сожалению, его ждала трагическая судьба. Полковник Банга, к тому времени заместитель начальника Управления пограничной и внутренней охраны НКВД Казахстана, будет арестован 12 апреля 1938 года, а спустя четыре с половиной месяца расстрелян. Реабилитируют его только в 1958 году.

        В.О. Бангу на посту начальника пограничного отряда сменил П.Ф. Орлов. 7 ноября 1934 года. В этот день двенадцать пограничников должны были уйти в туманные и морозные дали к берегам Амура. Они долго тренировались, каждый раз выбирая все более длинные и трудные маршруты. Накануне перехода его участникам объяснили задачу: пройти на лыжах более четырех тысяч километров там, где никогда не ступала нога человека, и найти кратчайший путь от Нагаево до Хабаровска. Командование сказало: «Надеемся!» Но уверенности, что бойцы выполнят задачу, было мало.

      …Праздник, приуроченный к старту перехода, удался на славу. Был и ружейный салют, и прозвучала команда: «Особый отряд, стройся!» гонки на оленях… Но вот Двенадцать пограничников встали в ряд. За плечами – винтовки, у плеча – лыжи. Возглавил переход Михаил Пастернак.

      Снега в тот год в колымской тундре выпали обильные. Снег блестел и искрился так, что резало глаза. Сразу пришлось надеть дымчатые защитные очки. Звенящую тишину нарушал лишь скрип лыж да повизгивание собак, тащивших нарты с палатками и провизией. Груза около тонны. В отряде знали, что идти придется по безлюдным местам, и не поскупились на провиант.

      Ничто не предвещало опасности – светило солнце, псы бежали резво. На третий день ожил дремавший ветерок.

– Будет пурга, надо переждать, – сказал каюр Останов. Он вырос в этих местах и умел определять погоду каким-то своим чутьем, без барометра.

– Ждать некогда, – перебил его Михаил Пастернак. – Надо спешить.

Через полдня уже завыл буран. На плечн давила тяжесть налипшего снега. Пастернак вслух считал шаги. Тысяча. Еще тысяча. Плюс две тысячи и – привал. Пали две собаки, через час не стало еще двух. Одну нарту пришлось бросить. К остальным припряглись бойцы: собаки отказывались идти вперед. Перебираясь через выстроенные бураном снежные города, бойцы по пояс проваливались в ледяную снежную купель. Наконец Михаил почувствовал, как его самого сжимают тиски усталости, и передал по цепочке: – Привал!

      Три дня бушевала непогода… На четвертый – яркое солнце осветило поле битвы ветра со снегом. Тонкий наст не держал лыжников. Шагнешь – очутишься по пояс в снегу. Застревающие нарты приходилось выносить по пояс в снегу.

Поселок Нагаево (нынешний Магадан) остался далеко позади. Впереди показались первые строения Охотска. До него участники перехода встретили всего лишь четыре небольших селения, но их миновали – нужно было спешить…

      В Охотскс подвели итоги почти тысячекилометрового броска. От собачьих упряжек осталось несколько измученных псов. Туг же решили сменить собак на оленей. С ними менее хлопотно – юколу не тащить, а ягель они сами найдут. Михаил дал команду трогаться в путь, а сам умчался в близлежащее кочевье эвенков, чтобы купить оленей и нарты.

      На поиск эвенков ушло пять дней, а потом на оленях столько же командир догонял свой отряд.

      Встретились пограничники в поселке Нудьма. Пастернак сделал в походном дневнике очередную лаконичную запись: «Политико-моральное состояние бойцов я нашел превосходным. Это видно хотя бы по аккуратно прибранной палатке, по внешнему виду моих подчиненных. Никто никогда и ни на что не жаловался. Политстроевские занятия проводились регулярно…»

     От Нудьмы лежал прямой путь на Хабаровск. Если раньше мешали глубокие снега, то теперь к ним присоединилась непроходимая таежная чащоба. Целый месяц пограничники пробивались до реки Кет, не встретив на пути ни одного человека. Документы скудны на эмоции. Они не поведают о том, что пограничник сибиряк Федор Давыдов восемь раз обмораживался, но продолжал идти, скрывая это от командира. Что в один из самых трудных переходов по гористой местности Павел Пьянов выбился из сил и упал. Вернуть ему бодрость помог последний оставшийся во фляге глоток спирта. Записи не расскажут, с каким восторгом встретили пограничники первых людей после месячного перехода от Охотска. Это были эвенки, кочевавшие вдоль реки Кет. В одном из четырех чумов пограничники обогрелись, поели свежей рыбы. Хозяева дотошно расспрашивали бойцов обо всем. Новости в тайгу тогда поступали скупо.

        Спустя несколько лет эвенки Лантарь и Савельев писали в газету «Тихоокеанская звезда»: «Мы жили долго, но впервые видели таких людей. Они далеко позади себя оставляют оленей, С такими, как они, пограничниками, мы не боимся за колхозные стада. Они также сумеют защитить и нас».

      Новый, 1935 год, пограничники встречали на Алдоме-реке. Пастернак поздравил всех, выдал по два глотка спирта сверх нормы. А утром снова двинулись в путь.

По берегам Алдомы стояла непроходимая тайга. Пробовали двигаться через бурелом, пробивая дорогу топором, через два километра выбились из сил. Решили идти по гладкому, как стекло, льду реки. Олени падали. Разбивая в кровь коленные суставы, тогда им на помощь пришли люди. С двух сторон они подпирали плечами каждое животное и таким образом прошли 120 километров.

       17 января прибыли в поселок Аян, решили сделать короткий привал. Времени оставалось в обрез. Ведь Михаил Пастернак обещал командованию прибыть в Хабаровск к 23 февраля, к празднованию Дня Красной Армии. Пятьсот километров до Чумикана прошли за семь дней. Такой гонки не знали даже финские лыжники, считавшиеся сильнейшими в мире. До Хабаровска оставалось меньше 1000 километров.

      2 февраля 1935 года возле села Катормы пограничники ступили на лёд Амура.

Как ни быстро шел отряд, а молва о нем неслась еще быстрее. В Комсомольске-на-Амуре пограничникам устроили пышную встречу. Бойцам показали уже построенные кварталы и места, где пролягут будущие улицы.

       Хабаровск встречал посланцев далекого севера слишком тепло. На улице Карла Маркса блестели лужи. Встречать двенадцать человек в полинялых фуфайках с лыжами в руках и винтовками за плечами вышел весь штаб внутренних войск НКВД и погранохраны во главе с полномочным представителем НКВД по Дальневосточному краю Т.Ф. Дерибасом. Михаил Пастернак доложил ему дежурному офицеру, что путь от Нагаево до Хабаровска проделан точно в срок, к финишу прибыли все.

        На следующий день отважных путешественников поздравлял маршал Василий Константинович Блюхер. Участников перехода он наградил почетными грамотами. В одной из них, выданной пограничнику Федору Давыдову, говорилось: «Выдана пограничнику-динамовцу Давыдову в том, что он является участником перехода Нагаево-Хабаровск, расстоянием 4000 км, совершенного в срок с седьмого ноября 1934 года по 22 февраля 1935 года. Переход совершен по неизведанной ранее местности в условиях тундры, непроходимой тайги, отсутствия жилья и каких бы то ни было дорог».

Осенью 1935 года пограничники отряда были готовы совершить беспримерный лыжный переход от берегов Охотского моря, но его пришлось отложить. Изменилась обстановка на Дальнем Востоке из-за обострения отношений с Японией.

        За руководство переходом Михаил Пастернак был награжден народным комиссаром внутренних дел личным боевым оружием, а участники перехода командованием Главным управлением пограничной и внутренней охраны – ценными подарками.

Михаил Фадеевич был направлен в институт физкультуры на военный факультет в Ленинград. Сбылась его давняя мечта.

        По окончании института в 1937 году старший лейтенант Пастернак вернулся на Дальний Восток в штаб войск пограничного округа. В марте 1939 года его назначают инспектором физической подготовки округа. Вскоре он получает перевод на должность начальника физической подготовки Прибалтийского пограничного округа.

Война застала его в Прибалтике. Для помощи частям Красной Армии, оборонявшим Таллинн, был сформирован 1-й эстонский полк. Его командиром был назначен Михаил Пастернак. К тому времени он уже не раз отличился в боях с диверсионными отрядами «Эрна», заброшенными гитлеровцами в Эстонию, возглавлял истребительный батальон уезда Вильянди, одни из тех, что создавались по всей Эстонии для борьбы с фашистскими диверсантами и местными националистами.

        За короткий срок капитану Пастернаку удалось превратить свой батальон в грозную силу, способную решать сложнейшие задачи. Особенно отличился капитан Пастернак в боях с захватчиками 12 и 13 июля под городом Пыльтсамаа. Михаил Фадеевич сумел в кратчайший срок оценить ситуацию и разработать операцию по изгнанию фашистов из города. Не выдержав внезапной атаки, гитлеровцы отступили из города. Пять километров бойцы истребительного батальона гнали хорошо вооруженного и оснащенного боевой техникой противника. В конце июля Михаила Фадеевича назначают начальником оперативной группы пограничных войск Прибалтийского фронта.

         А 26 августа 1941 года Михаил Пастернак был награжден орденом Ленина. Вот что он писал в тс дни родным: «У меня нет слов, чтобы описать чувство ненависти и злобы к врагам… Я сам лично видел варварство этих полчищ. Я сам лично в течение месяца воевал с этими мерзавцами, и я сделал все, чтобы доказать, «но я советский патриот, что я командир-пограничник. Как видно, моя работа врагу не нравится. Он даже обещал премию за мою голову. Я доволен. Я им таки насолил хорошо! Я сейчас всецело стараюсь оправдать доверие, оказанное мне. Мой сын должен знать, что его отец не на словах, а на деле защищает свою Родину».

       И вот враг у стен Таллинна. М.Ф. Пастернак – командир 1 -го эстонского стрелкового полка. Рубеж обороны: Перила-Кивилоо-Пенинги.

Советские воины не успели занять позиции, как гитлеровцы атаковали их с фланга. Атака была отбита, тогда на бойцов посыпались бомбы. Налет авиации сменился артобстрелом, в тыл полка фашисты забросили парашютистов. Полк держался…

В критический момент Пастернак и комиссар полка Федор Окк подняли воинов в контратаку. Враг попятился. Еще сутки полк сдерживал натиск гитлеровцев. Но силы были слишком неравны, и полк, почти окруженный, пошел на прорыв.

     Погиб Федор Окк. У хутора Лоопери был убит командир полка капитан М.Ф.  Пастернак.

        Служба пограничников Охотско-Колымского отряда продолжалась. Им по-прежнему приходилось сталкиваться с антисоветскими организациями, создание которых инспирировалось иностранными разведками. Особенно активно японцы, продолжавшие работать на концессионных участках Охотского побережья, пытались разыгрывать национальную карту, оказывая влияние на аборигенное население, вербуя среди них свою агентуру. С такой организацией пограничникам пришлось столкнуться в Наяхане.

В тридцатые годы одной из самых важных задач Охотско-Колымского отряда являлась борьба с контрабандой золота, других драгоценных металлов и пушнины. В апреле 1933 года у жителя поселка Гадля, крупного торговца, изъято 8 килограммов золота. В июле того же года у четырех контрабандистов, скрывавшихся у реки Магаданки, пограничники изымают 3 килограмма золота и 120 тысяч банковских билетов СССР. Все это было приготовлено к отправке за границу.

         5 килограммов золота злоумышленник попытался похитить с прииска «Среднекан», с таким же количеством драгметалла был пойман некий гражданин Тюрин.

Пограничники только в 1933 году задержали более двух десятков контрабандистов. У каждого изъяли от двух до четырех килограммов золота.

Руководство Народного комиссариата внутренних дел СССР высоко оценило самоотверженную службу личного состава Охотско-Колымского погранотряда. «За заслуги в деле охраны границ Советского Дальнего Севера, высокую революционную бдительность и беспощадную борьбу с классовым врагом, за достижения в боевой и политической подготовке» приказом НКВД СССР №356 от 29 августа 1936 года награждены знаком «Почетный работник ВЧК-ОГПУ-НКВД» капитан Николай Клепиков – начальник морского контрольно-пропускного пункта, капитан Федор Просёкин – начальник 1 -го отделения штаба отряда. Старший лейтенант Павел Висюлин – старший помощник 2-го отделения тем же приказом награжден боевым оружием.

Активно в предвоенные годы совершенствовалась профессиональная подготовка бойцов и командиров отряда. В 1937-1941 г.г. выросло количество пограничников, отлично подготовленных как в военных, так и в политических вопросах. Заметно повысилось качество службы. Укрепилась дисциплина в подразделениях.

Источник: Из книги Людмила Шитова, Алексей Мясников «Граница закаленная ветрами» //

http://www.kolymastory.ru/glavnaya/istoriya-magadanskogo-pogranotryada/skvoz-tajgu-i-burany/

 

     Переход с участием 12 бойцов-лыжников по маршруту Нагаево — Хабаровск стартовал 7 ноября 1934 года. Преодолев 4 000 км, воины-пограничники Охотско-Колымского погранотряда ОКДВА показали отличную физическую подготовку Газета «Тихоокеанская звезда» за 23 февраля 1935 года писала об этом событии: «Они вышли из Нагаево 7 ноября и на другой же день попали в пургу... шли, делая по 25 км в день, тянув за собой две упряжки волкоподобных камчатских псов, которые любят в пургу ложиться калачиком спиной к ветру и спокойно спать под снегом. Они шли где можно, мрачным берегом Охотского моря, трижды пересекая горы Станового хребта, неделями не встречая ни души. Их обжигал 58-градусный мороз, но они, будто бы выполняя боевой приказ, посылали о себе лишь короткие весточки... В Хабаровск герои прибыли 22 февраля 1935 года, потратив на поход 66 ходовых дня, в среднем проходя 60 км за сутки... Имена участников замечательного похода: Пастернак М. Ф., командир отделения Киселев Г. В., постоянный каюр Остапов М. Т., бойцы: Семенов В. А., Косвенцов А. С., Пресняков К. З., Плужников М. И., Пьянов П. М., Глазков Р. А., Пононов П. И., Давыдов Ф. В., Потапов Т. М.».

     Командир Михаил Пастернак в беседе с журналистами сообщил: «Лыжи у нас на Севере — любимый спорт и первая принадлежность пограничника после винтовки. А народ — весь молодой, крепкий и выносливый, достойный пограничной службы. У редкого бойца нет значка ГТО, многие уже и на вторую ступень сдали. А наш переход — конечно не пустяк. Но у нас на такое дело все готовы».

     Выносливости этих бойцов удивлялись даже опытные охотники. Колхозник-эвенк, кочующий по реке Лантарь, написал в газету «Тихоокеанская звезда»: «Я, эвенк Савельев, жил долго. Первый раз вижу таких людей. Они далеко оставляют позади оленей, целый день идущих. С такими пограничниками я не боюсь за колхозные стада. Эти люди сумеют защитить себя и нас — эвенков реки Лантарь».

В отчетной телеграмме в Москву наркому внутренних дел СССР Ягоде начальник УНКВД на Дальнем Востоке и Особого отдела ОКДВА Терентий Дмитриевич Дерибас рапортовал: «Лыжники прошли полтора месяца, не давая о себе знать, по совершенно неизведанному маршруту, при отсутствии жилищ на расстоянии сотен километров, часто непроходимой тайгой, в сильные бураны и морозы, при полном отсутствии не только дорог, но и тропинок. К финишу пришли абсолютно здоровыми. В условиях тайги двигались со скоростью 50,5 км в сутки, а в условиях более легких — 85 км в сутки. Всего находились в пути свыше 3 месяцев, имея за это время всего лишь 7 дневок».

В своем отчетном докладе начальник лыжного перехода командир лыжников Михаил Пастернак обобщил опыт лыжного перехода: «План перехода предусматривал проведение политико-воспитательной работы среди местного населения, было проведено 25 политбесед во всех населенных пунктах по маршруту, ежедневно разбирался пройденный маршрут и доводился до каждого бойца маршрут следующих суток». Несмотря на трудности, участники лыжного перехода, показав хорошее владение техникой лыжного спорта, оказали практическую помощь населению в налаживании на местах оборонной работы...».

      Опыт перехода позволил командиру Пастернаку сделать следующие выводы: «...в длительный переход брать свой „транспорт“ не следует. Нанимая „транспорт“ от населенного пункта до населенного пункта команда получает возможность пользоваться все время свежей, не уставшей тягловой силой. Собачий „транспорт“ выгоднее оленьего, т. к. передвижение возможно в любых направлениях, независимо от рельефа местности и с большей суточной скоростью. В тайге возможно размещение на ночлег в обычной палатке, стенки которой завалить снегом и ветками снаружи, печку ставить в середине, при температуре в 50 градусов, температура палатки будет не ниже 18 градусов. При такой температуре можно в палатке просушить одежду, спать рекомендуется в спальных оленьих мешках, длина которых должна на 15–20 см превышать рост человека. Необходимый хозинвентарь — ведра, топоры, пилы, котелки, ложки и кружки, вещмешки — на каждого. Ассортимент продуктов: мясные и молочные консервы, сливочное масло, сахар, пельмени, мороженый хлеб, рис, макароны или лапша, соль. Лыжи военного образца, находящиеся на вооружении в воинских частях, пригодны для передвижения в условиях тайги и пересеченной местности. Хватает лыж на 500 км, после чего их надо заменить. Лыжное крепление пригодно мягкое, из свиной кожи. Палки непременно бамбуковые, как наиболее прочные. Лыж необходимо иметь две пары — обычные и местного типа — широкие, обшитые камусом (шкура ног оленя), они позволяют с наименьшей затратой энергии прокладывать лыжню и преодолевать возвышенности. В составе команды необходим радист с легкой рацией с радиусом действия до 100 км и „питанием“ для нее, не боящимся мороза».

          Всех лыжников наградили часами с надписью: «Участнику лыжного перехода Нагаево — Хабаровск от Дальневосточного краевого совета спортобщества «Динамо» и грамотами. Отчетные материалы направили в Центральный совет «Динамо» и ГУПВО НКВД СССР.

          Переход получил продолжение в виде товарищеского письма от членов спортивного общества «Динамо» Северо-Восточных исправительных лагерей НКВД наркому внутренних дел Г. Г. Ягоде, наркому обороны К. Е. Ворошилову, в совет физкультуры при ЦИК СССР и редакцию журнала «Физкультура и спорт» с обязательством «начать пеше-лыжный переход протяженностью 13.500 км с преодолением горных хребтов, перевалов, сопок и тайги по маршруту бухта Нагаево — Балаганное — Охотск — Якутск — Томмот — Нижнеудинск — Новосибирск — Свердловск — Казань — Москва. Участок Нагаево — Томмот». Спортсмены намеревались пройти пешим строем в 55–60 дней, чтобы выход — старт на Москву взять не позднее 1 августа 1935 года. Команда участников состояла из лыжников, которые перекрыли уже расстояния в 2 000 км. Всего предполагалось включить в команду шесть человек в возрасте от 23 до 35 лет. Это товарищеское письмо отправлено напрямую в центр по «причине малой развернутости работы по физкультуре на Колыме» (будущие участники сомневались в получении разрешения на пробег и подали заявку минуя руководство). Команда подписала: «...мы всегда готовы оторваться от социалистического строительства и доказать международным акулам капитала наше бесстрашие в выполнении любого трудного задания по обороне колыбели мирового октября — Союза ССР, пусть они смотрят, как мы готовы к труду и обороне». Как сообщал в телеграмме в Нагаево председатель дальневосточного краевого совета «Динамо» Т. Д. Дерибас: «...инициатива организации принадлежала группе командиров и стрелков ВОХР Севвостлага, поставивших этот вопрос в письме на имя наркома внутренних дел Ягоды и Всесоюзного комитета физкультуры СССР напрямую». Председатель Всесоюзного комитета физкультуры (ВСФК) СССР Василий Николаевич Манцев подписал постановление о разрешении перехода, однако указал, что «ответственность за материальную обеспеченность этого перехода возложить на ЦС «Динамо», то есть обеспечить себя своими средствами. Газета «Красный спорт» в августе 1935 года сообщала о решении спортивного общества «Динамо» провести первый в мире переход шести динамовцев из бухты Нагаево, с берега Охотского моря в Москву с расстоянием в 15 000 км президиума всесоюзного физкультурного комитета. В команду по переходу Нагаево — Москва обратился также с просьбой корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» Анатолий Белоглазов, подготовивший репортаж о первом лыжном переходе Нагаево — Хабаровск 1934 года. Он просил взять его, чтобы описать весь пройденный маршрут и отправлять репортажи с места событий. Подготовительные работы провели, даже Т. Д. Дерибас телеграфировал в Центральный совет «Динамо» в Москве о подготовке перехода Нагаево — Москва. И хотя этот переход не состоялся из-за больших затрат (на его осуществление требовалось 100 000 рублей), остановить поступательное спортивное движение было уже невозможно: маховик переходов, пробегов и эстафетных соревнований был запущен. 

Источник: http://www.slovoart.ru/node/2103

Переход из Нагаево в Хабаровск 12 магаданских лыжников–пограничников .jpg

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites

Фото 6. Группа пограничников и самолёт Р-5/П-5 «CCCP-Л1090» одного из участников спасения челюскинцев будущего 6-го Героя Советского Союза М.В. Водопьянова на аэродроме в бухте Нагаева. пос. Нагаево-Магадан, 22-26 или 27 (?) марта 1934 г.

Надпись на обороте: «... на спасение Челюскинцев 1934 г. бухта Нагаева»

5. Спасение челюскинцев 03.-04.1934 об.jpg

5. Спасение челюскинцев 03.-04.1934.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото 7. Самолёты Р-5/П-5 «CCCP-Л1090» М.В. Водопьянова (1-й справа) и транспортные Junkers W-33 (ПС-4) И.В.Доронина («СССР-Л-735») (2-й справа) и В.Л.Галышева («СССР-Л-752») (1-й слева) во время операции по спасению челюскинцев на аэродроме в бухте Нагаева.  пос. Нагаево-Магадан, 22-26 или 27 (?) марта 1934 г.

Надпись на обороте: «пос. Нагаево»

6. Спасение челюскинцев 03.-04.1934.jpg

6. Спасение челюскинцев 03.-04.1934 об.jpg

Link to post
Share on other sites

Фото самолётов Junkers W-33 (ПС-4) «СССР-Л-735» и  «СССР-Л-752» из Сети:

Описание с фото «СССР-Л-752»:  "ГРУППА АВИАТОРОВ - УЧАСТНИКОВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ У САМОЛЕТА «СССР Л752» ЛЕТЧИКА ВЛ. ГАЛЫШЕВ.
АЭРОДРОМ В БУХТЕ ПРОВИДЕНИЯ, ЧУКОТКА
Слева направо: 1-й - В.С.Молоков, 4-й B.Л.Галышев 6-й - И.В.Доронин, 8-й - Н.П.Каманин, 9-й М.П.Щелыганов (штурман), АПРЕЛЬ 1934 г."

 

Л-752.jpg

Л735 W-33 (16) лагерь челюскинцев 1934.jpg

Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Для справки: Участвуя в операции по спасению челюскинцев, Михаи́л Васи́льевич Водопья́нов (1899-1980),  вместе с В. Галышевым и И. Дорониным, совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем (в т.ч. с посадкой на аэродроме Нагаево - прим.) на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В марте 1934 года пилоты Галышев, Доронин и Водопьянов принимая участие в  экспедиции по  спасении челюскинцев,  прокладывали новую воздушную трассу Хабаровск – Анадырь – Уэлен. 22 марта все три летчика были в Магадане. В это время на аэроплощадке в бухте Нагаева работали 36 человек.

Из книги «Как мы спасали челюскинцев»: - Мне очень памятно, что в этот самый день, 22 марта, тайфун потрепал в Японии г. Хакодате, и очевидно мы летели в тыловой части тайфуна. Как только мы сели на аэродром в Ногаеве и сбавили газ, самолеты ветром понесло по льду. Пришлось снова дать газ. Порывами страшного ветра поднимало то одну плоскость, то другую. Только когда пограничники подбежали к нам и ухватились за крылья, мы смогли остановиться и избежать аварии. Тщательно укрепили самолеты.

Водопьянов сделал в клубе доклад о нашем полете. этот же день в баки было залито горючее, а в ночь мой бортмеханик дядя Яша снял масляный бак и, хорошо его пропаяв, опять поставил на место. С удовольствием вспоминали встречу в Ногаеве. Приветствовать нас вышли все жители г. Могадан. Могадан — для окраины город не маленький, на несколько тысяч жителей, два больших клуба, много культурных сил. На митинге я выступил от летного состава. Приветствовали нас криками «ура», да здравствуют герои Арктики». Нам было очень неловко, мы не знали, куда смотреть, потому что фактически мы еще ничего не сделали. На митинге говорили об освоении Арктики и выражали надежду, что самолеты теперь будут здесь летать постоянно. После митинга был прекрасный концерт.

Источник: Аэродром в бухте Нагаева // http://www.kolymastory.ru/glavnaya/dorogi-v-nebo-kolymy/vozdushnye-gavani-kolymy/aerodrom-v-buhte-nagaevo/

  

Через четыре часа тридцать минут прилетел в Охотск. Сделал круг над аэродромом. Смотрю — стоят два наших самолета. Наконец-то, догнал!   Галышев и Доронин были очень довольны. Мы опять вместе.
Заправили самолеты. Вылет отложили. К несчастью, на другой день погода испортилась. Только 22 марта нам удалось вылететь дальше.
         Из Охотска мы летели на высоте две тысячи метров. Ясный день — на сто километров видно. Но до чего нас качало! Летишь, смотришь на альтиметр — 2200... и вдруг — 1800, внезапно проваливаешься вниз. Мне не очень страшно, у меня машина пилотажная, а вот у Галышева и Доронина машины пассажирские. Им здорово досталось. Вдобавок ветрило был встречный. Шестьсот пятьдесят километров мы летели шесть часов, тогда как это расстояние я, например, на своем самолете должен был покрыть за три часа двадцать минут.
         В Нагаеве нам рассказали, что в этот день в Японии разрушило целый город Хокодате и потопило несколько пароходов. Мы, вероятно, попали в крыло этого тайфуна.
Здесь нам пришлось сидеть пять суток. Дня четыре так пуржило, что вокруг ничего не видно. Гижига сообщала каждый день по нескольку раз, что у них свирепствует пурга, видимость пятьсот метров.
          27 марта, несмотря на сильный ветер, мы полетели в Гижигу. Трудно было улететь из Нагаево! Подниматься пришлось на строения, заруливать по ветру, люди помочь не могут, аэродром — чистый лед. Пришлось поставить самолеты против ветра. Зато оторвались очень быстро. Галышев поднялся первым, я — третьим. {181}
Ветер опять был встречный.

           (...) Только на другой день пришло радио: из-за плохой погоды Галышев и Доронин вернулись обратно в Нагаево и сейчас вылетели сюда. Хорошо, что я прилетел вчера! Сегодня вдоль аэродрома посадка уже невозможна из-за сильного ветра, а если бы мы поверили их знакам — посадка могла бы кончиться печально...

Источник: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=3339&start=25

 

Edited by sulejm34
Link to post
Share on other sites

Фото 8. Группа командиров и политработников, возможно, УПВ НКВД Западно-Сибирского округа либо  УВС НКВД Западно-Сибирского округа,

г. Новосибирск (?),  после 26.07.1940 и до  01.1943 гг.

Старший батальонный комиссар Порошин Фёдор Яковлевич (1900 - ?) - крайний слева в верхнем ряду.

8. Комсостав погранвойск НКВД.jpg

Link to post
Share on other sites

На сайте karagodin.org (см. https://karagodin.org/?p=27082& ) размещено следующее фото с соответствующей надписью: «Фотография курсантов и сотрудников Новосибирской межкраевой школы НКВД»

Очевидно, атрибуция фото неверная - петлицы у присутствующих явно не курсантов МКШ НКВД (цветовую гамму можно сравнить с фото курсантов тут см. https://www.forum.antique-photos.com/topic/4998-kursanty-tbilisskoy-ili-tashkentskoy-mezhkraevoy-shkoly-gugb-nkvd/ , да и представленные на самом проекте фото работников органов ГБ с петлицами соответствующего цвета опровергают атрибуцию фотографии). Скан очень не чёткий, но можно предположить что на фото, возможно, пограничники либо милиция, либо вообще РККА. 

Учебный курсы Новосибирской межкраевой школы НКВД (МКШ).jpg

Link to post
Share on other sites

Представленный в центре Фото № 8  товарищ имеет отдалённое сходство с центральным товарищем с медалью «ХХ лет РККА» и знаком «Участнику Хасанских боёв» - полковнику либо полковому комиссару войск НКВД. Если, конечно, считать, что групповое фото с сайта karagodin.org сделано в Новосибирске. Правда, на нём у товарища Красная Звезда без медали «ХХ лет РККА»...

Учебный курсы Новосибирской межкраевой школы НКВД (МКШ)1.jpg

8. Комсостав погранвойск НКВД К2.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...